Библиографическое описание:

Ефимов П. П., Костин В. Н. Сущность инновационной образовательной среды вуза // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 502-506.

Рассматривается сущность инновационной образовательной среды. Выделяются критерии инновационности. Показывается, в чем суть инновационности образовательной среды.

Ключевые слова: образовательная среда, инновации.

Для того чтобы раскрыть сущность инновационной образовательной среды вуза рассмотрим последовательно, как понимается каждый термин из этого понятия в научной литературе. Среда всегда исследовалась многоаспектно, а само понятие «среда» использовалось во всех областях знания, имеющих своим объектом человека. Разные области знания по-разному подходят к включению понятия «среда» в свои положения. Целевые установки, субъективные предпочтения, исторический этап — всё это сказывается на том, как понимается сущность среды тем или иным исследователем, или практиком.

В подавляющем большинстве педагогических исследований под образовательной средой понимается совокупность условий:

образовательная среда — совокупность неких условий (Л. И. Холина);

среда вуза — совокупность условий, средств и факторов вузовской жизнедеятельности студентов и преподавателей (В. Л. Кургузов);

образовательная среда — совокупность специально создаваемых и спонтанно возникающих условий взаимодействия личности и объективного мира вуза, являющейся дополнением к собственно предметному обучению (А. И. Артюхина);

образовательная среда — система ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека (Ю. Н. Кулюткин, С. М. Тарасов);

образовательная среда — система влияний и условий формирования личности по данному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении (В. А. Ясвин).

Ряд исследователей в своих определениях связывают образовательную среду с пространством:

образовательная среда — пространство особым образом организованных отношений [1].

образовательная среда — предметно-пространственное окружение обучающихся, в котором они осуществляют свою деятельность [5].

В. А. Козырев, для разведения понятий «среда» и «пространство», отмечает, что пространство может влиять на человека, но не подразумевает его включённость, а среда есть взаимовлияние и взаимодействие окружения с субъектом образования. Исходя из этого, среда как педагогическое явление есть совокупность условий, в которых разворачивается образовательный процесс, и с которыми вступают во взаимодействие субъекты этого процесса [4].

Разнообразие трактовок в понимании сущности образовательной среды объясняется, с одной стороны сложностью данного педагогического явления с другой, — целями конкретных исследований, в которых изучались те или иные его стороны.

Из анализа различных дефиниций образовательной среды следует, что авторы используют, в основном, два понятия «условия» и «возможности». Следует также отметить, что ряд исследователей под образовательной средой понимает «продукт отношений» участников образовательного пространства. Так в работе Ю. Н. Михайловой отмечается, что «образовательная среда представляет собой одну из форм взаимосвязи человека и окружающего мира. Человек, получающий образование, не просто взаимодействует с образовательной средой, он может самореализоваться в этом взаимодействии, осваивая культуру, выстраивая социальные отношения, вовлекая материал природы в пространство собственной жизнедеятельности. Таким образом, образовательная среда представляет собой продукт отношений между субъектами образовательного пространства» [6, С. 134].

Исходя из вышесказанного, под образовательной средой вуза будем понимать продукт отношений субъектов образовательного пространства. При этом под понятием «образовательное пространство» будем понимать динамическое единство субъектов образовательного процесса и системы их отношений. Тогда продуктами отношений субъектов образовательного пространства являются все дидактические компоненты процесса образования — его содержание, технологии, формы, методы, средства обучения, а также механизмы управления отношениями субъектов образовательного процесса.

Теперь необходимо остановиться на понятиях инновация и новация.

В работе Андроновой Т. А. отмечается, что «инновация — это предмет (результат интеллектуальной деятельности, продукт, объект), а также существенные изменения в социальной и вещественной среде, полученные в ходе коммерциализации объектов научно-технической и иной деятельности, содержащие новые, в том числе научные, знания, созданные с целью удовлетворения социальных потребностей и (или) получения прибыли». [1, С. 21].

Как отмечает В. И. Слободчиков, «инновация означает вхождение нового в некоторую сферу, вживление в неё и порождение целого ряда изменений в этой сфере. А значит, инновация — это, с одной стороны, процесс реализации, внедрения, а с другой — это деятельность по вращиванию новации в определённую социальную практику»… При этом следует различать понятия «инновация» и «новация» [8].

Таблица 1

Различение понятий «новация» и «инновация»

Критерии

Новация

Инновация

Масштаб целей и задач

Частный

Системный

Методологическое обеспечение

В рамках существующих теорий

Выходит за рамки существующих теорий

Научный контекст

Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения

Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки

Характер действий (качество)

Экспериментальный (апробирование частных нововведений)

Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат

Характер действий (количество)

Ограниченный по масштабу и времени

Целостный, продолжительный

Тип действий

Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества

Проектирование новой системы деятельности в данной практике

Реализация

Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией)

Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности

Результат, продукт

Изменение отдельных элементов в существующей системе

Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы

Новизна

Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики

Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности

Последствия

Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей

Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок

Рассматривая каждый из критериев, отраженных в таблице 1, проведем доказательство инновационности образовательной среды применительно к исследованию [9]:

1.    Системный масштаб целей и задач. Действительно, в основе образовательной среды лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (технологий образования, содержания образования, форм управления качеством образования, методов воспитания и др.).

2.    Методологическое обеспечение выходит за рамки существующих теорий. Это подтверждается, к примеру, использованием трансдисциплинарного подхода, синергетического подхода и т. д. Системам, рассматриваемым с позиции синергетики, по утверждению Г. Хакена, присущи, в частности, такие признаки, как «взаимодействие составляющих их элементов, нелинейность, открытость, подверженность внутренним и внешним колебаниям, возможность перехода в нестабильное состояние, происходящие в них качественные изменения, наличие эмерджентных качеств, возникновение пространственных, временных, пространственно-временных или функциональных структур, которые могут быть упорядоченными или хаотическими» [7, с. 55].

3.    Научный контекст может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки. Это подтверждается тем, что если ранее была тенденция к закрытости, т. е. движении в некоторой принятой системе координат, то сейчас наблюдается тенденция к «открытости», т. е. возможности выхода за пределы «конечных» предпосылок рационального познания. Дело в том, что первым необходимым условием формирования инновационной среды является её открытость, что означает обмен с внешней средой информацией и/или энергией и/или веществом. Поэтому образовательная среда открылась и может стать инновационной (если будут выполнены другие закономерности и принципы её формирования).

4.    Характер действий (качество) — целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат. Для обеспечения этого качества в формируемой образовательной среде будет происходить мониторинг всех показателей среды. Более того, для перехода на новый качественный уровень предлагается осуществлять прогноз развития образовательной системы.

5.    Характер действий (количество) — целостный, продолжительный. Это подтверждается тем, что образовательная среда обладает собственными свойствами, определяющими ее целостность, которые не сводятся к совокупности свойств её элементов. Действительно, целостность проявляется в том, что образовательная среда (как система) обладает собственной закономерностью функциональности и целью. Продолжительный характер действий в образовательной среде обусловлен тем, что процессы, которые происходят в образовательной среде, в основе своей, носят длительный характер, с ориентиром на перспективу. Например, создание ситуационно-прогностических центров в рамках образовательной среды вузов позволит своевременно отрабатывать превентивные меры.

6.    Тип действий — проектирование новой системы деятельности в данной практике. Обеспечивается оптимальным сочетанием самоорганизации и управления, т. е. развитие образовательной среды осуществляется как управляющим органом, так и в рамках самой образовательной среды. В том числе, наличие данного критерия подтверждается и появлением нового вида деятельности в рамках образовательной среды вуза — тьюторство, что позволяет сформировать и реализовать индивидуальные образовательные программы обучающихся. Также следует отметить новые методы воспитания, которые целесообразно использовать в образовательной среде. Ведь, действительно, характерные черты поведения современной молодежи, приобрели определенную степень своеобразия. И это необходимо учитывать при формировании образовательной среды.

7.    Реализация — проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности. Подтверждается появлением новой структуры в рамках рассматриваемой образовательной среды — ситуационно-прогностического центра управления качеством образования, представляющий собой сложную иерархически организованную систему. Следует также отметить, что одним из необходимых условий для осуществления данной деятельности является обеспечение безопасности образования, что обуславливает актуальность поиска возможностей организации образовательной среды вуза, обеспечивающей безопасность условий и возможностей достижения качества образования.

8.    Результат, продукт — полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы. Применительно к формируемой образовательной среде это обусловлено увеличением сложности образовательной системы, что подтверждается появлением нового качества среды — её субъективности, новых элементов среды — образовательных компетентностей, индивидуальных образовательных маршрутов и индивидуальных образовательных траекторий, новых трансдисциплинарных технологий и др. Как следствие этого, компоненты образовательной среды будут связаны между собой сложными нелинейными отрицательными и положительными обратными связями.

9.    Новизна — открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности. Подтверждается тем, что формируемая образовательная среда будет включать субъект-субъектные отношения всех участников образовательного процесса, отличающиеся тем, что они базируются: на новом содержании образования, отраженном в авторских образовательных программах и в индивидуальных образовательных траекториях обучающихся; на новых технологиях образования, основанных на трансдисциплинарном подходе, интерактивных методах обучения и тьюторстве; на новых методах воспитания; на новых формах управления образовательной средой, основанных на создании ситуационно-прогностических центров в вузах; на безопасной образовательной среде вуза.

10.     Последствие — возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок. Действительно, при индустриальном типе общества господствовала классическая парадигма мировоззрения, что предполагает деятельностный подход к обучаемому. Данной парадигме присущи такие ключевые понятия как завершенность, линейность и т. д. В современных условиях более подходит постнеклассическая парадигма образования, которая соответствует информационному типу общества. Данной парадигме присущ компетентностный подход и такие ключевые понятия, как незавершенность, нелинейность и т. д. И, конечно, разрабатываемая образовательной среда соответствует именно информационному типу общества, что лишний раз подчёркивает её инновационность.

Таким образом, можно констатировать, что формируемая в исследовании [9] образовательная среда соответствует критериям инновационности. Теперь остановимся на том, как исследователи понимают инновационную образовательную среду.

Определяя сущность инновационной образовательной среды Алисов Е. А., Подымова Л. С. отмечают, что ее отличительной чертой является «синтез основополагающих факторов развития личности — среды жизнедеятельности, воспитания, самообразования и самовоспитания, направленных на реализацию творческого потенциала обучаемого. Такая среда представляет собой комплексную форму функционирования и реализации основополагающих принципов инновационной педагогики и является единым образовательным пространством учебного заведения, позволяющим кооперировать усилия всех заинтересованных субъектов и объектов в качественной подготовке будущих специалистов» [1, С. 61–62].

В работе Шмелевой Е. А. отмечается, что «формирование инновационной среды направлено на развитие инновационного потенциала, необходимого для генерирования новых идей, создания новых продуктов, технологий, продвижения фундаментальных и прикладных исследований в разных отраслях знания, в т. ч. педагогического, на развитие инновационной активности личности как основного критерия готовности к инновационной деятельности в профессиональной сфере» [10, С. 14].

С учетом вышеприведенных тезисов, под инновационной образовательной средой вуза будем понимать продукт субъект-субъектных отношений всех участников образовательного процесса, отличающийся тем, что он базируется:

на инновационном содержании образования, отраженном в авторских образовательных программах и в индивидуальных образовательных траекториях обучающихся;

на инновационных технологиях образования, основанных на трансдисциплинарном подходе, интерактивных методах обучения и тьюторстве;

на инновационных методах воспитания, основанных на уточненных методах воспитательной работы с молодежью в современных условиях;

на новых формах управления образовательной средой, основанных на создании ситуационно-прогностических центров в вузах;

на безопасной образовательной среде вуза, основанной на непрерывном мониторинге и регуляции опасностей, влияющих на качество образования в вузе.

Таким образом, выявление сущностных характеристик инновационной образовательной среды, их сравнительный анализ и сопоставление с общенаучной лексикой позволили уточнить это понятие применительно к вузу. Исходя из предназначения инновационной образовательной среды выявлены присущие ей особенности. В своей совокупности перечисленные положения позволяют организовать целенаправленную работу по обоснованию требований, предъявляемых к ней в современных условиях.

Литература:

1.         Алисов Е. А., Подымова Л. С. Инновационная образовательная среда как фактор самореализации личности / Е. А. Алисов, Л. С. Подымова // СПО. — 2001. — № 1. — С.61–63.

2.         Андронова Т. А. Круглый стол «Актуальные проблемы российского предпринимательского права» // Предпринимательское право. — 2007. — № 1. — С.21.

3.         Башмаков М. И., Поздняков С. Н., Резник Н. А. Информационная среда обучения / Сиб.: Свет, 1997. 400 с.

4.         Козырев В. А. Высшее образование России в зеркале Болонского процесса: науч.-метод. пособие для пед. работников вузов — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 429 с.

5.         Мазур М. И. «Образовательная среда школы как средство реа-лизация интеллектуального потенциала учащихся: Дисс. канд.пед.наук. Новосибирск, 2006. 201 с.

6.         Михайлова Ю. Н. Воспитательно-образовательная среда вуза как средство повышения уровня адаптивности студентов к профессиональной деятельности // Ю. Н. Михайлова /Вопросы современной науки и практики / Университет им. В. И. Вернадского. № 7–9(30). 2010. — C. 131–137.

7.         Синергетике — 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии. — 2000. — № 3. — С. 53–61.

8.         Слободчиков В. И. Инновации в образовании: основания и смысл Текст. / В. И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников. 2004. — № 2–3. 72 с.

9.         Солодова Е. А., Ефимов П. П. Проблема формирования инновационной образовательной среды военного вуза // Тезисы докладов XXI конференции «Математика. Компьютер. Образование», Дубна, 2014.

10.     Шмелева, Е. А. Инновационная образовательная среда вуза: пространство развития /Е. А. Шмелева // Научный поиск. — 2012.– № 1(3). — С. 14–17.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle