Библиографическое описание:

Коломыцева О. Ф. Парфюмерно-косметические товары (методическая разработка открытого урока) // Молодой ученый. — 2014. — №6.3. — С. 72-76.

Открытый урок по дисциплине «Технология производства потребительских товаров», проведенный 17 апреля 2014г. в группе 21-ЭТ специальности 100801 «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров».

_______________________________________________________________

Тип урока. Комбинированный

Цели урока:

Ø Обучающие — изучение ассортимента и классификации парфюмерно-косметических товаров, сырья, технологии производства, способов упаковки, маркировки и хранения; проведение экспертизы качества маркировки косметических товаров.

Ø Развивающие: развитие познавательных умений студентов — умения выделять существенные признаки и свойства парфюмерно-косметических товаров, аргументировано доказывать свою точку зрения; познавательный интерес в области производства различных видов парфюмерно-косметических товаров, формирование навыков экспертизы и дегустации потребительских товаров;развивать долговременную память и логическое мышление.

ØВоспитательные — воспитывать познавательный интерес в области производства парфюмерно-косметических товаров, внимание; культуру труда и речи, сплочение коллектива.

Методы обучения:

1. Репродуктивные.

2. Частично-поисковые.

3. Экспериментальные.

Методы контроля:

1. Устный контроль

2. Письменный контроль

3. Экспериментальный контроль


Ход урока

Организационный момент. Отметить отсутствующих, объяснить цели урока и познакомить студентов с планом урока. Работа по плану урока.

План урока

1. Повторить изученный материал предыдущей темы «Пушно-меховые товары».

Устный опрос:

Ø Прошлое, настоящее и будущее пушно-меховых изделий.

Ø Приведите классификацию пушно-мехового сырья.

Ø Охарактеризуйте пушное сырьё.

Ø Охарактеризуйте меховое сырье.

Ø Из чего состоит шкура животного?

Ø Дайте характеристику пушно-меховому полуфабрикату.

Ø Перечислите технологические процессы производства пушно-мехового

Полуфабриката.

Ø Хранение пушно-меховых товаров.

Письменный опрос — тестовые задания 1 и 2 уровня сложности.

II. Работа по теме урока:

-- Прошлое и настоящее парфюмерно-косметических товаров.

—-- Классификация парфюмерных товаров

—-- Классификация и характеристика сырья для производства парфюмерных

товаров

—-- Технология производства парфюмерных товаров

—-- Упаковка, маркировка, хранение парфюмерных товаров

III. Выполнение практической работы

«Оценка качества маркировки косметических товаров»

1V. Подведение итогов урока — устные ответы + письменные

V. Определение домашнего задания — посетить крупный косметический магазин, ознакомиться с ассортиментом парфюмерно-косметических товаров и закрепить изученный материал на уроке.

Введение.

Термин «парфюмерия» (от фр. perfum) означает “приятный запах». С древних времен люди пользовались благовониями. Богов прославляли окуриванием и изготавливали благовонные мази и ароматные масла, которыми сопровождались различные обряды и дополнялись мужские и женские туалеты. В древности люди использовали так же косметические средства, и не только в гигиенических целях, но и для приукрашивания своей внешности. Древний Восток считается родиной косметики. В Древней Руси косметика применялась в основном в гигиенических целях.

В Европу ароматические вещества попали из стран Востока. Производство парфюмерии в Европе началось с 12 века во Франции. Душистая вода была разработана в г.Кельне и называлась “Кельтской водой”.

В 9 веке во Франции было изобретено мыло. В 1883г. на всемирной выставке в Амстердаме был представлен красный стерженек, обернутый бумагой — прообраз современной помады. В 40-х годах 20 века Америка стала родиной помад.

С 19 века парфюмерия стала развиваться как индустрия роскоши. Много внимания парфюмеры уделяли художественному оформлению флаконов для духов. Французская парфюмерия пользуется во всем мире высоким спросом.

В России парфюмерно-косметическая промышленность зародилась на рубеже 18–19 веков. В конце 18 века в Москве была открыта парфюмерно-косметическая фабрика, а в середине 19 века создавались и другие парфюмерно-косметические производства. В настоящее время в России успешно работают предприятия по выпуску парфюмерно-косметической продукции: “Новая заря”, “Свобода” (Москва), “Невская косметика” (Санкт-Петербург) и другие. Парфюмерно-косметический рынок России по объему занимает шестое место в Европе, уступая Германии, Франции, Британии, Италии и Испании. Объем российского парфюмерно-косметического рынка приближается к 6,5 млрд.долл. В наши дни ассортимент косметических средств очень велик и разнообразен. Применение косметики должно быть безвредно для кожи и организма.

Парфюмерные товары

Парфюмерными (от фр. parfum) — приятный запах) называют изделия, используемые для ароматизации кожи, волос, одежды и в качестве гигиенических и освежающих средств. К ним относят духи, одеколоны, туалетную воду, парфюмерные наборы.

Они представляют собой спиртовые (или спиртоводные) растворы душистых веществ. Косметические товары

Классификация парфюмерных товаров

Вид товара

Вид упаковки

Направление

основного аромата

Тип запаха

Сила запаха

Духи

Притертая пробка

Навинчивающийся колпачок

Аэрозоль

Пульверизаторы

Цитрусовый (гисперидный)

Папоротниковый (фужер)

Цветочный

Шипровый

Древесный

Амбровый

Мускусный

Кожный

Альдегидный (плод-цвет)

Кипарисовый

Теплый

С короткой волной

Парфюмерные воды

Свежий

Туалетные воды

Сладкий

С длинной волной

Одеколоны

Пряный

Душистые воды

Восточный

Парфюмерные наборы

Другие

Прочие (для ароматизации воздуха, ванн и др.)

Консистенция

Характер запаха

Половозрастной признак

Жидкие, твердые, порошки

Цветочный

Мужские

Женские

Фантазийный

Детские

Парные

Цветочно-фантазийный

Двупольные

Классификация и характеристика сырья для производства парфюмерных товаров

Основное сырье — душистые вещества, спирт и вода.

Вспомогательное сырье — красители, фиксаторы запахов.

Чем больше душистых веществ, тем выше качество духов.

Сырье

Характеристика

Душистые вещества — представляют собой натуральные и синтетические материалы, обладающие интенсивным и приятным запахом

Натуральные душистые вещества бывают:

Растительного происхождения — получают из растений в виде эфирных масел, настоев и растворов. Эфирные масла содержаться в эфиромасличных растениях (розе, лаванде, тмине, кориандре, мандарине, пачули и др.), из которых получают масло прессованием, перегонкой и экстракцией.

Животного происхождения — используют в виде настоев. К ним относят мускус (выделения желез мускусного оленя-кабарги), амбру (вещество из кишечника кашалота), цибет (гормональные выделения цибетовой кошки), бобровая струя (гормональные выделения бобра).

Синтетические (ионон, кумарин, гелиотроп и др.) представляют собой продукты переработки каменноугольной смолы, нефтехимического производства, химического синтеза. Они призваны экономить натуральные и расширять ассортимент запахов.

Этиловый спирт

Играет роль растворителя душистых веществ и дезинфицирующего средства, Применяют ректификованный спирт высшей очистки.

Вода

Используют в качестве растворителя и заменителя спирта для регулирования крепости парфюмерной жидкости. Она должна быть чистой, прозрачной, без запахов, примесей. Применяют дистиллированную воду.

Денатурирующая добавка

Позволяет отличить спирт для парфюмерии от пищевого и медицинского. В этом качестве применяют диэтилфталат.

 К факторам, формирующим качество парфюмерных жидкостей, относят:

Ø составление рецептуры;

Ø качество сырья;

Ø технологию производства

Технология производства парфюмерных товаров

В процессе производства формируются потребительские свойства парфюмерных изделий.

Производство парфюмерных товаров состоит из следующих процессов:

Дозирование и смешивание компонентов

â

Приготовление композиции –

(смеси душистых веществ)

â

Получение парфюмерной жидкости

(растворение композиции в спирте, добавление воды, иногда красителей)

â

Выдерживание (отстаивание) –

при этом часть более грубых веществ выпадает в осадок,

и жидкость становится прозрачной. Этот процесс длится около месяца.

â

Фильтрование

â

Фасовка

â

Упаковка изделий

â

Хранение и реализация

при температуре не ниже +5° и не выше 25°С

с относительной влажностью не более 70 %

Упаковка, маркировка, хранение.

Парфюмерные жидкости фасуют в стеклянные, фарфоровые, полимерные флаконы. Флаконы с парфюмерией упаковывают в красиво оформленные футляры. В качестве транспортной тары используются ящики (коробки). Флаконы могут быть упакованы в групповую тару. Такие упаковки укладывают в коробки из картона. Футляры с флаконами заворачивают в бумагу по несколько штук и потом в коробки. Коробки оклеивают бумажными лентами. На коробке с двух сторон слово “ВЕРХ”. На транспортной таре указано: “Осторожно, хрупкое”, “Верх не кантовать”, “Боится сырости”.

Для маркировки парфюмерных жидкостей используют этикетки. Широко используют этикетки из термоусадочной ПВХ — пленки, после нагревания плотно облегают стекло и становятся невидимыми. Для парфюмерной продукции наименование изделия указывается на лицевой стороне этикетки. Информация для потребителя должна быть написана на русском языке: наименование изделия, наименование страны-изготовителя и фирмы-изготовителя, юридический адрес, состав, объем продукции, месяц и год выработки, срок хранения и штриховой код товара.

Парфюмерные изделия хранят при температуре не ниже +5° и не выше 25°С.

Оценка качества маркировки косметических товаров

Цель работы: изучение требований к качеству маркирования косметических товаров.

Материалы: образцы косметической продукции

К качеству маркирования предъявляют следующие требования:

è Информацию для потребителя о косметических изделиях представляют в виде маркирования, расположенного в удобных для прочтения местах на упаковке (потребительской таре), этикетке, ярлыке, открытке, листе-вкладыше, нанесенную любым способом, принятым изготовителем;

è Маркировку наносят на русском языке; по усмотрению изготовителя возможно дополнительное нанесение информации на государственном языке субъекта РФ, а также на иностранных языках;

è Информация должна быть однозначно понимаемой, полной и достоверной, не вводить потребителя в заблуждение относительно происхождения, свойств, состава, способа применения, а также других сведений, характеризующих качество и безопасность парфюмерно-косметических изделий;

è Информация должна быть четкой и легко читаемой;

è Средства нанесения информации обеспечивают стойкость маркировки при хранении, транспортировании и реализации изделий.

О парфюмерно-косметических товарах необходимо представить следующие сведения:

Обязательные сведения

Особенности

● название изделия;

● наименование;

● местонахождение

(юридический адрес,

включая страну-

изготовителя);

● товарный знак изготовителя -

при его наличии;

● массу нетто, вместимость

● информация о сертификации

● срок годности

● обозначение НД

● можно не указывать массу или вместимость на изделиях менее 5г или 5 мл и на бесплатных рекламных образцах;

● списку ингредиентов должен предшествовать заголовок «Состав», после него должны быть представлены ингредиенты в порядке уменьшения их массовой доли в рецептуре изделия;

● парфюмерную (ароматическую) композицию указывают как единый ингредиент без раскрытия состава;

● красящие вещества перечисляют в любом порядке после других ингредиентов в соответствии с индексом цвета или принятыми обозначениями;

● условия хранения указывают для парфюмерно-косметических изделий, требующих специальных условий (пониженной температуры, определенной влажности воздуха и др.;

● срок годности исчисляют со дня изготовления. Он может быть указан следующим образом:

«Годен (использовать) до (месяц, год) …» или

«Срок годности (месяцев, лет).».. или

«Дата изготовления (месяц, год)»...

● указывают НД в соответствии с которым изготовлено и может быть идентифицировано изделие;

Ход работы:

1. Изучить требования к качеству маркирования косметических товаров.

2. Подготовить образцы косметических товаров и внимательно рассмотреть их.

3. Результаты оценки качества (экспертизы) маркировки косметических товаров оформить в виде таблицы (табл.№ 1).

4. Сделать вывод.

Результаты оценки качества маркировки

Таблица № 1

Реквизиты

Фактические сведения

● Товар

● Страна, фирма производитель

● Адрес

● Нормативный документ

● Масса нетто, вместимость

● Состав

● Информация о сертификации

● Срок годности

● Условия хранения

● Применение и предостережение

● Дополнительная информация

● Наличие штрихового кода товара

● Общая оценка качества маркировки

Вывод: _____________________________________________________________________________________________

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle