Сущность новой управленческой парадигмы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 04.05.2014

Статья просмотрена: 8172 раза

Библиографическое описание:

Соколов, М. А. Сущность новой управленческой парадигмы / М. А. Соколов, Ю. С. Беленкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6.2 (65.2). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10851/ (дата обращения: 25.04.2024).

Научно-техническая революция, переход к информационному обществу и использование современных технологий повлекли за собой смену традиционного направления в менеджменте, что стало стимулом для развития новой парадигмы управления [1].

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

Цель информатизации — улучшение качества жизни людей за счет повышения производительности и облегчения условий их труда [2].

Основными критериями развитости информационного общества являются следующие [3]:

· Наличие компьютеров;

· Уровень развития компьютерных сетей

· Владение информационной культурой, т. е. знаниями и умениями в области информационных технологий

Появление и развитие компьютеров — это необходимая составляющая процесса информатизации общества. Информатизация общества является одной из закономерностей современного социального прогресса. При информатизации общества основное внимание уделяется комплексу мер, направленных на обеспечение полного использования достоверного, исчерпывающего и своевременного знания во всех видах человеческой деятельности.

Важнейшей составной частью информационной культуры современного человека является коммуникативная культура с использованием современных информационных технологий. Развитие сетевых информационных технологий сделало информационные ресурсы глобальной компьютерной сети Интернет потенциально доступными большинству человечества. Умение получать необходимую информацию из сети становится неотъемлемой частью информационной культуры человека [4].

Таким образом, возникла необходимость в новой парадигме управления, которая оказывает воздействие на внутренние факторы организации и адаптирована к постоянным изменениям внешней среды [5].

Парадигма — это «система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов крупных учёных, определяющих стержень мышления основной массы исследователей, практиков и экономистов» [6].

Впервые термин «парадигма» был употреблен американским философом, историком науки Т. Куном. Он утверждал, что парадигма это «признанные всеми научные достижения, которые в течение определённого времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» [2].

Прежняя парадигма управления в России рассматривали в марксистской трактовке экономического развития.

Следующим этапом было рассмотрение парадигмы с точки зрения теории социализма. Она дала обоснование необходимости концентрации производства и его монополизация на государственных предприятиях [7].

Во второй половине XX века стали активно развиваться рыночные отношения и предпринимательство. Это повлияло на радикальную смену парадигмы управления.

Система взглядов, составляющая новую парадигму управления, в настоящее время базируется на следующих положениях [8]:

· Децентрализация системы управления на базе сочетания рыночного и государственного регулирования социально-экономических процессов;

· Переход к многосекторной экономике;

· Сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями;

· Формирование и функционирование рыночных хозяйствующих субъектов как открытых, социально ориентированных систем.

Таким образом, основными положениями новой парадигмы управления в условиях информационного общества является то, что [9]:

1.Предприятие рассматривается как «открытая» система

2. Основной упор делается на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребностей

3. Используется ситуационный подход к управлению, признается важность адаптации к условиям внешней среды

4. Существует потребность в человеческих ресурсах, которые обладают знаниями, ключевыми навыками и компетенциями

5. Создаются комфортные условия, действует система поощрения и мотиваций для реализации потенциала у сотрудников

6. Особая роль уделяется повышение роли организационной корпоративной культуре и инновациям.

Главная задача новой парадигмы менеджмента заключается в том, чтобы «делать знания производительными» [10]. Для достижения этой цели новая парадигма управления основывается на следующих элементах:

· ставка делается на человека интегративного и самореализующегося;

· организация рассматривается как живой организм, состоящий из людей, объединяемых совместными ценностями;

· организации должно быть присуще постоянное обновление, нацеленное на приспособление к внешним факторам, главным из которых является потребитель

При новой парадигме организация рассматривается как открытая система, которая взаимодействует с внешней средой. Такие факторы, как энергия, информация, материалы в комплексе оказывают большое влияние на все процессы, которые происходят внутри организации [11]. Поэтому успех организации напрямую зависит от того, насколько успешно предприятие приспосабливается к своему окружению и к изменениям во внешней среде в экономической, социально-политической и научно-технической сфере.

В современном менеджменте выделяют основные методы управления [17]:

· детерминированный,

· программно-целевой

· ценностно-ориентированный.

Использование детерминированного метода в организации подразумевает, прежде всего, целеполагание [12]. Он заключается в том, что на основе выявленной цели разрабатывается программа действий, затем создается и включается в действие механизм реализации намеченной программы, и в завершение оценивают полученные результаты.

Более эффективным в условиях непостоянства внешней среды является программно-целевой метод управления. Главным критерием для программно-целевого метода является цель, а не план.

Для программно-целевого метода характерно создание условий для эффективного функционирования организации [16].

Ценностно-ориентированный метод предполагает возможности изменения не только плана, но и цели. Главным фактором целеполагания является система ценностей, которая выступает не только как основа целеполагания, но и как глобальный критерий управления[5].

В качестве примера использования новой парадигмы управления можно привести американскую модель, которая основана на индивидуализме, самореализации предпринимательстве и свободной конкуренции.

Если рассматривать японскую модель, то можно сказать, что она построена на коллективизме, жесткой конкуренции внутри компании и на доверии между акционерами, менеджерами и наемными работниками [13]. Особое внимание уделяется взаимодействию и уважению по отношению к другим работникам организации.

Европейская управленческая парадигма направлена на новаторство, мастерство, наставничество, стремление к совершенству. Многие компании в Европе пытаются выстроить свои управленческие модели на основе сил, получаемых за счет этого разнообразия, встречая на этом пути и определенные трудности. [15]

В заключение хочется сказать, что актуальность данной темы заключается в том, что в условиях информационного общества для достижения эффективной работоспособности и развития различных компаний необходима слаженная работа в командах, непосредственное взаимодействие участников, а так же непрерывное обучение и совершенствование [14]. Именно этого и стремится достичь организации, чтобы сохранить лидирующие позиции на рынке и эффективно конкурировать с другими компаниями.

Литература:

1.                    Башкатова Ю. И. Управленческие решения. Учебное пособие. Москва, 2008.

2.                    Башкатова Ю. И., Бебрис А. О. Принятие эффективных управленческих решений в венчурных фирмах. Транспортное дело России. 2013. № 5. С. 160–163.

3.                    Бебрис А. О., Решетько Н. И. Формирование механизмов развития предпринимательских структур в условиях конкуренции. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 17. С. 113–118.

4.                    Вадим Лапидус Управленческие войны и инновации. // Эксперт –2010-№ 18

5.                    Герасименко Т. Л., Жидкова О. Н., Зенина Л. В., Нисилевич А. Б., Стрижова Е. В. Информационные технологии и коммуникативные методики в обучении иностранным языкам // Сборник Научных Трудов Sworld. 2013. Т. 17. № 3. С. 45–57. 2

6.                    Гончарова Н. Е. Теория управления: Конспект лекций. — М.: Приор-издат, 2006. — 224 с.

7.                    Жидкова О. Н. Использование онлайн газет для развития коммуникативной и межкультурной компетенций. Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 10, С. 157 -159

8.                    Леонтьева Л. С., Кузнецов В. И., Конотопов М. Н., Орехов С. А., Башкатова Ю. И., Морева Е. Л., Орлова Л. Н. Теория менеджмента. Москва, 2013.

9.                    Каптюхин Р. В. Инновации в системе интернет маркетинговых коммуникаций. Транспортное дело России. — 2013. — № 6–2 (109)

10.                Приходько В. И., Иванова Т. Ю. Кибернетико-синергетический подход в теории управления. //Менеджмент в России и за рубежом. — 2004. — № 5.

11.                Решетько Н. И. Проблемы повышения конкурентоспособности отечественного инфокоммуникационного комплекса. Инновации в науке. 2013. № 28. С. 172–175.

12.                Решетько Н. И. Роль CRM-систем в разработке и реализации стратегии развития предприятия. Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 6. С. 138–141.

13.                Сибиряев А. С. Государственная инновационная политика в Российской Федерации: подходы к разработке и реализации. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Государственный университет управления. Москва, 2011

14.                Сибиряев А. С. Государственная инновационная политика в условиях модернизации. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2013. № 20. С. 192–196.

15.                Сибиряев А. С. Проблемы реализации инновационной политики в РФ. Вестник Университета (Государственный университет управления). 2011. № 11. С. 077–083.

16.                Хмелев И. Б. Формирование конкурентной среды как условие развития инновационной деятельности. В сборнике: Ценности и интересы современного общества материалы Международной научно-практической конференции. 2013. С. 244–248.

17.                Хмелев И. Б. Промышленная политика как фактор модернизации экономики России. В мире научных открытий. 2010. № 4–16. С. 150–151

Основные термины (генерируются автоматически): парадигма управления, внешняя среда, информационное общество, информационная культура, программно-целевой метод, система взглядов.


Похожие статьи

Программный метод управления сферой культуры

Ключевые слова: культура, метод, программа, программно-целевое управление, сфера культуры.

В условиях реформирования российского общества и государства проблемы применения методов государственного управления являются весьма актуальными.

Информационное общество: предварительные гипотезы...

информационное общество, власть, управление, знание, внешняя среда, дальнейшее развитие, инновационный кластер, информационное манипулирование, меткое высказывание, общественная жизнь.

Системный, эволюционный и знаниевый аспекты развития...

Объект управления и система управления — представляют исходно открытую и самоорганизующуюся систему, обменивающуюся с внешней средой посредством материальных, финансовых, информационных и иных потоков.

Парадигма моделирования социально-экономических систем...

В статье подробно описаны процессы автоматизации информационной среды социально-экономической системы и интеллектуализации ее процесса управления.

− расширение программно-технических возможностей по обеспечению диалога «человек-система»

К вопросу о применении проектно-целевого подхода...

В статье представлено теоретическое обоснование перехода от программно-целевого метода управления к проектно-целевому управлению системой образования в долгосрочной

- недостаточное развитие форм продуктивного сотрудничества бизнеса и общества

Управление информационным обществом со стороны...

В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду.

Однако самое главное воздействие происходит на гражданское общество и системы государственного управления.

Культура эпохи развитого информационного общества...

Подходы к формированию толерантного и неэкстремального сознания в условиях культуры информационного общества.

Появление Интернета и компьютеризация способствуют быстрому принятию решений, в т.ч. и в сфере социального управления, уменьшает...

Современная парадигма управления: знание – цель и средство...

Переход от индустриальной эпохи к постиндустриальной или информационной эпохе связан с изменением статуса знания, а также с универсализацией технологий. Эти процессы неразрывно связаны с экономикой и системой образования.

Похожие статьи

Программный метод управления сферой культуры

Ключевые слова: культура, метод, программа, программно-целевое управление, сфера культуры.

В условиях реформирования российского общества и государства проблемы применения методов государственного управления являются весьма актуальными.

Информационное общество: предварительные гипотезы...

информационное общество, власть, управление, знание, внешняя среда, дальнейшее развитие, инновационный кластер, информационное манипулирование, меткое высказывание, общественная жизнь.

Системный, эволюционный и знаниевый аспекты развития...

Объект управления и система управления — представляют исходно открытую и самоорганизующуюся систему, обменивающуюся с внешней средой посредством материальных, финансовых, информационных и иных потоков.

Парадигма моделирования социально-экономических систем...

В статье подробно описаны процессы автоматизации информационной среды социально-экономической системы и интеллектуализации ее процесса управления.

− расширение программно-технических возможностей по обеспечению диалога «человек-система»

К вопросу о применении проектно-целевого подхода...

В статье представлено теоретическое обоснование перехода от программно-целевого метода управления к проектно-целевому управлению системой образования в долгосрочной

- недостаточное развитие форм продуктивного сотрудничества бизнеса и общества

Управление информационным обществом со стороны...

В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду.

Однако самое главное воздействие происходит на гражданское общество и системы государственного управления.

Культура эпохи развитого информационного общества...

Подходы к формированию толерантного и неэкстремального сознания в условиях культуры информационного общества.

Появление Интернета и компьютеризация способствуют быстрому принятию решений, в т.ч. и в сфере социального управления, уменьшает...

Современная парадигма управления: знание – цель и средство...

Переход от индустриальной эпохи к постиндустриальной или информационной эпохе связан с изменением статуса знания, а также с универсализацией технологий. Эти процессы неразрывно связаны с экономикой и системой образования.

Задать вопрос