Организация внеаудиторной работы студентов как мотивация к изучению английского языка в техническом ВУЗе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 04.05.2014

Статья просмотрена: 1136 раз

Библиографическое описание:

Аксенова, Н. В. Организация внеаудиторной работы студентов как мотивация к изучению английского языка в техническом ВУЗе / Н. В. Аксенова, Д. В. Шепетовский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 481-483. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10868/ (дата обращения: 19.04.2024).

В статье рассматривается использование активных методических приемов с целью повышения мотивации к изучению иностранного языка у студентов неязыковых специальностей в техническом ВУЗе.

Ключевые слова: английский язык, обучение, технический ВУЗ, внеаудиторная работа, страноведение.

This article describes the usage of active training techniques to raise motivation for foreign language learning in students of non-linguistic tertiary educational institution.

Key words: The English language, teaching, Technical institution, Extramural, National studies.

Важнейшей составляющей успеха в обучении иностранному языку (и в его освоении) является развитие и поддержание на должном уровне мотивации студентов. Учитывая ограниченное количество аудиторных часов, и их абсолютную недостаточность (за исключением, возможно, некоторых интенсивных курсов методом «погружения») для выработки необходимых языковых навыков в требуемые сроки без привлечения внеаудиторной самостоятельной работы студентов в той или иной форме, правильная организация внеаудиторной работы и мотивации к выполнению такой работы становится необходимым элементом для достижения успеха.

В данной статье мы хотим поделиться опытом успешной организацией внеаудиторной работы среди студентов технического вуза, изучающих английский язык. Зачастую нам приходится сталкиваться с нежеланием студентов уделять достаточное количество времени на подготовку классических домашних заданий, связанных с чтением, переводом, подбором правильных грамматических конструкций и т. п. Ссылаясь на разные причины, студенты имеют тенденцию пропускать занятия, т. к. не достаточно осознают важность изучения иностранного языка. Студенты, приходящие после школы с низким, а иногда почти нулевым уровнем владения языком (а таких с каждым годом все больше), часто не верят в возможность достичь больших результатов и уровня, необходимого для поддержания коммуникации, обучаясь иностранному языку в университете только на занятиях. Поэтому они уделяют как можно меньше времени иностранному языку, перераспределяя свое время в пользу профильных предметов. Перед нами, как преподавателями первого курса, встает большая задача привлечь их осознанно уделять больше времени на английский язык, приучить их к систематическому выполнению поставленных задач курса, и, конечно же, дисциплине.

Основная проблема, которая была заявлена студентами — это отсутствие мотивации к изучению английского языка в виду отсутствия целесообразности его изучения.

Согласно Л. И. Божович, «мотив — это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [1, c. 27].

Мотивация побуждает, направляет и организует учащегося, придает учебной деятельности личностный смысл и значимость. Сфера мотивации состоит из нескольких типов побуждений: идеалов, ценностных ориентаций, потребностей, мотивов, целей, интересов и др. Знание этих побуждений помогает преподавателю более дифференцированно воздействовать на отдельные составляющие мотивации учения.

Был проведен опрос студентов, с целью выяснить, что мотивирует их к изучению иностранного языка. Студенты должны были оценить по шкале от 1 до 10 четыре различных мотивации: желание успевать в университете, желание путешествовать и работать заграницей, желание читать книги и смотреть фильмы на иностранном языке, и желание самосовершенствоваться. Также опрашиваемым было предложено оценить свой уровень владения языков по той же шкале. Результаты опроса показывают явную корреляцию между выбором ответа «желание успевать в университете» и «желание самосовершенствоваться» как доминирующей мотивации и низким уровнем владения языком.

Мы интерпретируем эту корреляцию следующим образом. С одной стороны, студенты, имеющие после нескольких лет изучения языка в школе низкий уровень, не верят в возможность прогресса в своих знаниях и в свою способность в будущем использовать язык. С другой стороны, исследования [2] показывают, что желание получать хорошие отметки, и особенно, желание самосовершенствоваться, если они являются доминирующими в мотивации, не могут поддерживать интерес к предмету изучения в течение достаточного времени и на должном уровне. Только если они являются вспомогательными, они могут активировать коммуникационную мотивацию двух других (книги/фильмы и непосредственное общение с иностранцами). Поэтому для повышения результативности обучения необходимо в первую очередь развивать коммуникативную составляющую, демонстрируя студентам, что они уже могут достичь коммуникативного успеха, хотя бы и в каких-то ограниченных рамках. На это работает привлечение отобранных фрагментов неадаптированных текстов и видеоматериалов для заданий на понимание общего смысла. Другим элементом развития уверенности в коммуникативной компетенции является вовлечение студентов во внеурочную деятельность.

Можно согласиться с Е. А. Буренок, что «количество учебных часов, отданных аудиторным занятиям для изучения иностранного языка в неязыковых вузах, недостаточно, поэтому актуальна проблема формирования условий внеаудиторной работы студентов» [3] и С. Е. Зайцевой, утверждающей, что «при всех неоспоримых преимуществах и важности английского языка, студенты неязыковых специальностей в большинстве своем, не рассматривают его как необходимый к изучению предмет, руководствуясь мнением, что английский язык не понадобится им в профессиональной деятельности, что он им не нравится своей сложностью и т. д». [4].

На английский язык, как дисциплину, выделяется 4 часа в неделю. За эти часы мы должны научить их грамматике, лексике, фонетике и страноведению. Осознавая всю сложность и трудоемкость данного процесса, мы решили привлекать студентов чаще к внеаудиторной работе, чтобы и повысить мотивацию к изучению английского языка и улучшить их страноведческую осведомленность о стране изучаемого языка, что должно оказать положительное влияние на мотивацию студентов. Для этого в осеннем семестре нами было проведено внеклассное занятие по теме «Хэллоуин», итоги которого, на наш взгляд, успешно отразились и на культурном владении английского языка и способствовали развитию групповой и индивидуальной работы [5, с. 394]. В осеннем семестре мы также стали вводить в эксплуатацию работу со свободной энциклопедией «Википедия» с целью повышения не только мотивации к изучению английского языка (т. к. студенты часто заимствуют ту или иную информацию с данного сайта, но и ссылаются на источники, упомянутые в Википедии, как достоверные), но и для использования данного сайта для популяризации важности Интернета не только в развлекательной сфере, но и в образовательной среде [6].

Внеаудиторная работа со студентами ведется и организуется с помощью группы в Вконтакте, специально созданной для сплочения интересов как преподавателя, так и студентов. Группа закрытая, то есть, ее содержимое доступно только ее членам: преподавателю и обучающимся у него студентам. Это позволяет не только ограничить спам, но и раскрепостить студентов: с одной стороны это привычная среда социальной сети, с другой аудитория ограничена, что снимает страх за ошибки перед большой аудиторией.

В данной группе дублируется основная информация, выкладываемая на персональной странице портала ВУЗа, о конференциях и конкурсах, в которых возможно как очное, так и заочное участие. Также в группе выкладывается информация о часах консультаций и домашние задания для студентов, пропустивших занятия. Через группу организуется и работа с домашним заданием типа «сочинение», с помощью инструмента «Обсуждение». Преподаватель комментирует предоставленные работы, что позволяет студентам учиться не только на своих ошибках, но и на ошибках коллег. В группе размещаются ссылки на интересные образовательные материалы, как преподавателем, так и самими студентами, делящимися своими находками, сделанными при подготовке к какому-нибудь заданию. По сравнению с прямой рассылкой сообщений имеется множество вышеуказанных плюсов, и один минус: студенты не всегда вовремя реагируют на обнародованную информацию, поскольку она «теряется» в ленте новостей.

Общеинститутским средством организации внеаудиторной работы студентов является выполнение лабораторных работ (тестовых заданий) во внеурочное время на платформе Moodle. Задания, разработанные в соответствии с изучаемыми лексическими и грамматическими темами, используются, главным образом, в качестве средства контроля. Собственно обучение студентов английскому с помощью Moodle внедряется со следующего года.

Большую роль в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка играет участие в различного рода конкурсах с языковой составляющей. В зависимости от доли языковой составляющей, такие конкурсы могут ориентироваться на разные уровни владения языком. Как правило, в рамках одного и того же конкурса существуют номинации, как требующие более серьезного владения языком, так и дающие возможность компенсировать слабость языковой составляющей за счет творческого подхода. Так, в институте проводился конкурс графических работ, от карикатур с краткой подписью, вполне доступных для студентов с низким уровнем владения языком, до многопанельных комиксов с развернутым сюжетом, требующим более серьезного языкового уровня. Участие в конкурсе, даже с минимальной языковой составляющей, дает студенту ощущение достижения результата, которое умножается в случае получения призового места. Успех и привлечение внимания ассоциируются с английским языком, что способствует росту мотивации. Особенно заметен такой рост в случае групповой работы студентов при подготовке выступлений. Совместное творчество объединяет и придает дополнительную важность объединяющему началу, которым в частности, в условиях конкурса, является необходимость освоения определенных языковых явлений, как бы малозначительны они ни были. Наши студенты принимали участие в конкурсе на создание англоязычных карикатур и комиксов к 1 апреля, (заняли 1 место), смонтировали видеоролик о роли английского языка в жизни студентов в неязыковом ВУЗе для конкурса «А у нас в Рио-Инженейро…» (3 место). Результатом такого участия неизменно является рост мотивации у занятых студентов, вне зависимости от их уровня. Несколько парадоксальным является случай с группой, которая в полном составе приняла участие (и победила) в Студенческом шекспировском фестивале с танцевальным номером, где языковое содержание нулевое. Однако ассоциация победы в конкурсе с изучением английского языка сделала свое дело, и мотивация студентов выросла.

Таким образом, можно сделать следующий вывод: при правильно подготовленной внеаудиторной деятельности можно наблюдать эффективность использования различных активных методов обучения и увеличение мотивации к изучению английского языка.

Студентам важна не только стимульная часть мероприятия и поощерения (призы, подарки, баллы за участие), но и активное участие в социальной жизни (поддержка ведущих преподавателей, уважение и признание сокурсников). Преподаватель английского языка исполняет роль куратора, направляющего студентов на достижение тех или иных вершин.

Литература:

1.      Буренок Е. А. Внеаудиторная деятельность как средство интенсификации профессионального обучения английскому языку студентов туристского вуза. Автореф. на соискание степ. кандид. пед.наук, Сходня, 2004. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/vneauditornaya-deyatelnost-kak-sredstvo-intensifikatsii-professionalnogo-obucheniya-angliisk

2.      (дата обращения 20.04.2014).

3.      Vesselinov R., Grego J. Duolingo Effectiveness Study. Final Report — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://static.duolingo.com/s3/DuolingoReport_Final.pdf

4.      Зайцева С. Е. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://na-journal.ru/2–2013-gumanitarnye-nauki/283-formirovanie-motivacii-izuchenija-inostrannogo-jazyka-u-studentov-nejazykovyh-specialnostej

5.      Аксёнова Н. В., Шепетовский Д. В. Формирование языковой личности и развитие лингвострановедческих компетенций у студентов технического ВУЗа на примере разработанного занятия “Halloween”// Молодой ученый. 12(59), 2013.- 551 с.

6.      Аксёнова Н. В., Шепетовский Д. В. Использование электронного ресурса Википедии в обучении чтению на начальном этапе в неязыковом ВУЗе. // Молодой ученый. 1(60), 2014.- с. 465, 467.

Основные термины (генерируются автоматически): английский язык, иностранный язык, студент, внеаудиторная работа, изучение, желание, конкурс, технический вуз, уровень владения, осенний семестр.


Похожие статьи

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению...

Проблема уровней владения грамматикой иностранного языка в неязыковом вузе.

О роли внеаудиторной работы в повышении мотивации к изучению иностранного языка.

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении иностранного языка в неязыковом...

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

Одним из требований к выпускникам вузов является владение иностранным языком на таком уровне, который позволит им активно и свободно использовать его в сфере своей профессиональной деятельности.

Эффективность внеаудиторных мероприятий по иностранному...

внеаудиторная деятельность, творческая самостоятельность, иностранный язык, студент, развитие, конкурс видеороликов, вид деятельности, внеаудиторная работа, будущий специалист, активное обучение.

Иностранный язык в неязыковом вузе и внеурочная...

иностранный язык, внеаудиторная работа, научно-исследовательский кружок, студент, положительная мотивация, предметная декада, самостоятельная работа, своеобразный творческий отчет, совместная деятельность...

Усвоение общетехнической и специальной лексики в процессе...

Отсюда следует, что результатом изучения иностранного языка в техническом вузе должен быть высокий уровень умений именно в этой области.

Просмотровое и внеаудиторное чтение в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Условно можно выделить три уровня сложности самостоятельной работы в обучении иностранным языкам

Ошибочно, на наш взгляд, считать, что самостоятельная работа — это лишь внеаудиторная работа.

Роль внеаудиторной работы по иностранному языку для...

иностранный язык, студент, внеаудиторная деятельность, творческая самостоятельность, творчество, творческое саморазвитие, уровень владения, конечный результат, будущий специалист, английский язык.

Внеаудиторная работа по русскому языку как способ...

В статье рассмотрены особенности внеаудиторной работы по русскому языку с иностранными учащимися в вузе, обозначены основные принципы, на которых строится внеаудиторная работа.

Похожие статьи

Виды работы, влияющей на мотивацию к изучению...

Проблема уровней владения грамматикой иностранного языка в неязыковом вузе.

О роли внеаудиторной работы в повышении мотивации к изучению иностранного языка.

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении иностранного языка в неязыковом...

Изучение опыта в обучении профессионально ориентированному...

Одним из требований к выпускникам вузов является владение иностранным языком на таком уровне, который позволит им активно и свободно использовать его в сфере своей профессиональной деятельности.

Эффективность внеаудиторных мероприятий по иностранному...

внеаудиторная деятельность, творческая самостоятельность, иностранный язык, студент, развитие, конкурс видеороликов, вид деятельности, внеаудиторная работа, будущий специалист, активное обучение.

Иностранный язык в неязыковом вузе и внеурочная...

иностранный язык, внеаудиторная работа, научно-исследовательский кружок, студент, положительная мотивация, предметная декада, самостоятельная работа, своеобразный творческий отчет, совместная деятельность...

Усвоение общетехнической и специальной лексики в процессе...

Отсюда следует, что результатом изучения иностранного языка в техническом вузе должен быть высокий уровень умений именно в этой области.

Просмотровое и внеаудиторное чтение в процессе преподавания иностранного языка в техническом вузе.

Самостоятельная работа студентов в процессе обучения...

Условно можно выделить три уровня сложности самостоятельной работы в обучении иностранным языкам

Ошибочно, на наш взгляд, считать, что самостоятельная работа — это лишь внеаудиторная работа.

Роль внеаудиторной работы по иностранному языку для...

иностранный язык, студент, внеаудиторная деятельность, творческая самостоятельность, творчество, творческое саморазвитие, уровень владения, конечный результат, будущий специалист, английский язык.

Внеаудиторная работа по русскому языку как способ...

В статье рассмотрены особенности внеаудиторной работы по русскому языку с иностранными учащимися в вузе, обозначены основные принципы, на которых строится внеаудиторная работа.

Задать вопрос