Роль рабочего класса в подъеме промышленности районов Западного Предкамья Татарской АССР в 1950-х — 1960-х гг. (сравнительный анализ некоторых районов на примере Республики Татарстан). | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 10.05.2014

Статья просмотрена: 187 раз

Библиографическое описание:

Тухбатова, Ч. И. Роль рабочего класса в подъеме промышленности районов Западного Предкамья Татарской АССР в 1950-х — 1960-х гг. (сравнительный анализ некоторых районов на примере Республики Татарстан). / Ч. И. Тухбатова, Б. И. Миннибаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 586-588. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10916/ (дата обращения: 20.04.2024).

Ключевые слова:СССР, ТАССР, Западное Предкамье, рабочий класс, промышленный центр, магистраль, железнодорожная станция.

Исходя из социально-экономических особенностей, территорию Татарской АССР можно разделить на 7 экономических районов: 1) Предволжье, 2) Северо-Запад, 3) Западное Предкамье, 4) Восточное Предкамье, 5) Западное Закамье, 6) Северо-Восточное Закамье и 7) Юго-Восточное Закамье.

В административном отношении Западное Предкамье делится на 7 районов: Балтасинский, Кукморский, Мамадышский, Рыбно-Слободский, Сабинский, Таканышский и Тукаевский.

Таблица № 1

Районы и районные центры ТАССР (на 1 января 1960 г.)

Наименование района

Наименование районного центра

Балтасинский

с. Балтаси

Кукморский

р. п. Кукмор

Мамадышский

г. Мамадыш

Рыбно-Слободский

с. Рыбная Слобода

Сабинский

с. Богатые Сабы

Таканышский

с. Нижний Таканыш

Тукаевский

с. Большая Атня

Западное Предкамье выделяется в сфере кустарных промыслов, особенно по обработке дерева и шерсти. В целом Западное Предкамье является аграрным районом.

Ключевой транспортной магистралью является железная дорога Казань-Свердловск, которая проходит по северной части Западного Предкамья. Вдоль южной границы района протекает река Кама. Река Вятка используется для лесосплава. Пристань Соколки, расположенная при впадении Вятки в Каму, ежегодно отправляет около двух миллионов кубометров леса, поступающего главным образом по Вятке. Основные транспортные пути района соединены между собой автогужевыми дорогами [1, с.193].

Рис. 1. Экономические районы Татарской АССР [1, с.151].

Вдоль главных транспортных магистралей расположены города и рабочие поселки.

Наиболее крупным городом Западного Предкамья является Мамадыш с населением в 9000 человек. Город расположен на берегу реки Вятки, близ впадения ее в Каму, который является крупной пристанью. Здесь проходит автомобильная дорога, связывая город с северо-восточными районами республики. В Мамадыше промышленность разнообразная: винокуренный завод, хлопчатобумажная фабрика и другие предприятия [1, с.193].

Возле железнодорожной станции Сосновка, расположен рабочий поселок Лубяны, с населением 6200 человек. Поселок, расположенный в центре крупного лесного массива Таканышского района, одновременно является промышленным центром в области деревообрабатывающей промышленности: действуют лесозавод, механизированный леспромхоз, электростанция.

В поселке находится лесной техникум, общеобразовательные школы и другие культурно-просветительные учреждения.

Рис. 2. Города и рабочие поселки Татарской АССР [1, с.69]

На железнодорожной магистрали Казань — Свердловск находится станция Кукмор с населением 7500 человек. Кукмор — один из крупнейших в республике центров валяльной промышленности. Швейная фабрика, построенная в 1956 г., дает продукции на десятки миллионов рублей [1, с.194].

На сегодняшний день, основу экономической базы района, хоть он и считается сельскохозяйственным, составляет промышленность, которая является основным наполнителем бюджета района. Бюджетообразующими промышленными предприятиями района являются ОАО «Кукморский завод металлопосуды», ОАО «Кукморский валяльно-войлочный комбинат», ОАО «Кукморская швейная фабрика. Около 51 % объема выпуска промышленной продукции в районе приходится на ОАО «Кукморский завод Металлопосуды», 31 % — на ОАО «Кукморский валяльно-войлочный комбинат» [2].

В Сабинском районе расположена железнодорожная станция Шемордан с населением 5000 человек. Жители данного поселка обслуживают железнодорожную станцию, работают в лесной и пищевой промышленности.

В настоящее время, в Сабинском муниципальном районе действуют ОАО «Шеморданский мясокомбинат», ОАО «Шеморданская фабрика меховых изделий», Филиал ОАО «ВАМИН-Татарстан» — «ВАМИН-Саба», ОАО «Шеморданское хлебоприемное предприятие», Сабинский лесхоз. На территории района расположено Шеморданское линейно-производственное управление магистральных газопроводов, который обеспечивает нормальный режим работы 8 магистральных газопроводов. Все 67 населенных пунктов района полностью газифицированы [12].

Таким образом, промышленный подъем 50–60гг. Западного Предкамья, способствовал дальнейшему росту экономики Республики Татарстан.

Литература:

1.         Абрамов П. В. Татарская АССР / П. В. Абрамов. Казань, 1960. — С. 69, 151, 187–194.

2.         Кукморский муниципальный район. [Электронный ресурс]. URL: http://kukmor.tatarstan.ru/rus/about.htm (Дата обращения: 06.05.2014).

3.         Миннибаев Б. И. Значение рабочего класса в развитии энергетики во второй половине 1950-х — 1960-х гг. на примере Татарской АССР / Миннибаев Б. И., Тухбатова Ч. И. // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 401–403.

4.         Миннибаев Б. И. Особенности количественного и качественного изменения рабочего класса в ТАССР в начале 1950 — во второй половине 1960-х гг. // Молодой ученый. 2013. № 4. — С. 451–453.

5.         Миннибаев Б. И. Профессионально-техническое образование рабочего класса в конце 1950-х-в первой половине 1960-х гг. на примере Татарской АССР / Миннибаев Б. И., Шарифуллин Р. Ф. // Вестник магистратуры. — 2014. — № 4–2 (31). — С. 4–6.

6.         Миннибаев Б. И. Роль рабочего класса в общественной жизни республики в 1950-х — в начале 1960-х гг. на примере Татарской АССР // Международный научно-исследовательский журнал. — 2014. — № 3–1 (22). — С. 98–99.

7.         Миннибаев Б. И. Роль рабочего класса в развитии рационализаторства и изобретательства в 1950-х — начале 1960-х гг. на примере Татарской АССР / Миннибаев Б. И., Тухбатова Ч. И. // Молодой ученый. — 2014. — № 5 (64). — С. 399–401.

8.         Миннибаев Б. И. Социально-экономические преобразования и их отражение на положении рабочего класса в ТАССР в начале 1950 — во второй половине 1960-х гг. // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 642–644.

9.         Миннибаев Б. И. Существенные изменения в социально-экономическом положении рабочего класса в ТАССР в начале 1950-х — во второй половине 1960-х гг. // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 298–300.

10.     Миннибаев Б. И. Тенденции количественного и качественного роста рабочего класса в середине 1950-х — в начале 1960-х гг. на примере ТАССР / Б. И. Миннибаев, Ч. И. Тухбатова // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 716–718.

11.     Миннибаев Б. И. Тенденции роста культурно-технического уровня рабочего класса в Татарской АССР в 1950-х — в начале 1960-х гг. / Б. И. Миннибаев, Ч. И. Тухбатова // Молодой ученый. — 2014. — № 4. — С. 756–758.

12.     Сабинский муниципальный район. [Электронный ресурс]. URL: http://saby.tatarstan.ru/rus/about.htm (Дата обращения: 06.05.2014).

13.     Minnibaev B. I. Cultural and technical level of the working class TASSR in the mid — 1950s — early 1960s // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 2nd International Academic Conference. Vol. 1. March 8–10, 2013, St. Louis, Missouri, USA. 268–270 p.

Основные термины (генерируются автоматически): железнодорожная станция, Мамадыш, ОАО, поселок, промышленный центр, район.


Ключевые слова

рабочий класс, ТАССР, СССР, Западное Предкамье, промышленный центр, магистраль, железнодорожная станция., железнодорожная станция

Похожие статьи

Перспективы развития Советско-Гаванского транспортного узла

В районе работают две железнодорожные станции. В центре Советско-Гаванского административного района — городе

‒ прибытие и отправление поездов осуществляется на приемоотправочные пути станции «Советская Гавань — Город» локомотивами ОАО «РЖД»

Из истории зарождения города: к 50-летию Нижнекамска

Крупнейший в России центр нефтехимической промышленности отметил 50-летие.

Татсовнархоз утвердил для строительства юго-восточный район деревни Соболеково в

Он встретил эшелон со строительной техникой у станции Бетьки, где этот эшелон разгружался и...

Формирование рыночного пространства Среднего Поволжья

Общекультурное и рыночное воздействие города на поволжскую деревню несомненно так же, как и несомненно обратное влияние, формировавшее город, в котором центром деловой жизни выступали пристань или железнодорожная станция...

Из истории города Гулистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

В 1869 году на земли, где сейчас расположен Гулистанский железнодорожный вокзал

В 1898 году возле станции “Аччи кудук” был организован поселок Духовский. Сюда переселили из центральных районов России в целях охраны железной дороги сначала 3, затем 10 хозяйств.

Логистический потенциал международного проекта...

С другой стороны, превращение Юго-Восточной Азии в мировой производственный центр, где ведущее место принадлежит

Вместе с тем, 13 декабря 2015 года первый железнодорожный контейнерный состав, в рамках проекта «Новый шелковый путь», прибыл в Грузию по...

Роль рабочего класса в подъеме промышленности районов...

Таблица 1. Районы и районные центры ТАССР (на 1 января 1960 г.)

В окрестностях поселка создается нефтяная промышленность.

Таким образом, промышленный подъем 1950–1960 гг. районов Северо-Восточного Закамья, способствовал дальнейшему росту экономики...

Культурно-историческое наследие и экономическое развитие...

Всего в районе действует более ста промышленных, транспортных и других предприятий.

За сто с небольшим лет, он вырос из казачьего разъезда, железнодорожной станции, рабочего поселка, в крупный административный центр, город с развитой инфраструктурой и экономикой.

Автоматизация работы станции Находка-Восточная с целью...

Сложившаяся ситуация осложняет технологию работы станции, влечет за собой сдерживание поездопотока на железнодорожной магистрали

Также планируется установить в районе рельс счетчики осей».

Промышленная автоматизация в России: проблемы и их решения.

Загрязнение атмосферного воздуха промышленными...

Станции разделены на «городские фоновые», расположенные в жилых районах (станции 12, 16, 17), «промышленные»

Основными предприятиями отрасли являются ОАО «Ново-Уфимский НПЗ», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», ОАО «Уфимский НПЗ».

Похожие статьи

Перспективы развития Советско-Гаванского транспортного узла

В районе работают две железнодорожные станции. В центре Советско-Гаванского административного района — городе

‒ прибытие и отправление поездов осуществляется на приемоотправочные пути станции «Советская Гавань — Город» локомотивами ОАО «РЖД»

Из истории зарождения города: к 50-летию Нижнекамска

Крупнейший в России центр нефтехимической промышленности отметил 50-летие.

Татсовнархоз утвердил для строительства юго-восточный район деревни Соболеково в

Он встретил эшелон со строительной техникой у станции Бетьки, где этот эшелон разгружался и...

Формирование рыночного пространства Среднего Поволжья

Общекультурное и рыночное воздействие города на поволжскую деревню несомненно так же, как и несомненно обратное влияние, формировавшее город, в котором центром деловой жизни выступали пристань или железнодорожная станция...

Из истории города Гулистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

В 1869 году на земли, где сейчас расположен Гулистанский железнодорожный вокзал

В 1898 году возле станции “Аччи кудук” был организован поселок Духовский. Сюда переселили из центральных районов России в целях охраны железной дороги сначала 3, затем 10 хозяйств.

Логистический потенциал международного проекта...

С другой стороны, превращение Юго-Восточной Азии в мировой производственный центр, где ведущее место принадлежит

Вместе с тем, 13 декабря 2015 года первый железнодорожный контейнерный состав, в рамках проекта «Новый шелковый путь», прибыл в Грузию по...

Роль рабочего класса в подъеме промышленности районов...

Таблица 1. Районы и районные центры ТАССР (на 1 января 1960 г.)

В окрестностях поселка создается нефтяная промышленность.

Таким образом, промышленный подъем 1950–1960 гг. районов Северо-Восточного Закамья, способствовал дальнейшему росту экономики...

Культурно-историческое наследие и экономическое развитие...

Всего в районе действует более ста промышленных, транспортных и других предприятий.

За сто с небольшим лет, он вырос из казачьего разъезда, железнодорожной станции, рабочего поселка, в крупный административный центр, город с развитой инфраструктурой и экономикой.

Автоматизация работы станции Находка-Восточная с целью...

Сложившаяся ситуация осложняет технологию работы станции, влечет за собой сдерживание поездопотока на железнодорожной магистрали

Также планируется установить в районе рельс счетчики осей».

Промышленная автоматизация в России: проблемы и их решения.

Загрязнение атмосферного воздуха промышленными...

Станции разделены на «городские фоновые», расположенные в жилых районах (станции 12, 16, 17), «промышленные»

Основными предприятиями отрасли являются ОАО «Ново-Уфимский НПЗ», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», ОАО «Уфимский НПЗ».

Задать вопрос