Библиографическое описание:

Блохина А. В. Доверительный диалог и творчество как способы преодоления препятствий в подростковом возрасте // Молодой ученый. — 2014. — №6.3. — С. 19-20.

В настоящее время все также актуален вопрос детско-родительских отношений, особенно в тот момент, когда дети становятся подростками. Каждая семья переживает определенные этапы развития, которые всегда сопровождаются кризисами и повышенной тревожностью. В данном контексте я выделю два периода — это вхождение ребенка в подростковый возраст и тот момент, когда подросток становится взрослым и стремится стать независимым и покинуть дом (В. Сатир). Подростковый возраст, в первую очередь, связан с тем, что родители отходят на второй план, и референтной группой для подростка является группа его сверстников.

Возрастные границы подросткового этапа колеблются в зависимости от разных подходов и разных культур. В данном случае выделим границы этого периода от 12 до 17 лет. Именно в это время происходит половое созревание, что, главным образом, и сказывается на смене круга доверия. Говоря о половом созревании, я не имею в виду только межполовые отношения, речь идет также о собственной половой идентичности. Родители, часто имея представления о биологических особенностях этого возраста, стараются всеми возможными способами оградить своего ребенка от внешних «угроз» и «соблазнов». Тем самым, они сами создают все условия для возникновения конфликта и недоверия внутри семьи. Один из немногих способов контролировать жизнь ребенка в непростой для него, по всем параметрам, период — это выстроить доверительные отношения — отношения, в которых ребенок будет чувствовать поддержку, а не осуждение.

Большинство проблемных вопросов, с которыми дети обращаются к психологу (в образовательных учреждениях) — это проблемы взаимоотношений в семье. Непонимание, недоверие, осуждение, невнимание — все это рождает в ребенке враждебные чувства по отношению к окружающему миру. Когда такой ребенок не может получить одобрение в кругу близких и родных ему людей, он начинает искать его среди сверстников. Часто такие подростки попадают в деструктивные субкультуры такие как «околофутбол», «скинхеды», либо в субкультурные объединения, которые различными способами пытаются отгородиться от этого мира: «ролевики», «эмо», игроманы и др. (Е. Сафонцева). Субкультура — это то, где человека принимают таким, какой он есть, он может стать значимым для других, и быть в безопасности. К сожалению, не все субкультуры так безопасны, как кажется подросткам, но для них наибольшей угрозой является непонимающая и не доверяющая им семья. Конечно, есть подростки, которые пытаются решить свои проблемы через творчество, такие дети отправляются в театральные, музыкальные и многие другие кружки, такое решение наиболее конструктивно, но не все подростки видят в себе творческий потенциал.

Итак, два важных вопроса, которые я хочу рассмотреть, это «как научиться строить доверительный диалог со своим ребенком», «творчество как способ преодоления препятствий в подростковом периоде».

Во-первых, начиная говорить со своим ребенком, постарайтесь «убрать» из своих мыслей и тем более голоса, подозрения, обвинения, угрозы и неодобрение. Главное, что мы должны делать, это принимать их такими, какие они есть: с проколотыми носами, с татуировками, с крашеными волосами. Чем больше мы будем обращать внимание на их внешний вид и тем более указывать на это, тем сильнее будет включаться защита, тем сильнее будет сопротивление. Существует два варианта, объясняющих «странную» внешность подростка. Первый вариант говорит о том, что он хочет выделиться среди остальных сверстников, заявить о себе, о своей особенности, бесстрашии. Он не боится взрослых, он настолько самостоятелен, что может быть таким, каким ему хочется. Чаще всего такие проявления происходят у подростков, чьи родители сильно контролировали и сильно опекали его с самого детства. Возможность вырваться из рук родителей и, наконец-то, быть «не таким, как надо». Совсем неудивительно, когда сильно меняют свою внешность те дети, которые до этого были «тише воды, ниже травы». Они долго терпели, долго ждали шанс проявить себя.

Второй вариант связан с тем, что подросток не принимает себя, свою внешность. Он надевает маску, чтобы максимально оградить себя от реальности. Никто не знает, что скрывается за этой маской, и он чувствует себя, таким образом, в безопасности, но проблема в том, что часто он и сам не знает, что там за этой маской.

Так же, как неожиданно меняется внешность, меняется и поведение. До сих пор ваш ребенок был тихоней, и вдруг вечером его нет дома, и он не берет телефон. «Я стал взрослым», «я не нуждаюсь в вашем контроле», вот что думает подросток.

Нельзя контролировать подростка, но нужно это делать. Нет, это не парадокс. Суть заключается в том, что подросток рвется всеми способами на свободу, он хочет доказать, что стал взрослым, в первую очередь, самому себе, а не вам. И тут от вас требуется поддержка. Поддержка во всем, внимание и контроль. Под контролем здесь понимается, не тотальная слежка, а заинтересованность в жизни своего чада, подсказки, советы иногда указания, иногда даже ограничения. Ребенку важно понимать, что если он ошибется, ему помогут. Быть взрослым и хотеть быть взрослым — это, как говорится, две большие разницы.

Во-вторых, вспомните свои взаимоотношения с собственными родителями и постарайтесь не переносить сценарий ваших семейных отношений на вашу нынешнюю семью. Не пытайтесь заставить ребенка воплощать ваши собственные несбывшиеся мечты. Не отыгрывайтесь на своем ребенке за неблагополучный день. Не решайте свои проблемы с супругом(ой) с помощью ребенка. Не заставляйте его выбирать между вами, не ставьте ультиматумов, не шантажируйте отношениями с близкими людьми.

Перейдем ко второму важному вопросу: раскрытие творческого потенциала. Оно подразумевает раскрытие в человеке талантов, о которых он мог и не знать ранее. Это поднимает человека в собственных глазах, дает уверенность и даже чувство значимости, в зависимости от вида творческой деятельности. Помимо того, что происходит осознание себя как носителя особенных умений, творчество имеет еще одну важную функцию. Творчество — это работа правого полушария, это задействование области бессознательного, то есть сферы вытеснения страхов, желаний, мыслей. Это означает, что, во-первых, творчество можно использовать как диагностику, с помощью проективных методик, благодаря которым мы можем узнать, столь необходимую для помощи, информацию; во-вторых, даже не проговаривая свои действия, человек проигрывает свою вытесненную, скрытую от самого себя жизнь. Проигрывая свои негативные чувства, страхи мы либо избавляемся от них совсем, либо учимся с ними справляться, проигрывая свои желания и мечты, мы моделируем свое будущее.

Главное, позволять своему ребенку в творчестве выражать всего себя, не ограничивая свободу проявления. Он должен осознавать, что может самовыражаться, не стесняясь самого себя.

Важно отметить, что не обязательно человек, занимаясь творческим самовыражением делает только то, что у него хорошо получается. Можно работать абсолютно с разными техниками, разными материалами, например, такими, как краски, пластилин, бумага, нити, фольга, мелки, ткани и др. Многому можно научиться в процессе, вовсе не обязательно иметь какие-то первоначальные навыки. Важно заниматься творчеством, «отключая голову», полностью отдаваться созданию чего-то «своего». Помимо отреагирования чувств и эмоций в творчестве, мы можем, наоборот, заряжать энергией и мыслями то, что мы создаем, оставляя потом себе на память, нося как обереги или просто оставляя на заметном месте как «якорь».

Помимо работы с вышеперечисленными материалами (другими словами арт-терапия), важное место в творческом самовыражение занимает театр. Игра на сцене, проигрывание ролей, выступление на публике, возможность быть разным, быть ярким, громким — все это несет в себе сильный терапевтический эффект.

Итак, умение самовыражаться, быть открытым новым творческим увлечениям, создавать что-то своими руками, находить единомышленников — это ресурс для любого человека в любом возрасте. Возможность выразить себя в подростковом возрасте, тем более невероятно важно, значимо и необходимо.

Литература:

1.     Алешина Ю. Е. «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование». М; 1994.

2.     Богоявленская Д. Б. Исследования творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности. — М., 1997.

3.     Варга А. Я. «Системная семейная психотерапия», — Спб; 2001

4.     Карабанова О. А. «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие». М; 2005

5.     Пономарев Я. А. Психология творческого мышления. — М., 1960.

6.     Сатир В. «Психотерапия семьи» Спб; 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle