Вся её жизнь в искусстве: введение в педагогическую деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (66) май-2 2014 г.

Дата публикации: 28.04.2014

Статья просмотрена: 289 раз

Библиографическое описание:

Редько, А. М. Вся её жизнь в искусстве: введение в педагогическую деятельность / А. М. Редько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 7 (66). — С. 539-549. — URL: https://moluch.ru/archive/66/10634/ (дата обращения: 20.04.2024).

В статье позиционирован педагогический портрет юбиляра как первого специалиста с консерваторским образованием осуществившую переезд из г. Свердловска в г. Молотов /переименованный впоследствии в г. Пермь/ по профессиональному распределению, начав трудовую деятельность простым педагогом, а затем дойдя уже в новом качестве заведующего дирижёрско-хоровым отделением /ДХО/ музыкального училища г. Перми. Ретроспективно проходит перед нами определённая веха — более четверти века педагогической деятельности в среднем учебном заведении.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, среднее учебное заведение,хормейстерская деятельность на городском уровне.

Чу, слышите, как зал в молчании затих

И песня льётся звонко, широко.

То выступает хор студентов

Под управлением Редько.

Стихи выпускников

Без культуры ни у страны, ни у народа нет будущего. Культура — это якорь, который держит человечество. Она принадлежит интеллигенции и подтягивает под себя сознание народа. Истинное творчество должно быть странствием, постоянным поиском.

Т. П. Редько

Для каждого человека юбилей — некий рубеж, повод оглянуться, оценить сделанное. Юбилей хорового деятеля — веха не только в её личной судьбе, но и в судьбе образования, хоровой культуры. Тамара Петровна — из таких учителей. Ценнейшим её качеством является умение быть «проводником», мягко, деликатно, терпеливо ведущим своих учеников по тернистому пути вокально-хорового искусства от первых робких шагов до мастерских вершин, на пути к которым её воспитанники часто обнаруживают свои, нехоженые тропы. Уникальное её педагогическое мастерство взросло на основе её мастерских достижений как хормейстера и педагога. О деятельности замечательного юбиляра можно было бы сказать ещё многое, но мы поймём главное: на первом месте у неё всегда находится Музыка, хоровая и вокальная! Тамара Петровна демонстрировала свои лучшие качества: блестящее владение вокальным инструментом и слышание, разнообразие во владении хоровой палитры, вулканический темперамент, но главное — тончайшее проникновение в драматургию вокальных и хоровых произведений.

Редько Тамара Петровна сразу с первого дня трудовой деятельности активно включилась в педагогическую работу. «В первый год моего педагогического становления музыкально-педагогическое отделение было преобразовано в дирижёрско-хоровое отделение /ДХО/ — вспоминает Тамара Петровна — Безусловно, на соответственно тот временной период не было специалиста с высшим специализированым образованием и поэтому мне пришлось вести специальные все предметы, входящие в обучающий цикл для учащихся, а именно: хоровой класс; дирижирование; чтение хоровых партитур /Ч. Х. П./; хоровую аранжировку; хоровую литературу. Что касается конкретно данного предмета «хоровой класс», то в хоре в основном пели не только учащиеся профильного отделения, но и также вокалисты, пианисты, оркестранты и народники. Безусловно, что я со своей стороны как руководитель хорового класса всячески делала большие усилия и стремилась вовлекать коллектив в концертную жизнь города».

Воспитанница, прежде всего профессора А. В. Преображенского, свои лучшие качества передавала своим ученикам. Никогда не делила на «перспективных» и «малоодарённых» — учащиеся, попавшие в её класс, постоянно чувствовали искреннее участие, заботу, неравнодушие к своим жизненным проблемам. Конечно, ученики бывают разными, но почему-то класс будущих хоровых дирижёров Тамары Петровны из года в год выглядел очень выигрышно. Не потому ли что всё делалось от любви — и к личности хорового музыканта, и к процессу работы над исполняемыми хоровыми сочинениями? Безусловно, главная заслуга в том, что смогла вложить в каждого своего учащегося не только всё своё мастерство и любовь к музыке, но и свою душу. Методы и стиль её преподавания: возбудить в учениках вдохновенье и фантазию, проявляя мягкость в общении и строгость в оценке; жёстко реагировать на недобросовестность, а труженику дать надежду на успех при этом горячая заинтересованность педагога в судьбе учеников и ответственность за результат.

Далее Тамара Петровна рассказывает: «в сущности, мы — я и все мои воспитанники, — коллеги. У каждого своё собственное понимание музыки. И я лишь могу сказать Вам (т. е. ученикам), прежде всего, уважай авторский текст. Вы сначала поймите замысел хорового композитора, и воплотите в звуках. И только тогда, если у Вас вдруг возникнет иная трактовка, можете попробовать. Но это должно быть очень убедительно»! Личность очень увлекающаяся никогда не следила за временем — занималась столько, сколько было необходимо. Фактически каждая встреча превращалась в мастер-класс. Тамара Петровна всегда стремилась помочь своим учащимся полностью раскрыть и подчеркнуть особенности её собственных трактовок ничего при этом, не навязывая, а при необходимости терпеливо объясняя свою позицию. Была совершенно нетерпима, к мало эмоциональному в плане музыкальности исполнительству, требовала не просто формально правильно доносить художественный текст, а полностью отдавать себя всего, вкладывая всё своё нутро: «Надо верить в то, что ты исполняешь, — во все эти страсти, в эту поэзию, в эти романтические преувеличения!» — говорила она — «вся жизнь хоровых артистов, говоря по большому счёту, должна быть такой, чтобы всегда, в любой момент готова была отозваться душой на возвышенное, одухотворённое, поэтически прекрасное» (см.: рис. 1–3.).

Рис. 1. Индивидуальное занятие с Б. Поповым [2].

Рис. 2. Индивидуальное занятие с Р. Чесноковой-Жук [2].

Рис. 3. Работа с хором. Дирижирует И. Школьная [2].

Рис. 4. «На память дорогой Тамаре Петровне Редько от воспитанника Володи Ощепкова» [2]

До сих пор, встречая выпускников и упоминая имя Тамары Петровны, вне зависимости от выбранной ими специализации мы всегда слышим от них неизменное: «Какие у неё были потрясающие занятия по дирижированию», «До сих пор всё помню, это было настолько захватывающе!», «Тамара Петровна необыкновенно артистична!», «Не выучить, не быть подготовленным к её предметам: «Дирижирование» было просто невозможно, ведь было так интересно!». «Каждый её хоровой урок был полезным, и поэтому мы, её учащиеся старались приходить на хоровые занятия собранными к поглощению в овладении хорового ремесла — говорит её из первых учеников Владимир Михайлович Ощепков (см.: рис. 4.) — Особое внимание в обучении дирижированию она уделяла вокальному, певучему извлечению из рук хоровых жестов. Многие, наверное, помнят её незабвенное: хоровые жесты, вокально-певучие жесты! — Тамара Петровна любила свободную, не зажатую постановку рук, наполненных вокально-певучими звуками справедливо полагая, что это помогает связному и гибкому художественному исполнительству. Ведь основанная на схематичности дирижёрско-хоровая техника была для неё лишь инструментом для выражения чего-то гораздо большего, а она всегда исходила из смысловой сути хорового репертуара, из особенностей их звукового и образного содержания». «Каждый раз ловишь себя на мысли, что приходится решать педагогические задачи и прежде всего, угадать потенциал артиста, его возможности в будущем. Очень важно сохранить для молодого специалиста шанс на самореализацию, как и уметь, поощрить любую даже самую малую удачу. Наверное, во всём этом есть опыт хорового музыканта» — очень верно подмечала Тамара Петровна.

В самом деле, преподавание — одно из подлинных призваний Тамары Петровны. Она никого не могла оставить равнодушным — ни к себе, ни к преподаваемым ею предметам и в частности это было обращено и к предмету «Хоровой класс».

Редько Тамара Петровна активно включилась и в хормейстерскую работу.

Репетиции её с хором останутся в памяти на всю жизнь — не любить их просто не возможно! Хоровые репетиции — это всегда приобретение полезных знаний, умений, навыков. Каждая её работа с хором не просто профессиональный опыт высочайшей пробы — это всегда захватывающий мини художественный спектакль, творимый на наших глазах удивительно яркой, броской, красивой женщиной.

Рис. 5. Коллектив хора и педагогов [2]

Рис. 6. Т. П. Редько в процессе репетиционной работы в хоровом классе [2]

Рис. 7. Дирижёр: Т. П. Редько [2]

Дело было не только в том, что Тамара Петровна Редько (см.: рис. 7.) была превосходным хоровым музыкантом. Всё в целом являло собой пример тончайшей культуры общения с вокально-хоровой музыкой, в котором невозможно бессмысленным словом — либо же неряшливым прикосновением к хоровым голосам. «Я училась умению найти слово — подчас неуловимое, единственно возможное в том или другом случае, слово, которое, естественно, не может стать адекватным смыслу звуков — оно не для того призвано, — но в определенный момент способно вызвать родственный звукам ассоциативный мир».

Академический хор учащихся был постоянным участником симфонических концертов проходивших в Академическом театре оперы и балета им. П. И. Чайковского (см.: рис. 8–10.). Тамара Петровна не только дирижировала хоровым коллективом, но и очень быстро освоила управление симфоническим оркестром Пермской филармонии, кстати, организованного на базе театра. На концертных площадках г. Перми (см.: Рис. 11.) она тем самым как бы введя стезю в общественной нити по концертной пропаганде классической вокально-хоровой музыки в массы народа.

Рис. 8. Коллективная фотография хора [2]

Рис. 9. Выступление академического хора учащихся с симфоническим оркестром филармонии. Солистка вокального отделения Т. Борзая. Афиши [2]

Рис. 10–11. Афиши [2]

Редько Тамарой Петровной была проведена хормейстерская работа с коллективами для результативно-продуктивного воплощения для слушателей. Это, прежде всего, выразилось в той концертной форме, т.е. объединенным хором Дворца культуры и техники им. И. В. Сталина с музыкальным училищем было подготовлено произведение крупной формы: «Патетическая оратория» Г. В. Свиридова на стихи В. Маяковского (см.: рис. 12.), а также и с училищным симфоническим оркестром произведение крупной формы Л. Бетховена на стихи поэта К. Куфнера Фантазия для фортепиано, хора и оркестра. Исполнение состоялось на сцене Академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского. Сделана была с этого концерта его радиотрансляция, а мне посчастливилось быть свидетелем на этом важном событии для истории училища.

Рис. 12. Почётная грамота от властей [2]

Академический училищный хор выступал в концертах, посвящённых юбилейным датам в истории Пермского музыкального училища (см.: коллаж), в мероприятиях в фонд мира и к 30-летию Победы над фашисткой Германии. В сольную программу коллектива наряду с признанными хоровой классикой хорами М. И. Глинки (на слова Н. Кукольника «Попутная песня»), С. И. Танеева (на стихи Я. Полонского «Посмотри какая мгла»), П. И. Чайковского (кантатой «Москва»), хоровых фрагментов из опер /русских и зарубежных/ исполнялись произведения советских композиторов: А. А. Давиденко «На десятой версте», «Улица волнуется», кантата «Народные мстители, А. Макарова «Как у Волги-реки» (на слова Я. Белинского), «Прилетели птицы перелётные» - хоровые части из сюиты «Река - богатырь».

Рис. 13. Почётная грамота от властей [2]

Это и проведение Пермского областного фестиваля музыки, посвящённого творчеству великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (см.: рис. 13.). В рамках этого фестиваля были исполнены хоровые произведения, в том числе и части кантаты «Москва».

Это и проведение городского фестиваля «Камские огни», о чём свидетельствует благодарственное письмо от правления Всероссийского хорового общества (см.: рис. 14.).

Певческой манере управляемой ею хора была присуще красота тембров, что дополнялось также и чёткой дикцией и артистизмом. Несомненно, Тамара Петровна получила профессиональную хормейстерскую школу, но её было бы недостаточно для успешного исполнительства на публике, ведь каждый раз нужно приспосабливаться к новой акустике, находить контакт со слушателями. Она умела погрузить присутствующих в духовный мир исполняемой вокально-хоровой музыки: любовной лирики и фольклорной сказочности, могла настроить слушателей на восприятие прекрасного, создав в самом зале непринуждённую атмосферу, увлечь слушательскую аудиторию также своим обаянием (см.: рис. 15.).

Рис. 14. Благодарственное письмо от правления Всероссийского хорового общества [2]

В сочетании с концертно-просветительской деятельностью Редько Т. П. как зав. отделением с академическим хором учащихся готовила учебно-концертную программу для государственных экзаменов.

Коллаж из юбилейной программы — 40 лет училищу [2].

Рис. 15. Совместное выступление академического хора с симфоническим училищным оркестром [2]

Профессиональные рабочие деловые отношения на хоровом отделении Пермского музыкального училища — представляло собой специфические взаимоотношения, которые возникали в процессе деятельности между заведующей отделением и педагогами, они были направлены на то, чтобы преподаватели действовали в общих интересах и достигали общих целей. Заведующая хоровым отделением являлась важнейшим компонентом эффективного управления. Место заведующей отделением там, где есть сложившееся объединение специалистов. Заведующая хоровым отделением выступала как образец для поведения профессионалов специализированного отделения. Педагоги, имеющие меньшую власть на отделении по специализации, шли за заведующей отделением вперёд к успехам их общего дела. Заведующая отделением же, в свою очередь, понимала, что на ней лежит большая ответственность. Стратегическим планированием распределяла свои усилия для того, чтобы вести других преподавателей за собой вперёд. Определяла цели и задачи, обеспечивала межличностные и межгрупповые контакты, выбирала эффективные пути для решения возникающих в процессе творческой деятельности отделения специфических проблем — это круг дополняющих обязанностей заведующей хоровым отделением. Заведующая хоровым отделением — ведущий за собой творческий коллектив от того каким будет заведующая напрямую зависело успех и успешность специализированного отделения. Важной миссией — это видение цели и продуктивная реализация её. При этом стоило учитывать, что каждый педагог уникален, и жизненные идеи, опыт, чувства, мысли, воспитание, различные жизненные установки делали нас единственными в своём роде, это является нашим профессиональным потенциалом. В принципе заведующая хоровым отделением обладала целеустремлённостью и постоянно получающая новые знания в различных областях деятельности. Многое зависело от характера самого разностороннего музыканта в лице заведующей. Эффективность креативности на отделении в стабильных условиях была обеспечена управлением без учёта отношений заведования. Но когда возникала некоторая нестабильность, заставляющая всех преподавателей хорового отделения быть постоянно готовыми реагировать на изменения в результате новых обстоятельств и запросов, в этом случае результативность деятельности всего хорового отделения зависела от возможностей заведующей. В современных условиях ролевое значение приобретало проблема формирования конкурентоспособной команды этим и объяснялось, что влияние конкуренции обусловливала необходимость поиска новых путей в менеджменте хорового отделения. Основной причиной заинтересованности можно назвать рост ценности профессионального труда каждого специалиста и возможности объединения усилий педагогов с целью разрешения стратегических задач развития хорового отделения.

В статье мы составили SWOT-АНАЛИЗ ДХО /дирижёрско-хорового отделения/ в исторический период Пермского музыкального училища.

Таблица 1

SWOT-АНАЛИЗ ДХО /дирижёрско-хорового отделения/ Пермского музыкального училища в конкретно исторический период времени

Положительные стороны

Сильные стороны (Strengths)

Отрицательные стороны

Слабые стороны (Weaknesses)

— увеличение численности педагогов;

—позитивный характер демографического процесса;

— возможность реализации социально-экономических прав (средний уровень зарплаты);

— приток молодых кадров.

— недостаточная развитая индустрия развлечения и отдыха (театры, музеи, выставочные центры, клубы, базы отдыха);

— недостаточное удовлетворение творческих склонностей и самовыражения в области музыки,

художественной деятельности, литературы;

— нестабильный характер демографического процесса;

— низкая степень диверсификации к хоровой профессии;

— уменьшение школьных хоровых студий.

Возможности (Opportunities)

Угрозы (Threats)

— положительные тенденции в хоровом искусстве;

— профориентационная работа;

— рост профессионально подготовленных выпускников на ДХО /на дирижёрско-хоровом отделении/;

— предоставление помощи молодым специалистам (фестивали, конкурсы, смотры, концерты);

— развитие хоровой практики на самодеятельных коллективах.

— снижение общей культуры абитуриентов;

— снижение интеллектуального уровня абитуриентов;

— повышение уровня преступности и наркомании;

— угроза «обрушения» хорового образования низкой диверсификации

Система управления отделением включала в себя совокупность всех предметных комиссий между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование. В менеджменте дирижёрско-хоровым отделением осуществлялось непрерывное влияние на продуктивность работы своего персонала, либо на продуктивность работы всего ДХО, с тем, чтобы поставленные задачи решались, а наилучшие результаты и цели достигались. Осуществление качественного процесса управления очень важно для дирижёрско-хорового отделения, оно обеспечивалось обученным педагогическим персоналом в сфере менеджмента. Они осуществляли формирование ДХО и его управления, посредством постановки целей, а также разработки способов, которые могут помочь в достижении цели. Поэтому ключевые переменные, которые характеризовали поставленные задачи, эффективно учитывались заведующей дирижёрско-хоровым отделением. Для решения этой задачи ставились цели и обеспечивались их стратегией, нормами и требованиями. Для эффективного выполнения поставленных перед педагогическим персоналом задач преподавателей не только контролировали, но также мотивировали. Заведующая систематически координировала многие задачи и, одновременно, формальные взаимоотношения специалистов своего дела, которые выполняли эти задачи. Дирижёрско-хоровое отделение являлось инструментом реализации педагогических целей и преподавателей соответствующих специальных предметов. Несомненно, цели различны, но процветание и рост отделения возможен, когда построены оптимальные условия, которые удовлетворяли целям всего педагогического персонала. Внутренняя и внешняя среды ДХО постоянно развивались и изменялись с течением времени, это создавала необходимость постоянного системного управления. Система менеджмента изменялось со временем, и персонал отделения подстраивался под ситуацию и постоянно модернизировал систему управления, стремясь сделать её инновационной (см.: табл. 1.). Перечислим тех педагогов, которые работали вместе с заведующей дирижёрско-хоровым отделением Тамарой Петровной Редько, это: М. Г. Аблязова, Н. И. Акулич, Н. А. Дзюба, З. Н. Дубровская, Л. И. Клюткина, Р. В. Котова, П. В. Метелёва, А. П. Мясникова-Рогова, В. Н. Нечаев, Л. А. Петрова, Н. А. Смолина-Пучкова, Ю. Н. Пучков, В. Г. Смирнов, Н. И. Терёхина.

Хоровой класс. На хоровом отделении работала два учебных хора: хор младших курсов — рук. Л. И. Клюткина; хор старших курсов — рук. Т. П. Редько, концертмейстер Л. В. Рева; хормейстер: З. Н. Дубровская.

Она обладала, и мастерски этим пользовалось на практике. Приобретённое в ежедневной профессиональной работе с хоровым коллективом и в постоянной работе с учениками она постепенно довела своё мастерство до автоматического совершенства на основе гибких навыков и творческого подхода.

Сразу видно её учеников по дисциплинированности, по требовательности к себе, по мотивированности. Своим ученикам она сумела передать главное — помимо высокого профессионализма, безупречный вкус, подлинно трепетное, честное отношение к музыке, яркую очерченность творческих индивидуальностей, высокие традиции русской хоровой школы. Тамара Петровна сумела разгадать индивидуальный характер каждого ученика, привить каждому из них отношение к хоровому и вокальному искусству, какое исповедует сама — честное и искреннее.

Результат многие выпускники её класса стали с коллективами ведущими хормейстерами России и Пермского края.

За 26 лет (1949–1975 г.г.) педагогической работы в Пермском музыкальном училище перечислим наиболее известных учеников из них. Это:

Ощепков В. М. — почётный гражданин Самарской области, профессор, заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, председатель филармонического общества Самарской области, художественный руководитель Центра Эстетического воспитания детей и молодёжи г. Самары; Игнатьев И. А. — кандидат педагогических наук, профессор кафедры хорового дирижирования Челябинской Государственной Академии Культуры и Искусств, г. Челябинска; Шабашов Л. Д. — кандидат педагогических наук, профессор кафедры музыкального факультета методики и педагогики начального образования Пермского Государственного Педагогического Университета (ПГПУ), г. Перми; Лёзов В. А. — профессор кафедры хоровых дисциплин Алтайского Государственного Института Культуры г. Барнаула; Старостин Ю. М. — профессор кафедры музыкального факультета методики и педагогики начального образования Марийского Государственного Педагогического Института имени Н. К. Крупской (МГПИ), г. Йошкар-Ола; Капельников М. Б. — заслуженный артист России, хормейстер камерного хора Пермской филармонии г. Перми; Измайлова М. Р. — преподаватель хоровых дисциплин Астраханского музыкального колледжа имени М. П. Мусоргского, г. Астрахани; Еловикова Г. В. — преподаватель хоровых дисциплин Новокузнецкого музыкального Училища (НМУ), г. Новокузнецка, Кемеровской области; Дроздова Т. В. — преподаватель хоровых дисциплин Культурно-просветительного Училища Министерства культуры Удмуртской АССР, г. Ижевска УАССР; Гомаякова Н. В.– зав. дирижёрско-хоровым отделением Чайковского музыкального училища, г. Чайковского Пермской области; Петрова Л. А. – заслуженный работник культуры России, профессор, художественный руководитель студенческого хора, зав. хоровой кафедры Пермского государственного педагогического университета (ПГПУ), г. Перми; Пучкова Н. А. — заслуженный работник культуры России, преподаватель дирижёрско-хорового отделения /ДХО/ Пермского музыкального колледжа, г. Перми, художественный руководитель студенческого хора «Гаудеамус»; Михальченко Л. С. преподаватель дирижёрско-хорового отделения /ДХО/ Пермского музыкального колледжа, г. Перми; Мачильский В. М. — заслуженный учитель России. Перечисление её учеников можно продолжить.

Многие питомцы пошли по её стопам в сфере искусства и культуры, но еще больше тех, кто, работая в различных отраслях и сферах народного хозяйства, промышленности, медицине, образовании и сфере услуг, состоя на государственной и муниципальной службе, благодаря учителю по призванию, полюбили музыку навсегда!

Продолжаем интервью с юбиляром, которое мы начали в предыдущих опубликованных статьях [3, 4].

— Вначале я хотела продолжить, что прожитые годы не изменили моих идеалов в музыке, приоритетов в искусстве. Поменялось, однако, само отношение к профессии. Каких-нибудь 15–20 лет осознала я полностью слова «хоровая специальность — профессия второй половины жизни». И если бы спросили меня сегодня: «Что это за профессия — дирижёр хора», я бы ответила: «Чудовищная профессия! Я поняла, зачем нужен хормейстер. Для того, чтобы заставить хор исполнять не ноты, а то, что за нотами. Рассказать нельзя, потому что, как известно, хоровая музыка, начинается там, где заканчиваются слова. С коллективом трудно работать, потому что не все понимают, что ты от них хочешь. Мало собрать хороших артистов хора и сказать, что это хор. Хор — это творческий коллектив. Он должен иметь своё прошлое и будущее, свой профиль, свои традиции, свой мир! А если просто собрались хористы — это не хор. Если артисты вышли на сценическое пространство и хорошо поют, то это ещё не хоровой жанр. Нужно в силу возможностей, которые природа дала, дотягиваться до музыкальной драматургии. И чем ближе подойдёшь к замыслу, тем лучше интерпретируешь. Можно пользоваться условностями. Можно ошибаться, приближаться, отгадывать, дотягиваться.

Что Вы можете сказать о сегодняшнем состоянии хорового образования в России?

Российское хоровое образование, как и всякое другое сегодня, активно пытаются реформировать. Хотя специализированных средних учебных заведений нет достаточного набора — ведь для взрослого хора нужны мужские голоса, хотя бы юношеские, нужен смешанный хор. Сейчас в России с этим сложилась не простая ситуация.

Каким должен быть креативный коллектив, чтобы его любил слушатель?

Коллектив, прежде всего, должен состоять из преданных делу артистов хора. Если браться за дело, то уходить в него нужно с головой. Нужно слышать не музыку и слова, а то, что кроется за ними. Хор не может иллюстрировать музыку, он может её только «проживать». Может быть, прозвучит слишком самоуверенно, но мне кажется, что хоровым артистам и хоровому дирижёру нужно исполнять только, то, что их самих волнует. Если у них нет к хоровой музыке почти физиологического отношения то, в конце концов, хоровой исполнитель обманывает слушателя, потому что ему не нравится, хорошо исполнить в принципе нельзя.

Проживать музыку…?

Да, вполне. На сцене не может быть обыденности, там всё время должна быть приподнятость над реальной жизнью. Не нужно забывать, что вокально-хоровое пение — это физическая работа, а профессия дирижёра — архи сложная. Хоровой дирижёр должен идти в такт с сегодняшним временем. Мы в том времени и в той обойме, которые заставляют работать и зарабатывать. Но настоящим искусством не заработаешь. Сейчас всё достаточно просто: плати только деньги. Настоящее искусство никогда не бывает самоокупаемым. Поэтому в первую очередь нужны деньги. А у нас пока общество не появится, это должно делать государство. В России есть богатые люди. К сожалению сегодня, во всём мире ощущается падение духовности, культуры. Я, может быть, наивно всегда говорю о том, что зря многие правительства стран не понимают, что без культуры, без духовного народа никакого серьёзного технического прогресса не может быть — того самого настоящего и постепенного прогресса.

Хоровые детские конкурсы популярны во всем мире. Что они дают юным артистам, какие трудности и полезные итоги содержат в себе?

Хоровые состязания нужны юным студийцам как сценическая площадка, на которой можно самоутверждаться. Самих себя воспитывать. Одно выступление на сцене заменяет репетиционные занятия. Артисты детского хора оказываются в условиях, когда надо выглядеть достойно. Конкурс — это мотивация потребности улучшать своё мастерство, маленький итог большого будущего! Отношение к конкурсам, это помимо прочего, и вопрос воспитания. Дети, тем более талантливые дети – из которых можно лепить креативность.

Время не властно над ней. Она по-прежнему энергична и темпераментна, полна творческих идей и вдохновенного горения. Проходят годы, но она не меняется: всё та, же доброта, истовость в работе, та, же мягкость и деликатность, и, конечно, прекрасное чувство юмора. Пожелаем юбиляру долгих счастливых лет, творчества и вдохновения, столь необходимых ей самой. Нет сомнения в том, что, приветствуя юбиляра, коллеги и ученики присоединяются к словам адресованным ей: «Каждое общение с ней — радость. Она — душа её прекрасное лицо». Пожелаем ей творческого долголетия и что бы ученики постоянно её радовали. С Юбилеем, дорогая Тамара Петровна! Здоровья, творческого горения, радости!

В Юбилей,

Ваши коллеги, друзья всем сердцем с Вами.

Мы чествуем Ваш талант и чтим Ваше редкостное дарование выдающегося хормейстера и прекрасного педагога.

Вы успешно передаете свой бесценный певческий и педагогический дар молодому поколению. Ваша слава упрочена победами учеников.

В Юбилей желаем Вам прежнего энтузиазма и жизнелюбия.

Желаем Вам крепкого здоровья, долгих и плодотворных лет жизни!

Литература:

1.                    Бобыкин В. И. Новый менеджмент. Управление предприятиями на уровне высших стандартов. М.: Экономика, 2000. — 366с.

2.                    Материалы (текстовый), фотографии, афиши из личного архива Т. П. Редько.

3.                    Redko AM. All her life in art: formation of the master of choral business/Вся её жизнь в искусстве: становление мастера хорового дела [Текст]/А. М. Redko//European Applied Sciences, № 1.2014. (January) — P. 69–75.

4.                    Redko AM. All her life in art: creative beginning/Вся её жизнь в искусстве: творческое начало [Текст]/А. М. Redko//Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, (January-February), 2014, № 1. Volume 1. — P. 224–239. Электронный режим доступа: Full instructions for manuscript preparation and submission can be found through the «East West» Association GmbH home page at: htp://www.ew-a.org

5.                    Сайт Пермский край. Энциклопедия. Редько Тамара Петровна. Электронные ресурсы: http://enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1803750742&page=11;http://enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1804082639&idParentObject=1803750742 (дата обращения: 10.05.2014).

Основные термины (генерируются автоматически): дирижерско-хоровое отделение, хоровое отделение, пермь, Пермское музыкальное училище, ученик, хор, заведующая, профессор кафедры, хоровой класс, чайковский.


Ключевые слова

Педагогическая деятельность, среднее учебное заведение, хормейстерская деятельность на городском уровне., хормейстерская деятельность на городском уровне

Похожие статьи

Вся её жизнь в искусстве: высшее учебное заведение.

Пермский государственный институт, хоровая кафедра, академический хор, пермь, народный хор, фото, хоровое дирижирование, хоровой коллектив, Пермская область, Камерный хор.

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего...

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки.

Изучению школьно-песенного репертуара в классе хорового дирижирования отводится немного аудиторных занятий, в основном это самостоятельная...

Вопросы исполнительской подготовки хорового произведения на...

Преимущества хорового пения: его коллективный характер, доступный инструмент — голос, находящийся в каждом из нас, слово, усиленное музыкальной

Методические рекомендации по работе со слабовидящими студентами на отделении хорового дирижирования.

Социально-культурные детерминанты возникновения...

Предполагаемый набор на дирижерско-хоровое отделение ожидается уже по специальности «Хоровое дирижирование» (народный хор). [4, с. 16-17] Это решение, по предположениям администрации училища...

Власова Тамара Марковна — Информация об авторе

преподаватель дирижерско-хоровых дисциплин.

Вопросы исполнительской подготовки хорового произведения на уроках дирижирования. VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015).

Формирование музыкально-эстетической культуры учителя...

Воспитывать музыкально-эстетическую культуру ученика может конкурентноспособный, компетентностный специалист.

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки.

История музыкального отделения Сыктывкарского...

Где и было открыто в 1958 году дирижерско-хоровое отделение, с целью наладить подготовку и выпуск учителей пения для семилетних и неполных средних школ. Первый выпуск состоялся в 1961-1962 учебном году.

Деятельность Русского музыкального общества и столичных...

В дополнение к классам музыкального общества была образована бесплатная музыкальная школа хорового пения» [7, с. 95].

Так, например, П. И. Чайковский «предпочел теорию музыки и композиции, куда входили классы фортепиано, оркестрового инструмента и...

Похожие статьи

Вся её жизнь в искусстве: высшее учебное заведение.

Пермский государственный институт, хоровая кафедра, академический хор, пермь, народный хор, фото, хоровое дирижирование, хоровой коллектив, Пермская область, Камерный хор.

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего...

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки.

Изучению школьно-песенного репертуара в классе хорового дирижирования отводится немного аудиторных занятий, в основном это самостоятельная...

Вопросы исполнительской подготовки хорового произведения на...

Преимущества хорового пения: его коллективный характер, доступный инструмент — голос, находящийся в каждом из нас, слово, усиленное музыкальной

Методические рекомендации по работе со слабовидящими студентами на отделении хорового дирижирования.

Социально-культурные детерминанты возникновения...

Предполагаемый набор на дирижерско-хоровое отделение ожидается уже по специальности «Хоровое дирижирование» (народный хор). [4, с. 16-17] Это решение, по предположениям администрации училища...

Власова Тамара Марковна — Информация об авторе

преподаватель дирижерско-хоровых дисциплин.

Вопросы исполнительской подготовки хорового произведения на уроках дирижирования. VI международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, апрель 2015).

Формирование музыкально-эстетической культуры учителя...

Воспитывать музыкально-эстетическую культуру ученика может конкурентноспособный, компетентностный специалист.

Развитие дирижерско-хоровой компетентности будущего учителя музыки в процессе профессиональной подготовки.

История музыкального отделения Сыктывкарского...

Где и было открыто в 1958 году дирижерско-хоровое отделение, с целью наладить подготовку и выпуск учителей пения для семилетних и неполных средних школ. Первый выпуск состоялся в 1961-1962 учебном году.

Деятельность Русского музыкального общества и столичных...

В дополнение к классам музыкального общества была образована бесплатная музыкальная школа хорового пения» [7, с. 95].

Так, например, П. И. Чайковский «предпочел теорию музыки и композиции, куда входили классы фортепиано, оркестрового инструмента и...

Задать вопрос