Библиографическое описание:

Саламан О. Л. Коммуникации и компетентности как неотъемлемая часть достижения единой таможенной политики Таможенного союза в рамках Европейского Союза // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 402-405.

В данной статье рассматривается роль коммуникаций, использующихся в Таможенном союзе Европейского союза, в целях достижения единой таможенной политики. Приводится классификация компетентностей и актуальность их применения в странах мира.

Ключевые слова: коммуникации, таможенные администрации, Таможенный союз, Европейский союз.

Таможенный союз в рамках Европейского Союза (далее — ЕС) является одним из наиболее успешных примеров европейской степени интеграции с центральной ролью компетентностей на уровне ЕС, которая развивалась на протяжении многих лет.

Изначально Таможенный союз ЕС основывался на реализации четырех основных принципов:

-                   отмене таможенных пошлин на внутренних границах между странами-членами ЕС;

-                   общем таможенном тарифе на ввозимые товары из-за пределов ЕС;

-                   общих правилах происхождения товаров, импортируемых из-за пределов ЕС;

-                   едином определении таможенной стоимости.

Сегодня европейский Таможенный союз основан на едином таможенном тарифе (далее — ЕТТ) и едином таможенном законодательстве, которые непосредственно применяются на всей территории ЕС. Применение единого законодательства означает, что происходит реализация ЕТТ по всему ЕС, что является общим подходом к использованию складских процедур и осуществлению правил перемещения транзитных грузов, а также единого набора административных документов, действующих на всей территории ЕС. В настоящее время все вышеперечисленные меры достигнуты в полной мере, поскольку ЕС образовывался в течение нескольких лет и на сегодняшний день включает 28 стран мира с 24 языками [1].

Эффективное общение является неотъемлемой частью системы достижения целей, что в свою очередь включает в себя уведомление, которое исходит централизованно от Европейской Комиссии (ЕК), так называемое общение «день-в-день» и обмен информацией между таможенными администрациями ЕС, а также связь с другими пограничными ведомствами, деловыми кругами и на международном уровне с такими организациями, как Всемирная таможенная организация (далее — ВТамО).

Управление Таможенного союза ЕС создано на европейском уровне, учитывая основные правовые аспекты согласования всех вопросов с Советом ЕС и Европейским парламентом. Разработка и внедрение новых проектов осуществляется Европейской комиссией (далее — ЕК) совместно с различными комитетами и рабочими группами, которые включают в себя представителей таможенных администраций по всей территории ЕС. Эти группы имеют различные функции, начиная с общего стратегического направления Таможенного союза и заканчивая практическим применением таможенных процедур. Данная работа состоит также в консультации с различными техническими специалистами и представителями бизнеса. Все это приводит к единому осуществлению таможенной политики в масштабах всего ЕС [1].

Предоставление информации о событиях и изменениях в работе таможни передается несколькими способами. Большая часть информации передается непосредственно в собственные внутренние структуры государств-членов ЕС. Также есть множество групп и сетей, использующих особую платформу, которая осуществляет централизованное управление ЕК. Одним из такого рода общения является сетевое общение специалистов в индивидуальных государствах-членах ЕС. ЕК передает информацию на общем уровне, в то время как конкретные практические аспекты бизнеса и частных лиц предоставляются непосредственно государствами-членами ЕС.

Помимо этого используются традиционные методы коммуникаций, такие как:

-                   семинары и рабочие группы (интернет источник: http://ec.europa.eu/taxation_customs/index_en.htm);

-                   регулярные информационные бюллетени (интернет источник: http://ec.europa.eu/taxation_customs/common/news-flash/index_en.htm);

-                   пресс-релизы в СМИ и статьи, в том числе в социальных сетях (например, в популярном Твиттере — Twitter@EU_Taxud);

-                   конкретные коммуникационные кампании, например по информированию туристов по ввозу и вывозу 10 000 евро или более (интернет источник: http://ec.europa.

-                   ЕС/taxation_customs/customs/customs_controls/cash_controls/index_en.htm).

Одним из ключевых результатов полноценного развития и совместной работы в Европейском Союзе, а также участия в обмене передовым опытом, является создание электронных курсов, которые имеют особое преимущество, заключающееся в общих подходах таможенных органов всех государств-членов ЕС. Кроме этого, проведение курсов централизованно снижает производственные затраты. Стоит отметить, что интернет-курсы с неконфиденциальным информационным наполнением также являются общением с широкой общественностью.

Эффективные коммуникации являются предпосылкой для таможенных администраций для того, чтобы обеспечить достоверность и актуальность информации для таможенных органов в деле упрощения процедур торговли, обеспечения безопасности и содействия соблюдению таможенного законодательства. Компетентность и умение общаться выступают в качестве одного из признанных требований в новых Рамочных стандартах компетентностей ЕС для таможенной профессии, которые, в свою очередь, разработаны не только для государственного сектора, но и для частного сектора. ЕС объявил, что вышеупомянутые Рамочные стандарты были выпущены к концу 2013 года, и будут доступны ВТамО и ее государствам членам в первой половине 2014 года. В таблицах 1–4 представлен обзор Рамочных стандартов компетентностей, разработанных ЕС.

Таблица 1

Обзор Рамочных стандартов компетентностей

1 группа

Основные таможенные ценности

Сильная этика и высокая надежность

Европейская безопасность и сосредоточенность на безопасности

Гармонизированные отношения и подходы в ЕС

Клиент и ориентация на сервис

Публичные обязательства по обслуживанию

Непрерывное обучение и профессиональное развитие

Операционное превосходство

Таблица 2

Обзор Рамочных стандартов компетентностей

2 группа

Профессиональные таможенныекомпетентности

Действия с проявлением операционного риска

Коучинг/Наставничество

Аналитическое мышление

Устная коммуникация

Нацеленность на результат

Знания и жизненный опыт

Межличностные отношения

Отчетность

Исследование возможностей

Справляться со стрессом

Решение проблемы

Творчество

Работа в команде

Управление конфликтами

Тайм-менеджмент

Управление данными

Профессиональные сети

Приспособляемость к изменениям

Установление приоритетов

Технологические возможности

Письменное общение

Принятие решений

Обработка информации

Работать эффективно

Исследования

Таблица 3

Обзор Рамочных стандартов компетентностей

3 группа

Операционные таможенные компетентности

Понимание таможенного дела

Тариф и классификация

Контроль товаров

Оперативная аналитика

Таможенное законодательство

Оценка

Запреты и ограничения

Анализ рисков

Таможенные процедуры

Происхождение товаров

Правоприменение

Интегрированное управление границами

Содействие торговле

Долг и гарантии управления

Таможенные расследования

Операции с цепями поставок

Уполномоченные экономические операторы

 Таможенный контроль 

Аудит

Поддержка для таможен

Обработки таможенных деклараций

Таблица 4

Обзор Рамочных стандартов компетентностей

4 группа

Управленческие таможенные компетентности

Выступление в качестве ролевой модели этики, хорошего управления и хорошей службы

Предпринимательство

Управление изменениями

Таможенные тенденции 21-го века

Переговоры

Финансовый менеджмент

Стратегическое управление цепями поставок

Стратегическая гибкость

Управление людьми

 Коммуникационный менеджмент

Стратегическое управление информационными технологиями

Проницательный профессионализм

Управление проектами

Разработка политики

Управленческая смелость

Инновации

Управление конфликтами

Политическое сознание

Процесс управления

Прежде всего, стоит привести определения понятий «компетенция» и «компетентность». Так в [2] под компетенцией понимается круг вопросов, явлений, в которых лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом, кругом полномочий, а второй термин («компетентность») означает осведомленность, авторитетность. Согласно [3] компетентность — это наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

Таблица 1 иллюстрирует первую группу компетентностей «Основные таможенные ценности». Этоценности, которые лежат в основе целей и убеждений европейских таможенных администраций. Данные ценности лежат в основе поведения таможенников и соответствуют их персональным убеждениям, таким образом, делая их своими собственными.

Вторая группа компетентностей «Профессиональные таможенные компетенции» предназначена для того, чтобы использовать их в более общем, расширенном профессиональном контексте, поэтому необязательно применять их только в таможенных целях.

Операционные таможенные компетентности рассчитаны для использования непосредственно в таможенных службах, поскольку они обладают особой спецификой, и охватывают операционную, техническую, ролевую деятельность, необходимые для успешного выполнения работы.

Управленческие таможенные компетентности также специфичны и предназначены для того, чтобы использовать их для людей, обладающих исключительно управленческими функциями.

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным обозначить такой вид компетентностей как коммуникативная компетентность. Она представляет собой обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения [3]. В интересах эффективной таможенной деятельности данный вид компетентностей является наиболее перспективным, поскольку обладает специфическими качествами для профессиональной работы таможенников.

Что касается коммуникаций, применяемых на международной арене, то важно отметить их особое положение среди множества мероприятий, осуществляемых таможенными администрациями. Так, ЕС будет стремиться к совершенствованию таможенного сотрудничества, дальнейшему установлению стандартов и созданию потенциала в интересах всех таможенных служб по всему миру. Причем данные меры будут осуществляться как на двусторонней основе с большинством стран, так и в сотрудничестве с ВТамО. В дополнение к развитию сотрудничества и передовой практики на международном уровне, важно также убедиться, что приоритет отдан именно в отношении осуществления легального бизнеса и учета гражданских прав.

Статус «уполномоченного экономического оператора» (УЭО) также обеспечивает потенциальные преимущества для бизнеса не только в плане упрощения таможенных процедур на уровне ЕС, но также посредством заключения соглашений о взаимном признании (СВП) в различных странах мира.

Информирование населения в равной степени важно для дальнейшего продвижения работы таможни, а также объяснения правил и норм, которые влияют на нее. Прежде всего, это касается путешествия людей или покупок ими товаров через Интернет. Само собой разумеется, что информирование значительно облегчает соблюдение таможенного законодательства со стороны членов общества [4; 5].

Стоит отметить, что коммуникации являются непрерывным процессом.

Во время празднования Международного дня таможенника в январе 2014 года, ВТамО объявила 2014 год «Годом коммуникаций», содержащий следующий лозунг: «Обмен информацией для более эффективного сотрудничества». Данное решение поддержало и одобрило большинство стран, преследуя единый замысел, заключающийся в понимании и роли коммуникаций как непрерывного процесса для дальнейшего успешного развития таможенных администраций.

В заключении следует отметить, что интересы стран, прежде всего, должны быть сосредоточены на необходимости обеспечения безопасности и соблюдения порядка в мире, в котором продолжает расти международная торговля, и развиваются цифровые технологии. При этом роль таможенных администраций в этой связи находится на первостепенных позициях наряду с другими государственными контролирующими органами.

Литература:

1.      Официальный сайт Всемирной таможенной организации. Режим доступа: http://www.wcoomd.org/en.aspx.

2.      Толковый словарь Д. И. Ушакова. Режим доступа: http://ushakovdictionary.ru.

3.      Свободная энциклопедия «Википедия». Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.

4.      Официальный сайт Европейской комиссии. Режим доступа: http://ec.europa.eu/taxation_customs/common/travellers/index_en.htm.

5.      Официальный сайт Европейской комиссии. Режим доступа: http://ec.europa.eu/taxation_customs/common/buying_online/index_en.htm.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle