Библиографическое описание:

Джалилзода З. Рынок труда в аграрном секторе экономики Таджикистана и ее управление // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 332-334.

Для национальной экономики Таджикистана в целом и его отдельных регионов, где в сельской местности проживает более 70 процентов населения, от развития аграрного сектора зависит решение многих социально-экономических проблем, в частности, формирование и усиленное функционирование рынка труда.

Новый этап ведения сельского хозяйства республики, начавшийся с 1992 года и выразившийся в осуществлении экономических реформ, при всей его непоследовательности и противоречивости, создал условия для становления многоукладной формы организации труда и производства в сельском хозяйстве (схема 1). Согласно принятым Правительством Республики Таджикистан комплексным мерам именно многоукладная экономика в ближайшие годы будет играть важную роль в обеспечении занятности населения. [1]

Рис. 1. Формы организации производства и труда в сельском хозяйстве Республики Таджикистан

Проводимые реформы и используемые методы проб и ошибок, а также отсутствие ясной стратегии завели аграрное производство в «экономические дебри», которые требуют оценочного подхода и принятия более верных решений.

Однако нельзя отрицать, что в аграрном производстве произошёл и ряд коренных изменений, которые в совокупности создают предпосылки для дальнейшего развития отрасли.

Современный рынок труда в Республике Таджикистан, характеризуется нарушением баланса между рабочими местами и предложением труда. С одной стороны, идет процесс превращения скрытой безработицы в открытую, а с другой стороны, различия в балансе принимают качественный характер. Происходящие перемены в основном связаны не только с отсутствием рабочих мест, но и несовпадением профессиональной и квалификационной подготовки рабочей силы.

Известно, что рынок труда самостоятельно не сбалансируется. Для этого необходимы определенные условия, что требует разработки управляющего механизма. Управляющий механизм в первую очередь включает в себя регулирования государством механизмов рынка труда. Именно учет этих механизмов, в конечном счете, будет обеспечивать совместное функционирование рынка труда как объекта управления и управляющей системы, то есть сбалансированности рабочих мест и предложения труда.

Система управления сбалансированностью рабочих мест и предложением труда как элемент рыночной экономики основывается на использовании экономических методов. При этом использование экономических методов должно эффективно сочетаться с использованием административных и социально-технологических методов управления.

Регулирование рынка труда необходимо в первую очередь применять для создания новых рабочих мест и условий для функционирования существующих рабочих мест.

В системе рынка труда осуществляются также мероприятия по повышению общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда.

В странах с рыночной экономикой, чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости при общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения.

Формирование рынка труда в экономике Таджикистана и в его отдельных регионах должно быть неотъемлемой частью становления рыночного механизма, и его регулирование должно осуществляться путем преодоления спада производства, недопущения массовой безработицы и принятия мер по повышению уровня жизни населения.

С реорганизацией крупных сельскохозяйственных предприятий (совхозы, колхозы и межхозы) республики, в настоящее время в отрасли отсутствует четкая вертикаль соподчиненности органов управления. Региональные органы управления сельским хозяйством не находятся в непосредственном подчинении аппарату Минсельхоза республики. Существенно ослаблено низовое звено управления, разрушены интегральные отношения между предприятиями и торговыми сетями, нечетким оказались распределение функции и взаимосвязь с органами местного самоуправления.

Такое положение дел вызывает необходимость изменения государственной системы уравления аграрной сферы с расширением полномочий Министерства сельского хозяйства республики по выработке и осушествлению целенаправленной государственной политики, нормативно — правовому регулированию агропромышленного производства и реализации произведенной сельскохозяйственной продукций.

Основная роль Министерства сельского хозяйства Республики Таджикистан должна заключаться в формировании и реализации аграрной политики и более эффективном осуществлении тех видов деятельности, которые может выполнять исключительно государство, и избежание тех видов, которые могут осуществляться частным сектором. Министерство сельского хозяйства Республики, областные и районные органы управления сельским хозяйством (далее областные и районные стратегические центры), осуществляя функции управления текущими экономическими процессами, должны стать центром разработки стратегии развития сельского хозяйства, адекватного этой стратегии хозяйственного механизма и разработки системы комплекса маркетинга и прогнозирования.

В связи с этим следует существенно расширить полномочия республиканского органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, которые возложены на Министерство сельского хозяйства республики.

Основным в деятельности стратегических центров областного и районного сельского хозяйства должен стать анализ условий и результатов хозяйственной деятельности дехканских хозяйств, функционирования аграрных рынков, реальной и потенциальной ситуации в продовольственном хозяйстве Таджикистана и на мировых рынках, в соответствии с интересами отечественных сельхозпроизводителей, их информационное обеспечение.

Для этого необходимо:

-                   совершенствование нормативных правовых документов по регулированию деятельности Министерства сельского хозяйства;

-                   определение вида связи с фермерами;

-                   разделение роли Министерства сельского хозяйства и частного сектора;

-                   создание государственное информационного консультационного центра и оперативно информационных сетей.

-                   разработка единого подхода для развития сельского хозяйства совместно с Агентством по улучшении земель и мелиорации, Государственным Комитетом по земельной политики и геодезии Республики Таджикистан, агентством статистики при Президенте Республики Таджикистан.

Так как Республика Таджикистан расположен в зоне орошаемого земледелияуправление водными ресурсами в системе водоснабжения занимает особое место.

Для совершенствования управления оросительными системами в Республике Таджикистан необходимо ввести систему интегрированного управления водными ресурсами (ИУВР).

В первую очередь Агентство по улучшении земель и мелиорации Республики Таджикистан создаёт 5 бассейновых управлений оросительными системами (БУОС), Ответственность по управлению, содержанию и эксплуатации оросительной системы, в том числе, самостоятельное определение тарифа оплаты услуги водоподачи возлагается совместно на БУОС и представителей водопользователей.

На БУОС также возлагаются обязанности сотрудничество и помощь Ассоциациям водопользователей (АВП) и Федерации ассоциаций водопользователей.

Ассоциации водопользователей по истечении первого периода реформы водного хозяйства расширяют свою деятельность и берут на себя основные обязанности ныне существующих районных управлений водного хозяйства.

Для обеспечения устойчивой деятельности Ассоциаций водопользователей считается нужным создать совместные Ассоциации водопользователей.

Круг деятельности этих ассоциаций должен охватить все стороны деятельности необходимые для устойчивого развития дехканских хозяйств.

Литература:

1.      www.economy-lib.com — Рахимов Ф.С «рынок труда в аграрном секторе экономики Республики Таджикистан»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle