Библиографическое описание:

Кузнецова Л. Э., Чепрасова С. С. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности руководителя // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 270-272.

Роль социального интеллекта в деятельности руководителя, несомненно, высока и возрастает в современных социально-экономических условиях в России. При этом психологические механизмы социального интеллекта изучены недостаточно, также недостаточно изучены проявления социального интеллекта в процессе профессиональной деятельности.

Известные зарубежные и отечественные ученые — психологи занимались изучением социального интеллекта. Так, основанию содержания и функций социального интеллекта посвящены работы зарубежных авторов таких как: Э. Торндайка (1920), Г. Оллпорта (1937), Дж. Гилфорда (1967), М. Салливена (1967), Д. Китинга (1980), М. Форда (1983), М. Тисак (1983) и др.

В отечественной психологии существенное место в своих исследованиях данной проблеме уделили: Смирнова (1982), А. А. Кидрон (1983), А. Л. Южанинова (1984), Ю. Н. Емельянов (1987), Н. А. Аминов (1992), М. В. Молоканов (1992), Н. А. Кудрявцева (1994), М. Л. Кубышкина (1997), Г. П. Геранюшкина (2001), В. Н. Куницына (2003) и др.

В основном в зарубежных исследованиях социального интеллекта внимание акцентируется либо на способности понимать окружающих, прогнозировать их поведение, либо — на социально-полезной адаптации как приспособлении к жизни в обществе. В отечественной психологии социальный интеллект понимается как способность к рациональным умственным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия; как способность понимать себя и окружающих, их взаимоотношения и прогнозировать их поведение; как система интеллектуальных способностей, связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации; как когнитивная основа коммуникативной компетентности.

Социальный интеллект — способность правильно понимать свое поведение и поведение других людей. Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности [2].

Особую актуальность проблема социального интеллекта и повышения уровня его развития приобретает у руководителей-профессионалов. Наиболее важным вопросом является влияние социального интеллекта на успешность профессиональной деятельности руководителей.

В литературе условно выделяют три составляющие профессиональной успешности руководителя: управленческая компетенция, лидерская компетенция и индивидуально-психологические особенности.

Управленческая компетентность — это те знания и навыки, которые позволяют руководителю успешно и эффективно управлять системой, процессами и персоналом для достижения целей организации.

Лидерская компетенция — это знания и навыки, которые позволяют руководителю «видеть» будущее, определять стратегические цели, указывать направления движения в будущее и вдохновлять сотрудников.

Третья составляющая — элемент структуры профессиональной успешности современного руководителя, который можно, обозначить как фактор, обуславливающий лидерскую и управленческую компетенцию — индивидуально-психологические особенности. К последним относятся такие составляющие как, его самооценка, тип мышления, ключевые ценности, темперамент, характер и установки [1].

Высокий уровень социального интеллекта — важная составляющая успеха руководителя. Уровень развития социального интеллекта руководителя во многом определяет особенности взаимодействия человека в группе и формирования команды.

Целью нашего исследования стало изучение влияния социального интеллекта, стиля руководства на профессиональную успешность руководителей.

Висследовании приняли участие 50 руководителей нижнего, среднего и высшего звена управления, работающих на предприятии ОАО «Российские железные дороги» г. Ростов-на-Дону, а также филиалах предприятия, расположенных в Ростовской области. Из них 36 мужчин и 14 женщин, средний возраст 34 года. Опыт работы от 1 до 12 лет.

Для оценки успешности профессиональной деятельности использовалась методика «Диагностика профессиональной компетентности и эффективности у руководителей разного уровня» и методика «Определение уровня лидерского потенциала» Е. Жарикова и Е. Крушельницкого. Для изучения уровня социального интеллекта использовалась методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и О. Салливена. Для изучения стиля руководства использовалась экспресс-диагностика деловых и личностных качеств руководителя Фидлера, тест интерперсональной диагностики Т. Лири.

Проведенное исследование показало, что для 76 % руководителей с высоким уровнем успешности профессиональной деятельности, характерна склонность к лидерству. Лидерский потенциал руководителей проявляется в способности управления критическими ситуациями, мотивации подчиненных, планирование деятельности и распределение ресурсов. Для 24 % руководителей со сниженным уровнем успешности профессиональной деятельности, характерна умеренная склонность к лидерству. Лидерский потенциал руководителей проявляется в умение делегировать полномочия, в способности работать с документацией, планирование деятельности и распределение ресурсов.

Для руководителей с высоким уровнем успешности профессиональной деятельности характерен средний уровень развития социального интеллекта. Руководители способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения, предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Они умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели, умеют ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия. Руководители стремятся анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понять логику их развития. Путем логических умозаключений могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, отыскивать причины определенного поведения.

Для руководителей со сниженным уровнем успешности профессиональной деятельности характерен низкий уровень развития социального интеллекта. Они могут проявлять импульсивность, конфликтность, неверно представляя себе результаты своих действий или поступков других. В общении в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений, испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми.

Стиль руководства руководителей с высоким уровнем успешности профессиональной деятельности — активно-положительный и функциональный. Руководители учитывает и деловые качества и личностные особенности человека в постановке задачи и оценке деятельности подчиненных. Способны создать в профессиональном коллективе благоприятный психологический климат, атмосферу инициативного и творческого поиска.

Стиль руководства руководителей со сниженным уровнем успешности профессиональной деятельности — ситуативный и нейтральный. Для них характерна категоричность в решениях, выводах и суждениях о других людях: непримиримость к недостаткам, склонность к авторитарному влиянию. Руководители испытывает трудности в создании здорового психологического климата в профессиональном коллективе, не способны создать атмосферу инициативного творческого поиска.

У руководителей с высоким уровнем успешности профессиональной деятельности был выявлен властно-лидирующий и сотрудничающий — конвенциальный стиль межличностного общения. Отношение руководителя к подчиненным строится на равном сочетании доминирования и дружелюбия с проявлением добросердечия, отзывчивости, требовательности. У руководителей со сниженным уровнем успешности профессиональной деятельности выявлен прямолинейно-агрессивный стиль межличностного общения. Отношение руководителя к подчиненным характеризуется высоким уровнем доминирования и низким уровнем дружелюбия. Высокий уровень требовательности сочетается с низким уровнем уступчивости и доверчивости.

Существует значимая взаимосвязь между показателями социального интеллекта и профессиональной успешностью руководителя. Чем выше социальный интеллект, тем выше успешность руководителя в профессиональной деятельности. Особенно значимо влияние социального интеллекта на способность управления в критических ситуациях и мотивацию поведения.

Такой критерий социального интеллекта, как способностью предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации, в значительной степени коррелирует с способностью управлять в критических ситуациях. Способность распознать общие свойства в потоке экспрессивной или ситуативной информации о поведении положительно коррелирует с умением руководителя достигать необходимого уровня мотивации у подчиненных. Способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального и невербального) в разных ситуационных контекстах положительно коррелирует с умением планировать деятельность и распределять ресурсы.

Руководители с высоким уровнем социального интеллекта более адаптированы к управлению в критических ситуациях, способны «взять себя в руки» и, не поддаваясь гневу, раздражению, унынию, решать сложные задачи. Руководители успешнее справляются с задачами, связанными с мотивацией персонала. Они способны вызвать у сотрудников отклик и одновременно увлечь общей идеей. Умение сохранить спокойствие в кризисных и конфликтных ситуациях позволяет руководителям поддерживать свой статус, а также находить индивидуальный подход к решению психологических и эмоциональных проблем в коллективе, что в результате повышает уровень доверия подчиненных к руководителю и позволяет использовать приемы нематериальной мотивации, эффективность которых значительно выше денежной мотивации.

Руководители с высокими показателями социального интеллекта показали умение предвосхищать поступки людей, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений, а также выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Наличие способности воспринимать эмоциональный настрой сотрудников помогает руководителям такого типа более эффективно ставить задачи, распределять ресурсы и планировать необходимое время на достижение поставленной цели. Они оказываются более успешными в процессе управленческой деятельности, способны показать высокие результаты при сохранении психологического комфорта в коллективе.

У них ярко выражена способность правильно планировать работу, делегировать задачи, когда ежедневный объем работы начинает превышать его временные и физические возможности. Такие руководители ориентируются на высокие личные стандарты, заставляющие их постоянно стремиться к самосовершенствованию.

Это говорит о достоверности бытующего стереотипа «тот, кто может управлять собой, способен управлять другими». Умение планировать собственное время, определять приоритеты, преодолевать возникающие трудности, а также сохранять спокойствие в кризисных ситуациях позволяет руководителю стать примером для своих сотрудников.

Проведенное исследование показало необходимость развития социального интеллекта у руководителей с целью повышения успешности их профессиональной деятельности. Для осуществления данной цели необходима разработка и проведение социально-психологических тренингов для руководителей.

Всем известно, что учиться никогда не поздно, причем людям любой профессии и социального положения. Руководитель — это не профессия, это определенный уровень знаний, навыков, умений и информированности. Это не только высокие позиции, но и широкий спектр проблем, за которые специалист в ответе. Человек, ставший руководителем, должен быть заинтересован в своем постоянном развитии и образовании.

Литература:

Быков А. В. Качества личности руководителя и успех деятельности / А. В. Быков. — М.: Изд-во УРАО, 2001. — 112 с.

Люсина Д. В. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Д. В. Люсина. — М.: Наука, 2007. — 193 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle