Сравнительный анализ результатов учёта изменчивости геокомплексов при дорожно-климатическом районировании территорий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 12.05.2014

Статья просмотрена: 613 раз

Библиографическое описание:

Коняева, О. В. Сравнительный анализ результатов учёта изменчивости геокомплексов при дорожно-климатическом районировании территорий / О. В. Коняева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10963/ (дата обращения: 20.04.2024).

В работах [1,2,3] показаны методы и результаты дорожно-климатического районирования территорий, расположенных в пределах административных образований Западной Сибири. В настоящей статье сделана попытка оценить достоверность проложения линий границ при выделении однородных по географическим признакам территорий в системе «зона-подзона-дорожный район» на примере Тюменской области.

На рис. 1 показан алгоритм моделирования геокомплексами зонального, интразонального и регионального характера. Предложенная в работе [1] методика дорожно-климатического районирования позволяет обрабатывать информацию по большему количеству факторов, предварительно сгруппировав их в единую базу данных [4]. По результатам математического моделирования геокомплексами составлена карта-схема дорожных районов, выделенных на территории принятого к сравнению административного образования (рис.2).

Рис. 1. Алгоритм выделения дорожных районов по комплексу природных и климатических условий.

Рис. 2. Карта — схема дорожно-климатического районирования территории Тюменской области, полученная с применением математических методов: II, III, — дорожно-климатические зоны; Р — подзона по типам рельефа (равнинный); 1, 2, 3, 4, 5 — номера дорожных районов.

Рис. 3. Районы, выделенные по степени сложности природных условий Тюменской области для строительства дорог (по Т. В. Звонковой, Н. В. Филанчук): 1 — очень сложные; 2 — сложные; 3 — осложненные; 4 — относительно простые.

Ранее специалистами МГУ [5] были показаны результаты по делению территории Тюменской области на районы, отличающиеся сложностью природных и климатических условий для строительства автомобильных дорог (рис.3). При этом были учтены: влажность местных пылеватых суглинков и супесей; процент заболоченности и заозеренности территории (от 25 до 80 %); неблагоприятные климатические условия зимы; обилие рек и продолжительность паводков. Принятые факторы были сгруппированы в диапазонах наблюдаемых величин по дорожно-климатическим зонам в соответствии со СНиП 2.05.02–85* [6].

Сравнительный анализ карт-схем дорожно-климатического районирования территории Тюменской области, составленных специалистами ТГАСУ и МГУ, показал наличие отклонений по площади трех идентифицированных районов II.P.2, II.P.4 и II.P.5 в диапазоне от 0 до 14 %. Так, сопоставление площадей территорий, занимаемых дорожным районом II.P.2 с районом 1 (МГУ) показало их полное соответствие. При сравнении площадей дорожного района II.P.4 и района с индексом 3, разница между ними составила 14 %. Это связано с тем, что специалисты ТГАСУ уточнили дислокацию линии границы II и III дорожно-климатических зон на карте Тюменской области, сместив ее южнее приведенной в СНиП [6]. По-нашему мнению, отличие в результатах выделения однородных территорий II.P.5 (ТГАСУ) и 2 (МГУ) в значительной мере связано с особенностями и широтой учета природно-климатических факторов в каждом исследовании. При определении площадей районов исследователями ТГАСУ не были учтены ландшафтные фации речных долин, отличающиеся сравнительно небольшой по величине площадью распространения. Наряду с этим, ими выделены новые дорожные районы III.P.1 и III.P.3 (рис.2). На рис.4 приведено соотношение площадей выбранных для сравнения районов, представленных в процентах от занимаемой территории. Диаграмма позволяет визуально оценить место каждого района по величине площади в системе их взаимодействия.

Рис. 4. Площади дорожных районов на территории Тюменской области (% от общей площади рассматриваемых районов).

Отмеченное свидетельствует об эффективности проводимых в ТГАСУ исследований, направленных на уточнение существующего дорожно-климатического районирования и выделения новых дорожных районов на основе исследования изменчивости геокомплексов с применением методов математического моделирования. Такой подход, по нашему, мнению будет способствовать более глубокому учету природно-климатических условий при проектировании автомобильных дорог и, соответственно, обеспечивать их экономичную эксплуатацию.

Литература:

1.         Ефименко, В. Н. Методические основы дорожно-климатического районирования территории юго-востока Западной Сибири / В. Н. Ефименко // Известия высших учебных заведений. Строительство. — 2002. — № 10. — С. 87–90.

2.         Ефименко, С. В. Некоторые вопросы совершенствования норм проектирования дорожных одежд автомобильных дорог / С. В. Ефименко, В. Н. Ефименко, М. В. Бадина // Дороги и мосты. — Москва, 2013. — Вып. 29/1. — С. 81–91.

3.         Ефименко, С. В. К уточнению схемы дорожно-климатического районирования территорий на примере районов Западной Сибири / С. В. Ефименко, В. Н. Ефименко, А. О. Афиногенов // Вестник ТГАСУ. — 2014. — № 1. — С. 125–134.

4.         Ефименко, С.В., Сухоруков А. В. Некоторые особенности формирования информационной базы, учитывающей геокомплексы при прогнозировании влажности грунтов земляного полотна автомобильных дорог районов Западной Сибири / С. В. Ефименко, А. В. Сухоруков // «Наука, образование, общество: тенденции и перспективы» Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. — Москва, 2014 — C. 172–174.

5.         Звонкова, Т. В. Карта оценки природных условий Тюменской области для дорожного строительства / Т. В. Звонкова, Н. В. Филанчук // Мелкомасштабные карты оценки природных условий.- М.: МГУ, 1970. — С. 57–64.

6.         СНиП 2.05.02–85*. Автомобильные дороги / Госстрой СССР. — М.: ЦИТП Госстроя СССР, 2004. — 56 с.



[1] Работа поддержана грантом РФФИ (проект № 14-07-00673 А).

Основные термины (генерируются автоматически): Тюменская область, III, район, дорожно-климатическое районирование территории, дорожный район, математическое моделирование.


Похожие статьи

Экспериментальная оценка целесообразности...

гидротермический коэффициент, Кемеровская область, земляное полотно, III, район, дифференцированное дорожно-климатическое районирование, тесная связь, Западная Сибирь...

Зависимости для разработки региональных норм плотности...

земляное полотно, Кемеровская область, коэффициент уплотнения, оптимальная влажность, естественная влажность грунта, увлажнение грунта, грунт, зависимость, район, Дорожно-климатическое районирование.

Оценка технической возможности повышенного уплотнения грунта...

Средние значения коэффициента уплотнения грунта по отдельным дорожно-климатическим районам (в соответствии с дифференцированным районированием проф. В. Н. Ефименко [3]) различаются: II.Г.2–0,978; II.Х.1–0,940; III.Х.4–0,986; III.Р.3–0,973.

Научный журнал «Молодой ученый» №7 (66) май-2 2014 г.

Сравнительный анализ результатов учёта изменчивости геокомплексов при дорожно-климатическом районировании территорий.

Влияние солевого состава озёр на почвенный покров территории Камышловского лога Омской области.

Характеристика низкогорно-предгорных ландшафтных районов...

По районированию рассматриваемой территории имеется достаточно разработок.

Климат района умеренно континентальный. Осадков выпадает 400–800 мм в год, причем их больше на склонах западной экспозиции и в низкогорно-привершинном типе местности.

Похожие статьи

Экспериментальная оценка целесообразности...

гидротермический коэффициент, Кемеровская область, земляное полотно, III, район, дифференцированное дорожно-климатическое районирование, тесная связь, Западная Сибирь...

Зависимости для разработки региональных норм плотности...

земляное полотно, Кемеровская область, коэффициент уплотнения, оптимальная влажность, естественная влажность грунта, увлажнение грунта, грунт, зависимость, район, Дорожно-климатическое районирование.

Оценка технической возможности повышенного уплотнения грунта...

Средние значения коэффициента уплотнения грунта по отдельным дорожно-климатическим районам (в соответствии с дифференцированным районированием проф. В. Н. Ефименко [3]) различаются: II.Г.2–0,978; II.Х.1–0,940; III.Х.4–0,986; III.Р.3–0,973.

Научный журнал «Молодой ученый» №7 (66) май-2 2014 г.

Сравнительный анализ результатов учёта изменчивости геокомплексов при дорожно-климатическом районировании территорий.

Влияние солевого состава озёр на почвенный покров территории Камышловского лога Омской области.

Характеристика низкогорно-предгорных ландшафтных районов...

По районированию рассматриваемой территории имеется достаточно разработок.

Климат района умеренно континентальный. Осадков выпадает 400–800 мм в год, причем их больше на склонах западной экспозиции и в низкогорно-привершинном типе местности.

Задать вопрос