Библиографическое описание:

Волчек В. В. Конфликтная компетентность преподавателя // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 494-499.

Конфликтная компетентность — одно из важнейших качеств, которое должен приобрести и иметь современный преподаватель. Знание конфликтологии, умение улаживать и управлять конфликтом, успешно вести переговоры, достигать соглашения в условиях совместной деятельности есть непременная составляющая подготовки преподавателя и чрезвычайно значимая область правового и гражданского образования.

Знания, умения и навыки, имеющие отношение к конфликтной компетентности, стремление и приверженность к использованию ненасильственных способов разрешения конфликтов важны практически для всех активных участников гражданских отношений, особенно для тех, чья деятельность носит общественный характер, например, для политиков, юристов, преподавателей. Чтобы сделать жизнь гармоничной, следует быть искусным в предотвращении конфликтов (профилактике), в их регулировании (сдерживании) и в справедливом, практически эффективном и надежном их разрешении (улаживании).

Традиционные средства разрешения конфликтов, которые применялись в образовании до недавнего времени, такие, как беседа и увещевания, наложение дисциплинарных, административных взысканий, больше похожие на наказание, зачастую не помогают разрешить, спор, преодолеть конфликт. Проблема остается неразрешенной и постоянно дает о себе знать время от времени. Низкая эффективность традиционных средств заставила специалистов — психологов, юристов, педагогов искать новые пути, способы разрешения конфликтов.

В последние десятилетия прошлого столетия учеными были предложены принципиально новые стратегии разрешения конфликтов, в основе которых лежат юридические техники и переговорные технологии. Новые средства были созданы в результате совместной деятельности юристов и психологов. Эти методы нашли широкую сферу применения, в том числе в юриспруденции, бизнесе, дипломатии и, конечно, в образовании.

В процессе обновления современного общества образование все более становится похожим на сферу конкурирующих концепций как своего рода «производство образованности», в котором, как и в других производствах, используются современные наукоемкие технологии, информационные продукты, квалифицированные специалисты. Становясь центральным феноменом культуры, образование ориентируется на утверждение личностного сущностного начала в человеке, т. е. на такую личность, которая не только владеет определенной суммой знаний, но и способна к дальнейшему самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

Налицо новая тенденция, связанная с приоритетом человеческого начала, требующая формирования новых гуманистически ориентированных, гуманитарных подходов к профессиональной педагогической подготовке.

Чтобы транслировать в процессе обучения и воспитания свою индивидуальность, чтобы заложить основы созидания другого человека, необходима высокая степень сущностного развития педагога плюс сознание своей неповторимости, т. е. высокая степень профессиональной компетентности.

Образовательные системы уже не являются замкнутой информационной средой, местом приобретения знаний ради знаний, а становятся средством, обеспечивающим возможность подготовки к деятельности в мире будущего. Но открытость образовательной сферы для общества и их тесная взаимосвязь имеют неоднозначное значение и последствия. С одной стороны, это позволяет подготовить растущее поколение к жизни в непрерывно меняющемся социуме, принимать или отвергать предлагаемые социально-экономические требования, разрабатывать собственные модели поведения, вырабатывать личные нравственные ориентиры, взаимодействовать с другими индивидами, группой, обществом. Но, с другой стороны, это ведет к обострению конфликтогенной ситуации в образовательном процессе.

Во-первых, конфликты в педагогическом процессе обусловлены самой его логикой и спецификой.

Во-вторых, все процессы, происходящие в обществе — кризисное состояние экономической и культурной сфер, резкая ломка стереотипов, конфликты поколений и другие противоречия производственной, досуговой и бытовой сфер жизни людей, находят свое непосредственное отражение в педагогическом процессе, только здесь они переживаются гораздо острее и глубже.

В-третьих, свобода от педагогических и социальных догматов, которую предлагает сегодняшним педагогам и учащимся современное образование с множеством инновационных тенденций, приводит к возникновению различных «внештатных» ситуаций во взаимоотношениях между преподавателями, учащимися, родителями, руководителями учебных заведений.

Требованиям общества и профессиональных педагогических структур на данный момент отвечает человек, не только «набравший» определенную систему знаний, но и реализовавший личностный потенциал в достаточно высокой степени, т. е. имеющий навыки работы в стрессовых ситуациях, ситуациях личностного и делового прессинга, умеющий руководить и организовывать учебный процесс и разрешать конфликтные ситуации, легко адаптирующийся к новым обстоятельствам, активный и инициативный, способный к дальнейшему развитию и стремящийся к самосовершенствованию. Умение продуктивного урегулирования конфликтных ситуаций приобретает огромную значимость в настоящее время в нашей стране, поскольку педагогическая реальность существенно опережает разработку законодательных актов, регламентирующих новые социально-экономические обстоятельства. В нестандартных, не предусмотренных соответствующими законами или нормативными актами ситуациях, необходимо адекватное восприятие конфликтов, творческое отношение к ним, а также новые механизмы их урегулирования. Поэтому один из критериев профессиональной компетентности учителя сегодня — это умение создавать определенные условия для приобретения учащимися специфического опыта конструктивного поведения в конфликтных ситуациях, обеспечивающего достижение ими полного и гармоничного интеллектуального социального развития, высокого уровня личностного развития.

К сожалению, преподаватель не готов к восприятию конфликтов, он не видит различий в типах конфликтных ситуаций, расценивает конфликты как нежелательные явления и не умеет их разрешать. Большинство из преподавателей боятся конфликтов и стремятся их избегать, некоторые не умеют предвидеть конфликтную ситуацию, а постоянная угроза возникновения конфликтов в педагогическом процессе приводит к состоянию постоянного напряжения. Проблема в том, что большинством преподавателей абсолютизируется одна сторона конфликта, они видят только опасность, нарушающую сложившийся привычный ход обучения и воспитания.

Однако определение отношения к конфликту в профессиональной деятельности необходимо каждому преподавателю как момент самоопределения, так как современный педагог не мыслится без конструктивного отношения к конфликту, без готовности, возможности и способности перевести деструктивный конфликт в конструктивный. Поэтому в сложившейся ситуации особенно актуальным становится формирование конфликтной компетентности педагогов, которая является показателем качества профессионально-педагогической компетентности каждого преподавателя.

Конфликтная компетентность — устоявшийся термин, который впервые был обоснован в школе культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, в работах Т. В. Ковшечниковой, А. Н. Клермона, Ж.Пиаже, Б. И. Хасана, Г. Д. Щедровицкого, др. Они отмечают, что ядро образовательного процесса неизбежно представляет собой конфликтную ситуацию, в которой конфликтная компетентность преподавателя воплощается в выборе адекватной образовательным целям стратегии, и тем самым, предопределяет эффективность самого образовательного процесса и в целом личностного развития преподавателя и студента. Рассматривая компетентность, можно прийти к выводу, что есть разница между понятиями «компетентность» и «компетенция». «Компетенция» является производным понятием от «компетентности» и обозначает сферу приложения знаний, умений и навыков человека, с точки зрения осознания им необходимости и важности приобретения определенного социального опыта, в то время как компетентность представляет собой личностный ресурс, становление которого не ограничено временными рамками и может происходить на протяжении всей жизни человека.

Конфликтную компетентность можно понимать как специфический компонент профессионально-педагогической компетентности. Отсюда, конфликтная компетентность представляет собой динамическое структурно-уровневое образование, отражающее единство содержательного, деятельностного и личностного компонентов.

Но есть мнения, что необходимо развести понятия «конфликтная компетентность» и «конфликтологическая культура». Эти два термина не являются синонимами. Если конфликтная компетентность присутствует в «снятом виде» в личности и деятельности преподавателя и обеспечивает ему высокую результативность в процессе педагогической деятельности, то конфликтологическая культура относится совсем к иному контексту, контексту человеческой культуры. Она придает эстетическую форму и педагогической деятельности, и отношениям, одухотворяя их. Конфликтологическая культура на уровне личности может начинаться лишь с того момента, когда появляется, осознается и целенаправленно реализуется индивидуальный, личностный смысл профессиональной деятельности. Но для этого преподаватель должен быть компетентен в профессиональной деятельности, в данном случае обладать конфликтной компетентностью. Поэтому есть смысл рассматривать конфликтную компетентность, определяя ее личностно-деятельностную характеристику, поскольку компетентность проявляется и может быть оценена только в ходе деятельности и только в рамках конкретной профессии (в данном случае педагогической).

Быть конфликтологически грамотным еще не означает быть компетентным, так как грамотность — это лишь когнитивная характеристика, и совсем не обязательно, что преподаватель готов к применению ее в процессе деятельности. Поэтому, рассматривая структуру конфликтной компетентности, имея в виду, что содержательный компонент указывает на получение преподавателем знаний о том, что есть конфликт и какими способами, с помощью каких педагогических средств его можно перевести из деструктивного в конструктивный. На данный момент существуют различные трактовки и классификации самого термина «конфликт в педагогических отношениях». Ряд авторов рассматривают конфликт в педагогических отношениях в его узком значении, т. е. как непосредственный конфликт педагога и ученика. Многие исследователи видят истоки конфликтов в педагогических отношениях в противоречивой природе педагогической деятельности. Несмотря на достаточно большое внимание к конфликту, в педагогической среде остается широко распространенным отрицательное отношение к любым конфликтам, стремление подавлять их, а не использовать в своей деятельности.

Таким образом, можно констатировать, что накоплен недостаточный объем знаний о конфликтной компетентности в профессиональной деятельности преподавателя, о способах ее приложения к различным задачам педагогической практики и способах организации процесса обучения этому качеству.

Конфликтная компетентность преподавателя в процессе профессиональной подготовки будет сформирована, если соблюдать следующие условия:

-          «конфликт» будет рассматриваться как содержательный компонент конфликтной компетентности преподавателя;

-          сама конфликтная компетентность будет пониматься преподавателем как интегративная характеристика его профессиональной готовности как единство содержательного, деятельностного и личностного компонентов;

-          технологии обучения будут предполагать включение преподавателя в систему личностно-развивающих ситуаций: личностного принятия учебной деятельности межличностного партнерства педагогической поддержки, интегрирующих личностных ценностей.

Конфликтная компетентность преподавателя выступает интегративной характеристикой профессионально-педагогической подготовки и представляет собой динамическое структурно-уровневое образование, отражающее единство содержательного, деятельного и личностного компонентов.

Критериями сформированности конфликтной компетентности преподавателя выступают:

1.    отсутствие конфликтофобического синдрома;

2.    осознание значимости конфликтной компетентности для профессии преподава теля;

3.                  степень ориентировки в психолого-педагогической информации о конфликте и стратегиях его разрешения;

4.                  возможность намеренного создания конфликтов для решения воспитательных и образовательных целей;

5.                  умение удерживать конфликтное взаимодействие;

6.                  рефлексия собственного конфликтно-компетентного поведения и поведения партнеров по взаимодействию;

7.                  необходимость четко разработанной нормативной базы, которая избавляет от необъективных оценок и несправедливых результатов.

8.                  Стремление к овладению конфликтной компетентностью. Конфликтная компетентность как специфический компонент профессионально-педагогической подготовки выполняет следующие функции: информационно-сигнальную, функции оптимизации, стабилизации, ориентировки, интеграции, рефлексии, которые обеспечивают целостность, связанность всех компонентов конфликтной компетентности (содержательный, деятельностный, личностный).

9.                  Формирование конфликтной компетентности преподавателя представляет собой процесс, состоящий из 2-х основных этапов — ориентировочного, направленного на формирование целостного представления о конфликтной компетентности и ее места в профессионально-педагогической деятельности; рефлексивного, предполагающего рефлексию преподавателем собственной конфликтной компетентности, ее применения в практических ситуациях. Разнообразные диагностические методики (наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностические ситуации, самооценка и др.), явились основой для построения поэтапно-ситуационной модели процесса формирования конфликтной компетентности как целостной системы профессиональной педагогической подготовки. Она предполагает последовательное повышение уровня сформированности конфликтной компетентности преподавателя от низкого, к среднему, а затем к высокому уровню.

10.              Эффективность процесса формирования конфликтной компетентности преподавателя обеспечивается системой личностно-развивающих педагогических средств, основу которой составляют ситуации 4-х типов: личностного принятия учебной деятельности; межличностного партнерства; педагогической поддержки; интегрирующих личностных ценностей. Данные ситуации соответствуют базовым сферам личностного становления учащегося, его личностному опыту: опыт личностного принятия учебной деятельности, опыт личностной саморегуляции.

11.              Конфликтная компетентность приобретает в настоящее время особое значение как способность управлять конфликтными ситуациями. Системный и многосторонний анализ существующих теорий конфликта в рамках разных наук позволит подойти к решению проблемы формирования конфликтной компетентности преподавателя. Но прежде, необходимо остановиться на понятии «конфликт», которое является компонентом конфликтной компетентности.

12.              Конфликт как распространенный феномен социальной действительности получает свое истолкование как в общенаучном, так и в отраслевом аспектах. Существуют различные уровни понимания термина «конфликт»: житейский — конфликт как столкновение, спор, ссора, драка; философский — конфликт как крайняя форма коллизии, как момент в развитии объективного противоречия; социально — этнический конфликт как острая ситуация, результат столкновения отношений личности и общепринятых, утвердившихся норм поведения людей, социальных групп, социальных институтов, общества в целом; психологический — конфликт как столкновение противоположных сторон, сил, стремлений, интересов и потребностей, мотивов и установок.

13.              Анализ категории «конфликт» можно рассмотреть с ретроспективы философских воззрений. Так, взгляды на проблему конфликта отражены в многочисленных нравственных проповедях Конфуция — древнекитайского мыслителя. Он утверждал, что злобу и заносчивость порождают неравенство и несхожесть людей, что нормальному общению вредят корысть, необузданное стремление к выгоде, упрямство, лживость, лесть. Напротив, полезны, по мнению Конфуция, строгое отношение к себе, снисходительность к другим, почтительность к высшим и старшим, благосклонность к простым и малым. Основное утверждение Конфуция в том, что надо платить за зло по справедливости, а за добро — добром.

14.              Исходя из этого, основными целями стратегии разрешения конфликтов (ведения переговоров), которыми должен владеть преподаватель, являются:

1)      содействие достижению соглашения на основе согласования интересов,

2)      повышение конфликтной компетентности и эффективности анализа при разрешении конфликтных ситуаций,

3)      передача стремления и приверженности к ненасильственным средствам разрешения конфликтных ситуаций.

Основными образовательными задачами при разрешении конфликтов являются:

1)        в области знания — передача знания о механизмах и стратегиях разрешения конфликтов и ведения переговоров, о принципах и значимых условиях управления конфликтами, об особенностях поведения людей в конфликтных ситуациях,

2)        в области умений — передача умений и навыков разрешения конфликтов и ведения переговоров, умения слушать, умения ясно и точно передавать собственную точку зрения, позицию, умения устанавливать, соблюдать правила и порядок ведения переговоров, умения анализировать и критически оценивать человеческие решения и действия, умения делать выводы, принимать взвешенные и ответственные решения,

3)        в области ценностей — передача общечеловеческих ценностей.

Умение мирно разрешать конфликты в повседневной жизни является не только залогом стабильных человеческих отношений, но и необходимым условием успеха в личной жизни.

Переговорные технологии можно успешно использовать для обучения учащихся навыкам сотрудничества и взаимодействия при разрешении как индивидуальных, так и групповых конфликтов. Следует уметь различать конфликты индивидуальные, которые не предназначены для общего обсуждения, и групповые, для разрешения которых не обойтись без общей дискуссии. Индивидуальный конфликт затрагивает только частные (индивидуальные) интересы и отношения его непосредственных участников. Групповой конфликт поднимает общие проблемы и касается интересов и отношений, которые затрагивают каждого участника группы. Индивидуальный конфликт требует большого внимания, такта, вежливости, уважения к его участникам и специальных навыков и технологий для его разрешения.

Стратегия разрешения индивидуальных конфликтов направлена на поиск взаимоприемлемого способа его разрешения. Стратегия разрешения групповых конфликтов связана с организацией коллективного обсуждения общей проблемы. В первом случае в качестве посредника может выступать преподаватель или учащийся, овладевший переговорными технологиями. Рекомендуется упрощенная процедура переговоров и посредничества, состоящая из следующих этапов:

1.         Посредник помогает участникам конфликта успокоиться и «заморозить» конфликт.

2.         Участники конфликта по очереди друг другу или посреднику рассказывают свое видение конфликта, стараются внимательно, не перебивая друг друга, слушать.

3.         Участники конфликта, используя методику «мозгового штурма», вырабатывают приемлемые для обоих способы решения проблемы. Посредник может помогать им при этом.

4.         Участники конфликта выбирают наиболее приемлемый способ разрешения проблемы и планируют соответствующие действия, мероприятия, которые помогут им воплотить в жизнь избранное решение.

5.         Реализация плана действий, которые направлены на разрешение конфликта.

Для разрешения групповых конфликтов предлагаются следующие процедуры:

1.         Преподаватель или ведущий общего собрания предлагает его участникам обсудить проблемы, которые требуют безотлагательного решения.

2.         Если один из участников общего собрания заявляет проблему или конфликтную ситуацию, то ведущий предлагает остальным участникам проголосовать и решить, стоит ли обсуждать данную проблему в группе.

3.         Если группа решила обсудить сложившуюся конфликтную ситуацию, то ведущий просит выделить проблему, которая лежит в основе конфликта. Участники общего собрания определяют проблемный вопрос конфликта.

4.         После определения проблемного вопроса участники общего собрания проводят «мозговой штурм», в процессе которого предлагаются различные способы разрешения конфликта. Ведущий записывает их все.

5.         По окончании «мозгового штурма» участники собрания анализируют и оценивают предложенные способы разрешения конфликта и выбирают наиболее эффективные из них. Составление плана действий по разрешению конфликта.

6.         Реализация плана действий, который направлен на разрешение конфликта.

Стратегию разрешения групповых конфликтов можно успешно применять на классных часах и других формах внеурочных учебных занятиях. Стратегия разрешения индивидуальных конфликтов используется для индивидуальной работы с учащимися.Все способы разрешения учебных конфликтов в своей основе имеют универсальную технологию разрешения конфликтов — медиацию. Конфликтная компетентность является как непременной составляющей подготовки современного преподавателя, так и важной частью учебного процесса. Для того чтобы овладеть конфликтологическими знаниями, следует не только хорошо знать предмет, методы и технологии конфликтологии, не только обладать определенными человеческими качествами и установками, но и глубоко понимать разворачивающиеся во времени и пространстве жизненные коллизии, складывающиеся вокруг конфликта. Осознавая сложность человеческих отношений, их противоречивый характер, принимая как негативные аспекты, так и позитивные составляющие конфликта, следует научиться смело вторгаться в область «завихрений» людских взаимодействий и с помощью взвешенных ответственных рациональных решений и действий преодолевать спорные ситуации. Управлять, регулировать конфликт совсем непросто, однако следует помнить, что компетентные действия преподавателя при разрешении конфликта не только улучшают условия протекания учебного процесса и самочувствие его участников, но и учат строить гуманные, подлинно человеческие отношения, которые приносят глубокое личное удовлетворение и пользу окружающим людям.

Таким образом, конфликт — это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения.

Отсюда следует, что для педагогической конфликтной компетентности существуют два уровня:

-          первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия и владение способами регулирования для разрешения;

-          второй предусматривает умения проектировать необходимые для достижения учебных результатов конфликты, конструировать их непосредственно в ситуациях учебного взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников ситуации.

И в дополнение нужно непременно добавить, что для педагога особенно важным является умение формировать конфликтную компетентность как способность учащегося. Это обстоятельство требует особого внимания, т. к. учащиеся являются самыми придирчивыми и внимательными экспертами именно в области педагогической конфликтной компетентности.

Интернет как пространство возможности и актуализации становления конфликтной компетентности педагогов

Наличие разных точек зрения, нарастание столкновений и напряженности приводит к инфляции понятия «конфликт»: зачастую небольшое расхождение во мнениях, интеллектуальную провокацию, критику в дискуссии, преподавателя (участники дискуссии) воспринимают как конфликт и именуют конфликтом.

Слишком широкое толкование превращает это понятие в некий «контейнер», в который каждый вкладывает свой смысл, приводит к размыванию понятия или поляризации. Понятие «конфликт» распространяется на все возможные ситуации, эмоционально перегружается, что способствует мифологизации ситуации, образованию фантомов, дезинформации, слухам и сплетням. В реальной практике образования происходят те же процессы именно потому, что у преподавателя отсутствует дифференцированное употребление понятия «конфликт».

Между тем, в любой ситуации взаимодействия есть конфликтный потенциал, который не является конфликтом: формы отношения и взаимодействия между людьми во многом зависят от особенностей характера лиц, определенных поведенческих привычках, установок, мнениях, что собственно и составляет субъективный конфликтный потенциал.

Таким образом, конфликтным потенциалом называется имеющийся организационный, психологический, этический, нравственный и другой ресурс, который оказывает различное влияние на развитие конфликтной ситуации и который имманентно присущ любой социальной организации.

В рамках осмысления этих материалов создаются интернет-дискуссии, в которых выявляется конфликтный потенциал и рассматривается с точки зрения развития идей, отношений или будущих проектов в образовании.

Отдельные высказывания выводят обсуждение в область рассмотрения Интернета и сетевой коммуникации как возможности для раскрытия и расширения конфликтного потенциала участников дискуссий. В частности: «К письменному, запечатленному, тексту можно ОТНЕСТИСЬ по-разному в разные моменты времени. Так, восприятие будет одним, когда, разгоряченный и разобиженный, ты строчишь, как из пулемета, по клавиатуре, и совершенно другим, когда, спустя время, прочитывая свои и чужие реплики, ты можешь увидеть все другим, холодным, пристальным и отстраненным взглядом. И тогда: «при попытке анализа и склеивании цельной картины из разнородных кусочков, несоединимых подчас элементов мозаики — разных МНЕНИЙ, ПОЗИЦИЙ, ФОБИЙ, КОМПЛЕКСОВ, ЛИЧНОГО ОПЫТА, у тебя может прорезаться третий глаз, и возможен объективный взгляд извне дискуссии», на что и хотелось бы надеяться в дальнейшем».

Применительно к этому высказыванию — тезису можно выставить комментарий и относительно требуемой конфликтной компетентности участника интернет-дискуссии: способность «опредмечивания» СВОИХ смыслов и мыслей. Дело в том, что конструктивное участие в любом конфликте (а интернет-конфликте — особенно) непременно предполагает способность человека обращать свои мысли в тексты, отчуждая их от себя — «выкладывая на бумагу» (можно предположить, именно этим в свое время была обусловлена необходимость и мода на «писание дневников» представителями дворянства: отчуждаемый текст позволял ТЕБЕ производить различного рода рефлексию НАД СОБОЙ же).

Именно здесь применительно к конфликтному потенциалу не обойтись без использования модного нынче слова «мотивация» участников конфликта, которая для одних делает неприемлемым фиксацию ошибок в высказываниях и действиях коллег, а для других — ее признает в качестве нормы в дискуссиях между преподавателями. В конфликте (как и в деятельности человека) эта мотивация появляется в различных уровнях целеполагания участников конфликта (на функционирование, результат, процесс или метод) и, соответственно, в проявляемых ими профессиональных установках и позициях.

К сожалению, для очень многих педагогов публичная фиксация их ошибок в дискуссиях воспринимается как прямое оскорбление (или, если помягче — обида, вызывающая порой разные реакции). Но в ситуации принятия конфликта как необходимого условия профессионального развития педагога (в том числе — и через расширение конфликтного потенциала ситуации) вместо слез и обид на критику есть резон задать СЕБЕ простой вопрос: «Что именно Я не так сделал, что сказал «не так», раз мою замечательную и полезную идею НЕ УВИДЕЛИ». Но для актуализации этого вопроса каждым (перенос акцента в происходящем с другого на СЕБЯ) необходимо как минимум 2 условия: наличие этих самых СВОИХ мыслей и смыслов в выставляемых на форум текстах и присутствие необходимости (или хотя бы желания) сделать их понятными для кого-то. В сочетании с принимаемыми педагогами — участниками конфликта установками (характеристиками того, ЗАЧЕМ человек приходит в конфликтное пространство сети) именно пространство интернет-коммуникации, изначально обладающее конфликтным потенциалом, может оказаться как возможностью для приобретения компетенций профессионала, так и сохранения существующего статус-кво: ведь в сети — в отличие «от жизни» — от конфликта уклониться гораздо легче: просто нажать кнопку и выключить машину, поставить запрет на получение определенных писем и т. д. (или публично заявить о своем виртуальном самоубийстве).

Можно сделать вывод, что такого рода взаимодействие (через Интернет-дискуссии) особенно полезно именно сейчас, когда повсюду декларируются принципы обучения действием, обучение на примерах, но НИКТО и НИГДЕ не дает преподавателям технологии такого обучения. Тогда как становление конфликтной компетентности педагогов через приобретение ими собственной практики работы в условиях конфликтного потенциала существующих интернет-дискуссий может помочь не только в развитии уровня профессионализма педагогов, но и освоении или в действии («на себе») новых технологий обучения.

Полагая, что конфликтная компетентность преподавателя является одной из важнейших характеристик педагогического профессионализма, она является неотъемлемой составной частью общей коммуникативной компетентности, включающую в себя осведомленность о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умения адекватно реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации. В самом общем виде можно определить конфликтную компетентность как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению.

Литература:

1.    Андреев В. И. Основы педагогической конфликтологии. — М., 1995

2.                  Баланюк Г. И. О педагогической технике //Советская педагогика. — М., 1965.№ 1.

3.         Журавлев В. И. Основы педагогической конфликтологии. Учебник. М.: Российское педагогическое агентство, 1995

4.         Леонтьев А. А. Педагогическое общение. — М., 1979.

5.         Мудрик А. В. Учитель: мастерство и вдохновение. — М., 1986.

6.         Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-практическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. — М.: «Гном-Пресс», московское городское педагогическое общество, 1999.

7.         Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. — М., 1991.

8.         Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. Красноярск, 1996.

9.         Шипилов А. И., Анцупов А. Я. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: 2002.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle