Библиографическое описание:

Снопко Н. М. Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности // Молодой ученый. — 2014. — №6.3. — С. 42-43.

«Три пути ведут к знанию: путь размышлений — самый благородный, путь подражаний — самый легкий, путь опыта — самый горький», — говорил один из мудрецов Конфуций.

Сказано красиво, тонко, а неверно — все приходится пережить, испытать в освоении новой педагогической технологии — и размышления, и соблазн подражания, и путь опыта. И, наверное, путь опыта — самый надежный — это путь эксперимента, приводящий, в конечном счете, к желаемому результату.

Как к нему придти? Каких целей надо достигнуть? Какие задачи решить?

Первое — повышение уровня обученности и успешности усвоения знаний за счет совершенствования управляемости учебным процессом, создания условий для уровневой дифференциации процесса обучения с учетом личностных особенностей обучающихся, развития профессиональной квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения.

Второе — формирование нового поколения преподавателей и мастеров производственного обучения, владеющих технологией учебного процесса, способностью к его проектированию и развитию.

Итак, если в педагогическом коллективе поставлена проблема и он готов к инновационной деятельности, то задача управленцев любой образовательной организации, разработав систему управления инновационными процессами, направить коллектив к достижению поставленных целей.

В любом педагогическом коллективе есть люди:

а) работающие традиционно;

б) активно реализующие отдельные педагогические нововведения;

в) работающие в инновационном режиме.

Какова цель внедрения инноваций?

Это, прежде всего, создание принципиально новых образцов деятельности, выходящих за пределы нормы, нерегламентированных, выводящих профессиональную деятельность на принципиально новый качественный уровень.

Какой должна быть педагогическая технология, ведущая к успеху?

— укрепляющая доверие к преподавателю;

— повышающая статус внутреннего взаимного преподавательского контроля как условия полноценной профессиональной жизни коллектива;

— служащая рациональной организации учебного процесса в подчинении одной цели — успешному обучению.

Каким должен быть творческий преподаватель или мастер производственного обучения?

имеющим высокую профессиональную культуру;

— научно и методически информированным;

— владеющим новыми средствами обучения;

— знающим различные типы педагогической деятельности.

При оценке (самооценке) профессиональных качеств в основном присутствуют традиционные показатели: знание своего предмета, умение его преподавать, культура общения, коммуникативные, организаторские умения. Это свидетельствует о том, как важно выработать новый взгляд на деятельность преподавателя, способного быть субъектом культуры, педагогической инноватики и эффективного образовательного процесса. Поэтому необходимо управлять развитием педагогических инноваций, проводить исследовательскую деятельность, давать экспертную оценку, осуществлять научно-методическое и организационное обеспечение.

Чтобы добиться успеха, перед управленческой службой образовательной организации встает ряд задач, которые необходимо решить.

1.                  Тщательное отслеживание, анализ, оценка нововведений через:

— организацию исследовательской деятельности;

— проведение научной экспертизы;

— проведение научного консультирования;

— создания вокруг инноваторов атмосферы интереса, признания, обмена мнениями.

2. Разработка критериев диагностики разных видов педагогического творчества:

— создание системы научного информирования и руководства творческим поиском преподавателей;

— создание материальных условий для организации творческого процесса;

— разработка мотивации и стимулирование педагогической новаторской деятельности.

3. Коллективный и индивидуальный творческий поиск предполагает:

— разработку карты самооценки педагогического мастерства;

— комплексный анализ результатов творчества преподавателей;

— научную экспертизу инноваций;

— разработку диагностических методик анализа и оценки педагогических инноваций;

— рекомендации по анализу и оценке педагогических инноваций.

Чтобы решить поставленные выше задачи, должна быть разработана управленческая деятельность через разработку проектов развития образовательной программы образовательной организации, проведена диагностика готовности педагогического коллектива (отдельных преподавателей) к обновлению обучения и воспитания с учетом социальных требований достижения науки и педагогического опыта.

Критериями оценки инноваций, творческого поиска преподавателей или педагогического коллектива в целом могут быть:

— рост педагогического мастерства преподавателей и духовной культуры обучающихся;

— научная обоснованность и включенность новых идей в педагогические нововведения;

— направленность на решение самых сложных проблем обучения и воспитания;

— концептуальность, возможность массового распространения (трансляции) и использования.

Можно рекомендовать методику аттестации инноваций, критериями которой могут быть:

— показатели эффективности педагогической деятельности;

— овладение обучающимися содержанием образования;

— профессиональный уровень педагогических кадров;

— создание необходимых социально-психологических условий;

— материально-техническое оснащение;

— соблюдение законодательных актов и нормативных документов.

Как только инновационная деятельность начинает переходить из стадии бессистемных поисков нового в стадию осознанной целенаправленной практики, необходимо создание творческих лабораторий. Это может быть внутриколледжный методический центр, созданный в рамках деятельности методических кафедр, образованных из цикловых (предметных) методических комиссий.

После анализа и положительной оценки инноваций необходимо проводить ее пропаганду. Это может быть презентация инновации, например, на педагогическом совете преподаватель рассказывает о сущности своих поисков, о главной идее, о находках, показывает разработку уроков, тетради, схемы, наглядные пособия и т. д. На педсовете происходит своего рода защита педагогической инновации: автору задаются вопросы, он оценивает собственные находки, видит слабые места, намечает дополнительную экспериментальную работу; представление целостного инновационного опыта может быть в виде бенефиса (используется прием всестороннего раскрытия инноваций в общественном мнении, утверждается ее ценность. Кроме индивидуальных форм пропаганды могут быть и коллективные: «круглые столы», педсоветы-лаборатории, смотры педагогических инициатив, фестивали методических идей, выставки авторских методик и др.

При широком развитии инноваций только один способ управления является эффективным — научно-исследовательский. А он уже определяет остальные функции — организационную, административно-распорядительную и т. д. Культура управления состоит в четкой организации дела, в разработке технологии инновационного анализа. Управленец нового типа, прежде всего, исследователь, диагностик и аналитик, а только потом организатор деятельности инновационной образовательной организации. Он сам должен быть включен в процесс творческих поисков педагогов, как научный консультант или сотрудник творческого коллектива, или как аналитик, участвующий вместе с учеными в оценке педагогических инноваций. Он направляет управленческую деятельность на постоянное и всесторонне использование педагогической науки в практической жизни образовательной организации.

Литература:

1.                  Бургин М. С. «Инновация и новизна в педагогике»./ Бургин М. С. — Новосибирск, 2009.

2.                  Андарало А. И., Шилова Е. С. Инновации в образовательном процессе учащихся. — Киев, 2002. — с.19–29.

3.                  Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение. — М.: Знание, 2001. — с.45.

4.                  Добриневская А. Н. Новизна в педагогической практике. — Минск, 2005. — с.67–79.

5.                  Конышева А. В. Организация инновационной работы. — Спб. 2007 — с.99–112.

6.                  Сластенин В. С. и др. Педагогика. Передовой педагогический опыт./ Сластенин В. С. И др. — М.: Педагогика.2011. — 242 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle