Тенденции развития туристического потока России и стран Балтии (Эстония, Латвия, Литва) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 13.05.2014

Статья просмотрена: 647 раз

Библиографическое описание:

Мельник, А. А. Тенденции развития туристического потока России и стран Балтии (Эстония, Латвия, Литва) / А. А. Мельник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 80-83. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10950/ (дата обращения: 29.03.2024).

Туризм затрагивает многие сферы деятельности современного общества, в том числе экономику, культуру, социальную область жизни государства. Туроператоры и турагентства, наряду с территориальными органами власти, активно осуществляют продвижение, «продажу территории». В настоящей работе рассмотрен взаимообмен турпотока между странами Балтии и России и динамика роста за 2012–2013г. На основании этих данных можно выявить прирост турпотока рассматриваемых государств и выделить наиболее интересные области туризма.

Ключевые слова: туристские въезды, экономика страны, рост турпотока, области туризма, государственная политика, динамика развития, туристско-рекреационная сфера, социальная ответственность, туристский бизнес.

Туризм — одна из главных сфер деятельности современной экономики со значительной социальной и экономической направленностью, нацеленная на удовлетворение потребностей людей и повышение качества жизни населения. За последние годы мировая туристская индустрия сталкивается с постоянно повышающимся уровнем конкуренции между странами. Рост конкуренции на рынке туристского бизнеса происходит в результате действия следующих факторов:

-        появления все большего числа стран наполненных своим самомнением и стремлением к достижению собственных планов по привлечению туристов;

-        достижения вершины насыщения некоторых форм и видов туризма, предлагаемых туристскими центрами и странами (например, на рынке экскурсионной Европы, развития рекреационного туризма стран Балтии).

Система социальной ответственности имеет особенно важное значение для организаций туристско-рекреационной сферы. Это связано с энергичным развитием данной отрасли в рамках национальной экономики, её социальной ориентации, а также необходимостью быть безопасной, где на первый план выходит корпоративная социальная ответственность, призванная защищать интересы туристов и работников туристской сферы.

При реализации государственной политики в сфере туризма национальные туристские администрации множества стран учитывают тенденцию развития туризма в мире, составленный Всемирной туристской организацией (ЮНВТО). Согласно исследованию ЮНВТО «Туризм — панорама 2020" увеличение мирового турпотока в период между 2000 и 2020гг. прогнозируется более, чем в два раза [1]. Для России, в общем, также характерен рост динамичного развития данной отрасли. Проведённый Ростуризмом анализ статистических данных по въездному и выездному туризму по итогам 2010 г. показал следующее [2].

Количество въездов иностранных граждан в Российскую Федерацию по итогам года составило 22908625, что на 2 % больше, чем в 2009 г. Рост турпотока (с целью отдыха и деловых поездок) в прошедшем году продемонстрировали Германия, Великобритания, Австрия, Италия, Испания, Австралия, Израиль и некоторые другие страны. Число туристических поездок со служебными целями увеличилось на 1 %. Что касается традиционно туристских поездок с целью отдыха, то обращают на себя внимание значительные темпы роста поездок из Австралии (34 %), Испании (47 %), Австрии (22 %), Нидерландов (16 %), Израиля (15 %), Канады (13 %), Италии (12 %), Норвегии (10 %) [3].

Анализ выездного туризма показывает, что увеличиваются туристские предпочтения российских граждан: вместе с традиционным интересом к пляжному отдыху, у россиян всё более популярными становятся страны, где теплое море можно совместить с культурно-познавательной программой, а также с лечением. К этой категории отдыха одним из новых и комфортных направлений, можно считать курорты Балтийского моря.

Хотелось бы подробнее рассмотреть потенциал развития туристских взаимоотношений России и стран Балтии.

К новизне туристического потенциала Латвии можно отнести спрос на сельский туризм страны и развитие лечебно-рекреационного туризма. Процент иностранных туристов в Латвии в первом полугодии прошлого года по сравнению с аналогичным периодом позапрошлого года выросло на 31 %. Так же одним из наиболее популярных направлений отдыха в Латвии считается Юрмала.

Общее количество запросов на визирование туристов по итогам 2013 года выросло на 7–8 % по сравнению с 2012г. При этом Латвия намерена продолжать практику по увеличению выдачи россиянам мультивиз. На их получение могут рассчитывать граждане России, которые уже имели мультивизы стран Шенгенского соглашения.

В Латвии чаще всего бывают туристы из России, Германии, Финляндии, Швеции, Литвы и Эстонии, 80 % общего потока посещают Ригу. При этом динамика развития морского побережья Латвии вызывает все больший интерес среди иностранных туристов — летом спрос на отдых у Балтийского моря порой превышает предложения гостиничных заведений.

Что касается Литвы и ее лечебно-оздоровительного туризма: страну в 2012 году посетило 320 тыс. туристов из России, примерно на 43 % больше, чем в 2011 году, сообщает Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии (РСТ) (рис. 1).

Из общего туристского потока треть приходится на деловые поездки. Другие популярные направления — отдых, лечение и посещение родственников. А самые популярные виды туризма в Эстонии — культурно-познавательный, уикендный, активный, конгрессный, рекреационный и SPA-туризм. В первые 8 месяцев 2013 года гостиницы Эстонии посетили 1,27 млн. иностранных туристов. Это на 15 % больше, чем за то же время год назад. Количество российских туристов преумножилось на 48 %, а процент туристов, остающихся на ночлег составил 49 %. Причем, показатель количества российских ночевок за 8 месяцев уже обогнал весь 2012 год [4].

Таким образом, за 2013 год Эстонию посетили около 304,6 тыс. российских туристов — почти на 15 % больше, чем в предыдущем году. Всего, по данным департамента статистики республики, в стране за год побывали свыше 1,9 млн. туристов со всего мира, которые составили две трети от числа постояльцев местных отелей [5] (рис. 2).

Средний срок пребывания россиян в Эстонии, также подрос и составил чуть больше 2,5 суток. При этом Таллинн остается самым популярным городом в Эстонии, здесь останавливаются 62 % от всего турпотока россиян.

Но тем не менее, российские туроператоры, работающие по Прибалтике, особого всплеска спроса на Эстонию ни в этом году, ни на предстоящий летний сезон не заметили. Если сравнить эстонскую статистику с их собственной и можно обнаружить, что спрос на туры в Эстонию был либо чуть выше прошлогоднего, либо никак не проявил себя. А на предстоящие майские праздники многие компании зафиксировали снижение продаж.

Уже на протяжении нескольких лет подряд количество россиян увеличивается, они занимают второе место после финнов, уверенно опережая немцев и шведов. Финнов в ближайшее время обогнать, видимо, не удастся — в Таллинн их приезжает около полумиллиона, а россиян в прошлом году прибыло всего 76 тыс. Правда, подсчитать более точное количество туристов из России очень трудно, так как около 59 % из них едут в гости к друзьям и родственникам, не останавливаясь в отелях.

Однако туристско-рекреационная сфера в страхах Балтии только набирает силу, которую она черпает из потока российских туристов, даже в регионах традиционно привлекательных для отдыха. Поэтому одна из главных социально ответственных задач для туристских компаний России и Прибалтики и государств (не в меньшей степени) — приведение качества туристских услуг в соответствие с мировыми стандартами.

В заключение следует отметить, что социальная ответственность туристского бизнеса является одним из основных условий конструктивного взаимодействия трех основных ступеней «власть-бизнес-общество». Поскольку бизнес-сообщество целенаправленно развивает в последние годы тему социальной ответственности и социального партнерства говорит о том, что предприниматели России осознают всю необходимость ответственности за свои действия перед обществом, осознают, что именно благодаря их действиям развивается Россия. Это особенно важно в свете того, что российская федеральная власть считает бизнес главным субъектом построения инновационной экономики, ключевым элементом гражданского общества.

Подводя итоги можно обозначить наиболее перспективные области сотрудничества России и стран Балтии в XXI веке. Если рассматривать период 2010-х — 2030-х гг., то к числу наиболее перспективных областей сотрудничества России и стран Балтии можно отнести такие основные направления, как экономическая и социальная сфера.

Экономическая сфера.

Результат в данной сфере в большей степени зависит от самой России:

-        от эффективности дорожного строительства,

-        от успешности заявленной инвестиционной программы РЖД,

-        от увеличения средней скорости прохождения грузов по территории страны.

Всего этого можно добиться созданием единой континентальной транспортной системы, в рамках которой порты Литвы, Латвии и Эстонии могли бы использоваться как европейские «ворота» сухопутной железнодорожной и автодорожной сети, обслуживающей контейнерные и прочие перевозки на пространствах России, Центральной и Восточной Азии.

Еще одна экономическая тенденция сотрудничества России с Литвой, Латвией и Эстонией благоприятна. С одной стороны, через морские порты Клайпеды, Таллина, Риги и др. в 2011 г. было перевалено свыше 160 млн. тонн грузов, что кратно превышает суммарный грузооборот Большого порта Санкт-Петербурга и порта Калининграда (общий объем примерно 67 млн. тонн). При этом большая часть грузопотока, обслуживаемого портами стран Балтии, приходится на российские экспортно-импортные операции. С другой стороны, на фоне особенностей географического расположения Калининградской области и задач ее развития (а шире — задач развития всего Северо-Западного региона) конструктивное взаимодействие России с республиками Балтии является российским национальным интересом.

Сфера рекреации и экологии.

Взяв за основу факт, что экологическая тематика занимает одно из основополагающих мест и в политической, и в гуманитарной повестке дня Европейского Союза, Россия может инициировать совместный с Прибалтикой проект очистки Северо-Восточной части Балтийского моря от загрязнения. Эти стремления координируются с развитием рекреационных потенциалов национальных прибрежных зон, умножая общую туристскую привлекательность балтийского региона, в первую очередь, для собственных граждан.

Так же, важно принимать во внимание и учитывать интересы самой Прибалтики, а значит — воздерживаться от прямого давления на них и избегать конфликтной риторики по политическим вопросам.

Для совершенствования взаимоотношений, можно считать эффективными методами развития сотрудничества России и стран Балтии по указанным выше направлениям:

1.                  Делегирование части полномочий по выстраиванию отношений с Латвией, Литвой и Эстонией на уровень субъектов федерации — т.н. «регионализация».

2.                  Мобилизация ресурсов общественной дипломатии.

3.                  Создание благоприятного режима для расширения связей по линиям малого и среднего туристского бизнеса в реальных секторах экономики, основной акцент следует направить тенденции развития рекреационного туризма.

4.                  Содействие и поощрение межуниверситетской кооперации.

Литература:

1.                  Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 г. http://russiatourism.ru/section_449

2.                  Въездной и выездной туризм: итоги 2007 года // http://russiatourism.ru

3.                  Въездной и выездной туризм: итоги 2007 года // http://russiatourism.ru

4.                  Статья: «Рост турпотока из России в Литву остается 40-процентным» от 29 мая 2013г. [Электронный ресурс] http://www.travel.ru/news/2012/05/29/201388.html

5.                  Панферова Н., RATA-newsСтатья: «Въезд в Эстонию «делают» самостоятельные туристы» от 24.02.2014г. [Электронный ресурс] http://www.ratanews.ru/news/news_24022014_3.stm

Основные термины (генерируются автоматически): Эстония, Латвия, Россия, страна Балтии, Литва, социальная ответственность, туристский бизнес, турист, туристско-рекреационная сфера, выездной туризм.


Ключевые слова

туристский бизнес, государственная политика, туристские въезды, экономика страны, рост турпотока, области туризма, динамика развития, туристско-рекреационная сфера, социальная ответственность

Похожие статьи

Анализ современного состояния выездного туризма в России

Ключевые слова: рынок туристских услуг, выездной туризм, туристические потоки

В России туристский бизнес вырабатывается преимущественно с ориентацией на выезд.

Спирина С. Г., Меликсатян Л. А. Туристско-рекреационный комплекс Краснодарского края как...

Современное состояние и проблемы развития сельского туризма...

Ключевые слова: туризм, туристская отрасль, Республика Литва, сельский туризм, турист.

Все большее развитие агротуризм получает в странах Восточной Европы, таких как Польша, Болгария, Латвия, Литва.

Статьи по ключевому слову "туристский бизнес" — Молодой...

Формирование и развитие туристско-рекреационного кластера в моногороде. Молодой учёный №8 (55) август 2013 г. — Шалашаа З. И.

Тенденции развития туристического потока России и стран Балтии (Эстония, Латвия, Литва).

Перспективы развития регионального туризма | Статья в журнале...

Формирование туристического (или туристско-рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории

Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, турист, Литва, Россия, туристический кластер, деловой туризм...

К вопросу развития въездного туризма в Россию из стран...

Ключевые слова: туризм, tourism, въездной туризм, inboundtourism, выездной туризм

Туризм в XXI веке является одним из ведущих направлений социально-экономического

Россия предпринимает усилия для увеличения въездного туристского потока из стран...

Перспективы и направления развития туристско-рекреационной...

Ключевые слова:туризм; туристско-рекреационная деятельность; развитие туризма в Калининградской области; чемпионат мира по футболу; игорная зона. Калининградская область – самый западный регион Российской Федерации...

Туристический потенциал и проблемы развития туризма...

– создание приоритетных туристскорекреационных зон на основе принципов устойчивого развития

Основные термины (генерируются автоматически): Кыргызская Республика, Кыргызстан, республика, турист, развитие туризма, сфера туризма, страна СНГ, визовое...

Современное состояние и перспективы развития...

Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс, Ставропольский край, Кавказские Минеральные Воды, рекреационный туризм. Сфера туризма во многих странах мира является быстро развивающейся и прибыльной отраслью экономики.

Проблемы российского туризма | Статья в журнале...

Въездной туризм составлял лишь треть от выездного. А это означало что деньги, вывезенные гражданами России за границу, не ввозятся в таком же объеме иностранными туристами обратно в страну.

Рис. 1. Информационные ресурсы в сфере туризма.

Похожие статьи

Анализ современного состояния выездного туризма в России

Ключевые слова: рынок туристских услуг, выездной туризм, туристические потоки

В России туристский бизнес вырабатывается преимущественно с ориентацией на выезд.

Спирина С. Г., Меликсатян Л. А. Туристско-рекреационный комплекс Краснодарского края как...

Современное состояние и проблемы развития сельского туризма...

Ключевые слова: туризм, туристская отрасль, Республика Литва, сельский туризм, турист.

Все большее развитие агротуризм получает в странах Восточной Европы, таких как Польша, Болгария, Латвия, Литва.

Статьи по ключевому слову "туристский бизнес" — Молодой...

Формирование и развитие туристско-рекреационного кластера в моногороде. Молодой учёный №8 (55) август 2013 г. — Шалашаа З. И.

Тенденции развития туристического потока России и стран Балтии (Эстония, Латвия, Литва).

Перспективы развития регионального туризма | Статья в журнале...

Формирование туристического (или туристско-рекреационного) кластера фактически определяет позиционирование территории

Основные термины (генерируются автоматически): Калининградская область, турист, Литва, Россия, туристический кластер, деловой туризм...

К вопросу развития въездного туризма в Россию из стран...

Ключевые слова: туризм, tourism, въездной туризм, inboundtourism, выездной туризм

Туризм в XXI веке является одним из ведущих направлений социально-экономического

Россия предпринимает усилия для увеличения въездного туристского потока из стран...

Перспективы и направления развития туристско-рекреационной...

Ключевые слова:туризм; туристско-рекреационная деятельность; развитие туризма в Калининградской области; чемпионат мира по футболу; игорная зона. Калининградская область – самый западный регион Российской Федерации...

Туристический потенциал и проблемы развития туризма...

– создание приоритетных туристскорекреационных зон на основе принципов устойчивого развития

Основные термины (генерируются автоматически): Кыргызская Республика, Кыргызстан, республика, турист, развитие туризма, сфера туризма, страна СНГ, визовое...

Современное состояние и перспективы развития...

Ключевые слова: туристско-рекреационный комплекс, Ставропольский край, Кавказские Минеральные Воды, рекреационный туризм. Сфера туризма во многих странах мира является быстро развивающейся и прибыльной отраслью экономики.

Проблемы российского туризма | Статья в журнале...

Въездной туризм составлял лишь треть от выездного. А это означало что деньги, вывезенные гражданами России за границу, не ввозятся в таком же объеме иностранными туристами обратно в страну.

Рис. 1. Информационные ресурсы в сфере туризма.

Задать вопрос