Библиографическое описание:

Воронцова И. Л., Прокопьев Н. Я., Колунин Е. Т. Динамика возрастных значений уровня здоровья (адаптационного потенциала) мальчиков периода второго детства г. Тюмени с нарушением прикуса и связанных с этим дефектов речи // Молодой ученый. — 2014. — №7. — С. 207-209.

В статье дается анализ динамики возрастных значений величины адаптационного потенциала (уровня здоровья) у 144 мальчиков периода второго детства г. Тюмень, имеющих различные по степени выраженности клинических проявлений нарушения прикуса, приведшие к возникновению дефектов речи. В качестве контроля обследовано 126 мальчиков того же возраста, входящих в первую и вторую группу здоровья и не имеющих заболеваний челюстно-лицевой области. Показано, что в начале учебного года у всех мальчиков отмечается напряжение механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы, прекращающееся при регулярных занятиях в школе. После выхода с зимних каникул напряжение механизмов адаптации возникает вновь, но носит кратковременный характер.

Ключевые слова: мальчики периода второго детства, нарушения прикуса, уровень здоровья.

Актуальность. Внастоящее время остро стоит проблема выяснения причин снижения уровня здоровья детей дошкольного и школьного возраста [1, 3]. Отмечается ухудшение по таким параметрам, как индекс здоровья, число острых заболеваний, количество длительно и часто болеющих детей, уровень физического развития, а ведь считается, что физическое развитие достаточно тонко отражает здоровье поколения, позволяет прогнозировать долголетие и жизнестойкость популяции [5, 7]. Только по официальным данным за годы обучения в 5 раз сокращается число здоровых детей. Однако, несмотря на такие неблагоприятные цифры, по мнению ряда авторов, показатели, основанные на обращаемости, занижены в 3–9 раз по сравнению с данными, полученными при сплошном углубленном обследовании детей. Приводятся данные, что только 0,53 % учащихся могут быть отнесены к 1-й группе здоровья при использовании строгих критериев во время проведения медосмотров [6].

Организм ребенка, обучающегося в школе, подвергается широкому спектру негативных воздействий, снижающих резервы его здоровья и приводящих в итоге к развитию хронической патологии. Заболевания — это результат незрелости функциональных систем, ведущей к напряжению и срыву адаптационных механизмов в случаях неадекватности учебных нагрузок возможностям организма [8]. Снижение адаптационных возможностей учащихся связано также с возрастными перестройками и с влиянием внешних факторов, ведь детское население является наиболее чувствительным контингентом, быстро реагирующим на любые изменения окружающей среды. Значительный вред здоровью детей наносят также нерациональное питание и психоэмоциональное напряжение при занятиях в школе [2, 4, 6].

Современные исследования свидетельствуют о том, что у детей всё чаще диагностируются различные клинические проявления нарушений прикуса. В доступной нам литературе мы не встретили исследований, характеризующих значения адаптационного потенциала детей в период начала школьного обучения (1 и 2 четверти учебного года) и в зимний период времени.

Цель исследования: умальчиков 8–12 лет г. Тюмень, имеющих нарушения прикуса, изучить за осенний и зимний периоды школьного обучения уровень их адаптационного потенциала по Баевскому.

Материал и методы. В медицинском центре «Астра–Мед» г. Тюмень обследовано 144 мальчика (основная группа — ОГ) 8–12 лет, имеющих различные по степени выраженности клинических проявлений нарушения прикуса, приведшие к возникновению дефектов речи. В качестве контроля обследовано 126 мальчиков того же возраста (КГ), входящих в первую и вторую группу здоровья (табл. 1), не имеющих заболеваний челюстно-лицевой области. Из многообразия нарушений прикуса мы в данном сообщении представляем только два нарушения — прогнатический, или дистальный, и глубокий (травмирующий прикус) прикус.

Таблица 1

Численный и возрастной состав мальчиков 8–12 лет г. Тюмень с нарушением прикуса и их здоровых сверстников

Возраст, лет

Нарушения прикуса

КГ

Дистальный

Глубокий

8

13

15

24

9

15

16

26

10

12

14

25

11

14

15

27

12

14

16

24

Всего:

68

76

126

Уровень здоровья (УЗ) изучали с помощью т. н. адаптационного потенциала, определяемого в баллах [1] по формуле:

УЗ = 0,011ЧСС + 0,014САД + 0,008ДАД + 0,014В + 0,009МТ - 0,009Р - 0,27

где: ЧСС — частота сердечных сокращений; САД — систолическое артериальное давление; ДАД — диастолическое артериальное давление; В — возраст; МТ — масса тела; Р — длина тела.

Значения адаптационного потенциала характеризовались: не более 2,10 баллов — удовлетворительный, от 2,11 до 3,20 баллов — напряжение механизмов адаптации сердечнососудистой системы, от 3,21 до 4,30 баллов — неудовлетворительный; более 4,30 баллов — срыв адаптации.

Полученные данные обработаны на персональном компьютере, с использованием математического анализа по общепринятым методам вариационной статистики. Определялись: среднее арифметическое значение и ошибка средней арифметической. О достоверности возрастных различий судили по параметрическому t-критерию Стьюдента. Достоверными считали различия при уровне значимости р<0,05.

Все исследования соответствовали Приказу МЗ РФ за № 226 от 19.06.2003 года «Правила клинической практики в РФ». Соблюдены принципы добровольности, прав и свобод личности, гарантированных статьями 21 и 22 Конституции РФ.

Результаты и обсуждение.

У мальчиков с нарушением прикуса и их здоровых сверстников в осенний период 2013 года и в зимний период 2014 года проведено изучение уровня здоровья (табл. 2).

Таблица 2.

Показатели уровня здоровья мальчиков 8–12 лет г. Тюмень в осенний и зимний период 2013–2014 года (M±m)

Месяц

Возраст, лет

8

9

10

11

12

Дистальный прикус

Сентябрь

2,23±0,13

2,34±0,20

2,17±0,13

2,13±0,10

2,11±0,17

Октябрь

2,19±0,15

2,28±0,22

2,12±0,15

2,10±0,12

2,04±0,13

Ноябрь

2,14±0,18

2,13±0,16

2,10±0,13

1,89±0,15

1,97±0,15

Декабрь

2,02±0,14

2,06±0,13

2,07±0,11

1,93±0,14

1,88±0,16

Январь

2,18±0,13

2,22±0,23

2,16±0,16

2,15±0,16

2,17±0,13

Февраль

2,09±0,17

2,08±0,17

2,05±0,12

2,06±0,13

1,94±0,12

Глубокий прикус

Сентябрь

2,19±0,14

2,29±0,18

2,14±0,18

2,11±0,10

2,09±0,17

Октябрь

2,13±0,16

2,12±0,23

2,07±0,14

2,03±0,12

2,02±0,13

Ноябрь

2,01±0,12

2,00±0,17

1,90±0,14

1,94±0,15

1,90±0,15

Декабрь

2,02±0,12

2,01±0,15

1,88±0,09

1,90±0,14

1,83±0,16

Январь

2,15±0,13

2,18±0,20

2,18±0,17

2,14±0,16

2,15±0,13

Февраль

2,03±0,13

1,78±0,14

2,01±0,13

1,89±0,13

2,04±0,12

Мальчики контрольной группы

Сентябрь

2,03±0,14

2,10±0,17

2,07±0,14

2,02±0,10

2,05±0,13

Октябрь

1,89±0,11

2,06±0,13

2,04±0,12

1,85±0,09

2,06±0,14

Ноябрь

1,90±0,12

1,95±0,12

1,91±0,11

1,96±0,10

1,94±0,10

Декабрь

1,81±0,10

1,88±0,10

1,93±0,13

1,90±0,09

1,87±0,10

Январь

2,09±0,13

2,12±0,13

2,11±0,14

2,13±0,13

2,10±0,14

Февраль

2,01±0,14

2,00±0,11

1,83±0,09

2,03±0,11

1,94±0,09

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что по мере увеличения возраста мальчиков с нарушением прикуса у них напряжение в деятельности сердечнососудистой системы становилось менее выраженным. В начале учебного года, т. е. в сентябре и октябре месяце 2013 года, у мальчиков 8 и 9 лет имело место напряжение механизмов адаптации сердечнососудистой системы, причем более выраженное, чем в возрасте 10, 11 и 12 лет. Это связывается нами с рядом факторов. Во-первых, предшествующих занятиям в школе трехмесячным каникулам, когда не нужно было проводить 5–6 часов за партой. Во-вторых, началом активных уроков, требующих большого умственного напряжения. В-третьих, значительным снижением уровня двигательной активности, имевшей место во время каникул.

В абсолютных значениях напряжение механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы имело место у мальчиков с дистальным прикусом. По мере адаптации к занятиям в школе напряжение в деятельности сердечно-сосудистой системы становилось менее выраженным и уже к декабрю 2013 года находилось на уровне удовлетворительных значений. Проведение исследования в январе 2014 года, после окончания зимних каникул, выявило вновь напряжение механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы, но по сравнению со значениями, полученными в сентябре 2013 года, оно было более «лёгким». У всех мальчиков в феврале 2014 года уровень адаптации находился в пределах нормативных значений.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1.                      Нарушения прикуса у мальчиков 8–12 лет влияют на показатели адаптационного потенциала, особенно в первые два месяца занятий в школе.

2.                      По мере увеличения возраста мальчиков напряжение в деятельности сердечнососудистой системы становится менее выраженным, преобладая в возрасте 8 и 9 лет.

3.                      После окончания зимних каникул в январе месяце у всех мальчиков 8–12 лет вновь имеет место напряжение механизмов адаптации сердечно-сосудистой системы, но оно носит кратковременный характер и быстро принимает нормативные значения.

4.                      Полученные в ходе исследования данные желательно учитывать при построении учебного процесса в школе и тренировочного процесса в спортивных школах.

Литература:

1.         Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии / Р. М. Баевский. — М.: Медицина, 1979. — 289 с.

2.         Байгужин П. А. Особенности адаптации к учебной нагрузке школьников 8–9 лет с различным психотипом: автореферат дис. …канд. биол. наук /П. А. Байгужин. — Челябинск, 2005. — 18 с.

3.         Блинова Н. Г. Особенности психосоматического развития и адаптации к учебной деятельности учащихся с 7 до 16 лет / Н. Г. Блинова, Е. В. Васина, С. Н. Витязь. // Российский физиологический журнал им. И. М. Сеченова, 2004. — Т.90, № 8. — С. 354.

4.         Голиков Н. А. Педагогика оздоровления: принципы, подходы, технологии / Н. А. Голиков. //Проблемы образования в условиях северных городов: материалы научно-практической конференции (20 апреля, г. Нягань). — Нягань, 2006. — С. 104–109.

5.         Давыдок А. М. Медицинские и педагогические проблемы адаптации детей к дошкольному учреждению /А. М. Давыдок, А. А. Крюкова. //Альманах «Новые исследования». — М.: Вердана, 2004, № 1–2. — С.143.

6.         Кучма В. Р. Состояние здоровья школьников и роль образовательных учреждений в сохранении здоровья детей и подростков /В. Р. Кучма. //Здоровье школьников. Профилактика социально-значимых заболеваний: материалы Всероссийской научно-практической конференции. — Москва-Тверь, 2006. — С. 97–100.

7.         Макунина О. А. Динамика морфофункциональных показателей учащихся 7–10 лет в зависимости от профиля обучения: автореферат дис. …канд. биол. наук /О. А. Макунина. — Челябинск, 2005. — 22 с.

8.         Щедрина А. Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экономические аспекты /А. Г. Щедрина. — Новосибирск. ООО «Альфа-Виста», 2007. — 144 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle