Библиографическое описание:

Романкова А. А., Титова Е. И. Проектирование модульной структуры курса высшей математики в вузе // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 556-557.

В настоящее время математическая подготовка является одной из ведущих линий в профессиональном образовании будущих специалистов. Современный курс математики ориентирован на достижение одновременно нескольких целей (математика для повседневной практической деятельности, математика как элемент системы знаний об окружающем мире, математика как аппарат других учебных дисциплин и так далее). На это указывает формулировка основной задачи обучения математике в программе: «обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения сложных дисциплин».

Анализ математической подготовки студентов ПГУАС показал следующие методические проблемы преподавания высшей математики в данном вузе: нарушение преемственности; отрыв от практики, не осознанность студентами роли математики в их дальнейшей деятельности; сам курс математики можно считать разрывным. Традиционное изложение вузовского курса математики носит информационный характер, шокирует студентов огромный объем новой информации, усвоение которой затрудняется также большой численностью студентов на лекциях. Модульное обучение позволяет избежать эти проблемы путем использования разнообразных форм самостоятельной работы студентов.

Перестройка процесса обучения по модульным программам позволяет:

1)        интегрировать и дифференцировать содержание обучения путем группировки проблемных модулей учебного материала, обеспечивающих разработку курса математики в полном, сокращенном и углубленном вариантах;

2)        осуществлять самостоятельный выбор учащимися того или иного варианта курса математики в зависимости от уровня обученности и обеспечивать индивидуальный темп продвижения по программе;

3)        использовать модули в качестве сценариев для создания педагогических программных средств;

4)        акцентировать работу преподавателя на консультативно-координирующие функции управления познавательной деятельностью учащихся:

5)        сократить курс обучения без особого ущерба для полноты изложения и глубины усвоения учебного материала на основе адекватного комплекса методов и форм обучения.

Основополагающим этапом проектирования технологии модульного обучения математике является разработка модулей. Проектирование модулей, нацеленных на систематизацию математических знаний, базируется на выделенных нами дидактических принципах модульного обучения:

1)                   принцип блочной структуры;

2)                   принцип интегративности;

3)                   принцип вариативности;

4)                  принцип актуализации развивающего компонента содержания;

5)                  принцип осознанной перспективы;

6)                  принцип сотрудничества;

7)                  принцип незамкнутости.

Курс высшей математики состоит из двух основных форм проведения занятий: лекции и практические занятия. Применяя технологию модульного обучения при изучении курса высшей математики, на наш взгляд, целесообразней использовать лекции проблемного характера. Цель такой лекции заключается не только в передаче информации, но и в приобщении студентов к объективным противоречиям развития научного и практического знания по математике и способам их решения. Активизируется деятельность студента. Таким образом, лекция рассматривается нами как форма совместной деятельности преподавателя и студента, объединяющих свои усилия для достижения целей общего и профессионального развития личности специалиста. Практические занятия направлены на углубленное понимание студентами математической теории, излагаемой на лекции; на формирование умений применить изученное для решения задач; обрабатывать и анализировать математические данные. Модульное обучение направлено на то, чтобы устранить у студента безразличие к процессу образования, сделать его главным действующим лицом в учебном процессе, предоставить ему широкую возможность всестороннего развития профессиональной компетентности.

Предложим следующее по семестровое разбиение на модули курса высшей математики:

Модули курса высшей математики

Первый семестр

Второй семестр

Третий семестр

Четвертый семестр

1.      Линейная алгебра

2.      Аналитическая геометрия

3.      Введение в математический анализ

4.      Дифференциальное исчисление функции одной переменной

5.      Комплексные числа

1.          Функции нескольких переменных

2.      Неопределенный интеграл

3.      Определенный интеграл

4.      Дифференциальные уравнения

1.                           Кратные интегралы

2.                           Криволинейные и поверхностные интегралы

3.                           Ряды

1.                                   Теория вероятностей

2.                                   Математическая статистика

Важно отметить, что предлагаемое деление на модули целесообразно реализовывать на основе соответствующих модульных программах, позволяющих представить рассматриваемую структуру в динамике. В настоящее время нами производится подбор и разработка программного обеспечения модульного обучения высшей математике студентов технических специальностей вузов.

Литература:

1.                   Акимова И. В., Губанова О. М., Титова Е. И. Возможности реализации модульного подхода при обучении бакалавров педагогических специальностей на примере темы «Введение в алгебру логики»// Современные проблемы науки и образования. № 5.-2013 г.

2.                   Ермолаева Е. И. Систематизация математических знаний студентов строительных специальностей в процессе реализации модульного обучения [Текст]: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08/ Е. И. Ермолаева — Пенза, 2008. — 170 с.

3.                   Ермолаева Е. И. Особенности реализации модульного обучения в системе высшего образования //В мире научных открытий. 2010. № 4–5. С. 109–110.

4.                   Ермолаева Е. И. Проблемы усвоения математических знаний студентами технических вузов //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 7. С. 270–272.

5.                   Жидкова А. Е., Титова Е. И. Рекомендации для преподавателей по использованию технологии модульного обучения// Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 756–757.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle