Библиографическое описание:

Грошева А. В., Евдокимов П. Е. Роль научных открытий в истории Первой мировой войны. Методическая разработка открытого урока // Молодой ученый. — 2014. — №6.3. — С. 61-65.

Данная методическая разработка представляет собой конспект проведенного интегрированного урока по истории и физике и может быть интересна не только преподавателям данных дисциплин, но и других дисциплин, как интересный и нетрадиционный вид совместной работы. Подготовка урока предусматривает большую творческую работу со студентами по подбору материала, созданию презентаций, поисков неизвестных и оригинальных документов. Творческий тандем преподавателей Грошевой А. В. и Евдокимова П. Е. позволяет усилить мотивацию учения студентов по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.

Пояснительная записка

Интегрированный урок по дисциплинам история и физика.

Тема: «Роль научных открытий в истории Первой Мировой войны»

Цель урока:

Образовательная: углубить знания по изученным темам:

1.                 Развитие науки и техники в начале XX века.

2.                 Международные отношения в начале XX века.

3.                 Первая Мировая война 1914–1918 гг.

Развивающая: формировать умения по обозначению и формулированию проблемы, постановке вопросов, разработке аргументов; формировать умения по принятию независимых продуманных решений; формировать общие и общеучебные компетенции.

Воспитательная: воспитывать уважение к русской истории и науке, воспитывать внимание, уверенность, коллективную мыследеятельность.

В ходе урока применен метод критического мышления и учтены особенности применения метода:

оценочность;

– открытость новым идеям;

– собственное мнение;

– рефлексия собственных суждений: эффективная работа с большим объемом информации в разных областях знаний истории и физики;

– выработка собственного мнения на основе анализа информации; умение выражать мысли ясно, уверено и корректно.

При проектировании урока применялся метод конкретных ситуаций, который позволяет формировать профессиональные компетенции: умения и навыки мыслить деятельно, развитие способностей личности к обучению, умению перерабатывать информацию.

При подготовке к уроку студенты получили опережающие задания

1.Развернутые и простые планы подготовки к уроку.

2.Темы сообщений с презентациями.

3.Ознакомились с порядком работы с кластером.

Оборудование урока

1.Проектор для компьютера.

2.Проектор для книг.

3.Компьютор.

4.Экран.

5.Настенная карта «Первая Мировая война 1914–1918г.г.

Методическое сопровождение урока.

1. Методическая разработка урока. 2. Презентации к уроку. 3.Видеоролик.

Технологическая карта интегрированного урока

№ п/п

Дидактическая структура урока, продолжительность

Цель работы

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Основные показатели результатов подготовки

1

Вводная часть. Организационно–мотивационный этап, вводная беседа.

3 мин.

Мотивирование активности студентов.

Проверка наличия студентов в группе. Сообщение темы, целей и задач урока.

Фронтальный опрос.

Наличие учебных пособий, опорных конспектов. Подготовлена презентация.

Краткий обзор подобранных карт по истории I Мировой войны.

Восприятие темы, целей и задач урока. Ответы на вопросы преподавателя.

ОК 2

2

Основная часть 1.

Просмотр фрагмента фильма о I Мировой войне. 5 мин.

Погружение в тему урока.

Слушает, контролирует.

Сообщает проблему урока

Просмотр фрагмента фильма о I Мировой войне.

Высказывают версии решения проблемы. Ответы студентов по окончании фрагмента фильма.

ОК 2,ОК 4

3

Основная часть 2.

Задание № 1 Простой (информативный) план задания.

Изучение полученных заданий, работа по карте, по вопросам заданий. 24 мин.

Организовать работу в малых группах.

Выполнить задание, сформулировать предварительные ответы.

Выполняет функцию консультанта.

Изучение полученных заданий. Студенты используют материалы домашней самостоятельной работы, литературу, интернет, ведут обсуждение в группе. Группа отчитывается по материалу задания.

Первая оценка.

(Приложение 1)

 ОК 5, ОК 6

4

Основная часть 3.

Задание № 2 Развернутый план задания. Составление кластеров в малых группах. 45 мин.

Развитие навыков индивидуального выступления.

Роль консультанта

Составляют кластер по алгоритму. Готовность группы к защите кластера. Рефлексия по проблеме. Вторая оценка.

(Приложение 1)

ОК 5, ОК 6, ОК 7

5

Основная Часть 4.

Задание № 3

Ответ на вопрос.

9 мин.

Обсуждение, высказывание своего мнения.

Преподаватель напоминает о проблеме урока.

Студенты выступают от каждой группы. Защита кластера. Индивидуальная оценка за выступление.

ОК 8, ОК 1

6

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Синквейн по оценке организации на уроке. Чему научились?

4 мин.

Работа в малых группах.

Преподаватели проводят рефлексию по уроку — синквейн, (Приложение 2) объясняют домашнее задание повторить результаты и значение IМировой войны.

 Студенты высказывают свое мнение об уроке, озвучивая синквейн. Озвучивание итоговых оценок.

ОК 1, ОК7, ОК8.


Сценарий урока

Группа 1

Задание 1. Доклад с презентацией (5 слайдов)

Тема: «История русских изобретений. Научно — технический прогресс».Использовать план для подготовки доклада.

Задание 2. Составить кластер.

На основе плана выписать опорные сигналы.

А) Найти и выписать определения: политика, милитаризм, научно — технический прогресс, танк, самолет, автоматическая винтовка.

Б) Из определений выбрать ключевое, объединяющее все.

В) Установить взаимосвязи и отразить графически.

Г) Подготовиться и защитить кластер.

Задание 3. Подготовить ответ на вопрос: «Почему изобретения часто используют в военных целях? Привести аргументы в политической (внешняя и внутренняя политика), экономической сферах применения.

Группа 2

Задание 1. Доклад с презентацией (5 слайдов)

Тема: «Мир накануне I Мировой войны».

Использовать план для подготовки доклада.

Задание 2. Составить кластер.

На основе плана выписать опорные сигналы.

А) Найти и выписать определения: война, шовинизм, государство, колонии, метрополии, бронетранспортер, радио, электрическая лампа, телефон.

Б) Из определений выбрать ключевое, объединяющее все.

В) Установить взаимосвязи и отразить графически.

Г) Подготовиться и защитить кластер.

Задание 3. Подготовить ответ на вопрос: «Зачем войны нужны государствам?» Привести аргументы в политической, экономической, социальной сферах.

Группа 3

Задание 1. Доклад с презентацией (5 слайдов)

Тема: «Отношение человека, общества и государства к войне».Использовать план для подготовки доклада.

Задание 2. Составить кластер.

На основе плана выписать опорные сигналы. А) Найти и выписать определения: общество, народ, государство, патриотизм, наркоз, иммунитет, водолазный костюм, комбайн, трактор, парашют, велосипед, двигатель внутреннего сгорания, самодержавие, стачка, Дума, конференция, братания, социал-демократы, восстание.

Б) Из определений выбрать ключевое, объединяющее все.

В) Установить взаимосвязи и отразить графически.

Г) Подготовиться и защитить кластер.

Задание 3. Подготовить ответ на вопрос: «Нужна ли война человеку, обществу?» Привести аргументы в политической (внешняя и внутренняя политика), экономической, социальной сферах жизни общества.

Простой (информативный) план

Тема: Научно — технический прогресс в начале XXвека. Роль научных открытий, изобретений в IМировой войне.

1.                 Особенности в области техники — электрификация промышленных предприятий и транспорта. (Стр.276, В. В. Артемов)

2.                 Переход к автоматической системе машин.

3.                 Распространение двигателей внутреннего сгорания.

4.                 Совершенствование химических технологий.

5.                 Решающий фактор научно — технического прогресса — применение электричества.

6.                 Определение серебряного века — стр. 292;

7.                 Военная техника в годы войны стр.299–300.

Вывод:

1.Новые изобретения востребованы во время войны?

2. Изобретения во время войны применяются для уничтожения людей, это бесчеловечно, безнравственно?

Развернутый план

Тема: «Мир накануне I Мировой войны»

Цель: Формирование критического подхода к историческим текстам и источникам.

Международные отношения в 1900–1914 г. г., стр. 278, А. А. Артемов.

1.                 Военно-политические блоки: Тройственный — 1882г. (Германия, Австро — Венгрия, Италия), Антанта — 1905г. (Англия, Франция, Россия).

2.                 Цели:

А) Борьба за передел мира. (Дополнение: А. А. Кредер, Новейшая история XX век, М., Московский учебник, стр. 21–23, 29)

Б) Борьба метрополий за сохранение колоний. (Стр. 273, 274, А. А. Артемов)

В) Борьба за черноморские проливы и сферы влияния.

Г) Борьба за сохранение империй. (Стр. 273, А. А. Артемов)

Д) Борьба за предотвращение революций. (Стр. 275, 277, 283, А. А. Артемов)

3. План Шлиффена:

А) Нападение на Францию через Бельгию.

Б) После разгрома Франции — против России

4. Планы Франции и Англии — выжидательные, Россия планировала воевать против Австро-Венгрии.

5. Предпосылки войны:

А) 1912–1913г.г. I Балканская война;

Б) 1913г. II Балканская война.

Вывод:

1. Война неизбежна, все страны готовились отрабатывать свои интересы?

2. Войну можно предотвратить, используя политические методы?

Простой (информативный) план

Тема: Отношение человека, общества и государства к войне

1.1914 г.: взрыв патриотизма во всех странах, митинги в поддержку своих правительств.

2.1915г.: стачечное движение против войны, усиление оппозиции в парламентах. (В. В. Артемов, стр. 301). Особенность в России: поражения на фронтах вызвали борьбу с самодержавием. В парламенте создан «Прогрессивный блок» во главе с кадетами. Цель: создание кабинета общественного доверия, то есть правительства, опирающегося на думское большинство.

3.5–8 сентября — Циммервальдская конференция. 38 делегатов из России, Германии, Франции, Италии, Болгарии, Польши, Швеции, Норвегии, Нидерландов: призыв к миру. Ленин: «Превращение войны империалистической в войну гражданскую».

4.Братания солдат на фронтах.

5.В мае 1916 г. На митингах Берлине социал-демократы (К. Либкнехт) провозгласили лозунг «Долой войну».

6.Июль 1915г. В России среднеазиатское восстание, подавлено только к 1917г.

7.24    — 30 апреля — Ирландское восстание, подавлено Англией.

8.Выступления в Австро-Венгрии.

Вывод:

Основные направления борьбы:

— за мир;

— превращение войны империалистической в войну гражданскую;

— национально — освободительное движение.

Можно ли считать, что война оказала положительное влияние на народы?

Приложение 1

Кластер

Тема: Роль научных открытий, изобретений в IМировой войне

Цель: формирование критического подхода к историческим текстам и источникам.

Технологическая цепочка составления опорной схемы

1.                 Студент читает текст, конспект, предназначенный для обработки.

2.                 При чтении текста отмечает и выписывает ключевые положения, факты, события, определения.

3.                 Разрабатывает или подбирает уже готовые условные обозначения к каждому важному определению, положению текста.

4.                 Нанести их на лист А4.

5.                 Наложив прозрачную чистую пленку на карандашный эскиз, обводит обозначения цветной тушью.

Технологическая цепочка составления кластера

1.Студент читает текст и выделяет в нем большие и малые смысловые единицы.

2. После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе А4 выписывает определения. Названия определений записать в прямоугольники.

3. Выбрать ключевое определение. Установить взаимосвязи, нанести в схему, раскрывая смысловые блоки.

4. Соединить стрелками порядок раскрытия смысловых блоков.

5. Подготовиться к защите своих идей.

Темы для разработки кластеров по планам.

2. Литература и источники:

1.В. В. Артемов, История, М., Академия, 2009г.

2. О. В. Волобуев, Россия и мир, 2006г.

3. А. А. Загладин, История, 2013г.

4.А. А. Кредер, Всемирная история, 2007г.

Приложение 2

Синквейн по оценке организации урока. Чему научились на уроке?

1. Написать два — четыре существительных по оценке урока.

2. Написать два — четыре глагола по оценке урока.

3. Написать три — шесть прилагательных по оценке урока.

4.Написать крылатое выражение, высказывание, вывод об открытом уроке

Приложение 3

История русских открытий и изобретений. Несколько примеров.

Путешественник по Московии Адам Олеарий указывает на способность русских к ремеслам: „Люди эти (русские) очень способны к различным ремеслам, легко перенимают все, что увидят у немцев, и в немного лет они научились и переняли у последних много такого, чего прежде совсем и не знали». В своих описаниях иностранцы постоянно говорят о многих русских изобретениях, как особенностях быта, о „базаре домов”, о „русских слюдяных окнах”, об особом способе передвижения при помощи „ям”, о „русской бане” о двух замечательных изобретениях, введенных кем-то в русский быт. „самовар” или, как немцы называют, „машину для чая (Theemaschine)” и „русские счеты”. Наши счеты — чрезвычайно удобный счетный прибор, с точки зрения экономии времени счеты — замечательное изобретение

«Энциклопедия вооружений» XVI — XVII в.в. в России отливали пушки не только государевы заводы, но и монастыри (Соловецкий, Кирилово-Белозерский). В 1516 году запорожские казаки пользовались литыми стволами пушек.

Русские механики во многом опередили зарубежных изобретателей. Замечательный русский механик и теплотехник И. И. Ползунов впервые создал автоматический поплавковый регулятор, на много лет опередив английского изобретателя Уатта. Русский моряк капитан дальнего плавания О. С. Костович впервые сконструировал и построил в 1882–1883 годах бензиновый двигатель, предназначенный для воздушного корабля. Важный вклад в развитие электротехники внес русский изобретатель М. О. Доливо-Добровольский. Он ввел так называемый трехфазный ток — совокупность трех переменных токов, передаваемых по трем проводам. Человечество обязано России и изобретением прибора освещения — электрической лампочки накаливания. Ее создателем был выдающийся русский электротехник Александр Николаевич Лодыгин. Среди многих талантливых русских изобретений особо почетное место занимает радио, составившее целую эпоху в мировом техническом прогрессе. Создателем этого чуда стал наш великий соотечественник Александр Степанович Попов. Он сконструировал первые в мире радиопередатчики и радиоприемники. 7 мая 1895 года на заседании физического отделения Российского физико-химического общества в Петербургском университете Александр Степанович осуществил первый в мире радиоприем. А 24 марта 1896 года в той же аудитории он провел радиопередачу на расстояние 250 метров. Летом следующего года Попов успешно осуществил испытания на море. На этот раз удалось установить радиосвязь между берегом и кораблем на расстояние более 3 километров. Потом дальность радиосвязи между кораблями увеличилась до 5 километров. Радиоперекличку вели корабли «Россия», «Европа», «Африка». В 1899 году ученый сделал новое важное изобретение — аппарат для приема радиосигналов на слух, с помощью телефонной трубки.Вноябре того же года дальность радиопередач достигла уже 43 километров. Попов блестяще установил связь с кораблем «Генерал-адмирал Апраксин», севшим на мель около острова Гогланд. Летом 1868 года русский агроном Андрей Романович Власенко демонстрировал на полях Тверской губернии свою «зерноуборку на корню».Спустя одиннадцать лет, в 1879 году, подобная машина появилась в Америке, наполях одного из южныхштатов. Ее конструкция значительно уступала конструкции русской машины, была очень громоздкой и неуклюжей. Эту жнейку-молотилку, названную комбайном, тащили 24 мула, а обслуживали семь рабочих. Комбайн был весьма несовершенным, терял много зерна.

Советский оптик Е. М. Брумберг впервые в мире построил зеркальный микрообъектив большой силы и создал микрофотографический аппарат для съемки в ультрафиолетовых лучах.

Первый в мире самолет был построен в нашей стране. Изобретателем его был контр-адмирал Александр Федорович Можайский. Николай Егорович Жуковский создал современную аэродинамику. Его труды позволили не только в России, но и во всем мире начать конструирование самолетов на научной основе.

Генерал русской армии К. И. Константинов еще в 1853 году выдвинул идею использования ракеты для полетов. Наиболее реальный проект реактивных аппаратов разработал в 1881 году революционер-народоволец Н. И. Кибальчич. Через пять лет после смерти Кибальчича был проделан опыт полета первой в мире модели реактивного самолета. Его провел русский инженер Аркадий Эвальдлетом 1886 года в Петербурге. Впервые схему ракетного двигателя предложил великий русский ученый К. Э. Циолковский.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle