Библиографическое описание:

Решетько Н. И., Шкляр Т. Л., Галузо К. К. Маркетинговая деятельность компании SONY: выявление проблем и советы по их решению // Молодой ученый. — 2014. — №6.2. — С. 56-59.

Актуальность темы вызвана тем, что отправной точкой деятельности любого предприятия должны быть нужды и потребности его потребителей. Это называется рыночной ориентацией, что означает приспособление кадровых, финансовых и материальных ресурсов компании к потребности потребителей. Во многих компаниях есть специальный отдел маркетинга, который и занимается рыночной ориентацией [1].

Маркетинговая деятельность предприятия представляет собой творческую управленческую деятельность, задача которой заключается в развитии рынка товаров, услуг и рабочей силы, путем оценки потребностей потребителей, а также в проведении практических мероприятий для удовлетворения этих потребностей. С помощью этой деятельности координируются возможности производства и распределение товаров и услуг, а так же определяется, какие шаги необходимо предпринять, чтобы продать товар или услугу конечному потребителю и получить прибыль, - что в соответствии с российским законодательством находит отражение в понятии «предприятие» и является его главной целью [2].

В настоящее время ни одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход.

Организация маркетинговой деятельности на предприятии представляет собой сложную задачу, так как нужно увязать между собой в динамическом равновесии внутренние ресурсы компании и требования внешней среды [3].

Sony Corporation, Со́ни известна как транснациональная корпорация, штаб-квартира которой находится в Токио, Японии.

Компания Sony является всемирно известным производителем потребительской электроники.

Поговорим о проблемах этой компании в области маркетинга.

Еще со времен создателя компании, Акио Мориты, маркетинг фирмы Sony несколько отличался от маркетинговых концепций других фирм. Для А. Мориты исходным и определяющим пунктом всей рыночной стратегии является производимый его фирмой товар. По своему образованию электротехник, он способен понять скорее техническую сторону конструкции товара и в меньшей степени готовый к оценке экономических проблем [4].

Проведенные исследования показывают, что этой концепции фирма придерживается и сегодня.

Спуститесь в метро, включите телевизор дома. Какой вы видите рекламу различных товаров? Это яркое и красочное представление товара, где кроме названия порой ничего и не узнаешь.

Компания Sony рекламирует свой товар, опираясь на его техническую подоплеку. В рекламной компании Sony представляет лишь те технические характеристики, которыми выделяется их товар.

В маркетинговой деятельности Sony преобладают принципы эмпирического подхода к позиционированию своего товара [5].

Эмпирический маркетинг - это новый подход к маркетингу или вернее еще один способ представить свой продукт. Его используют множество компаний и организаций не зависимо от вида их деятельности. И эта тенденция продолжает нарастать. Маркетологи все более переходят от традиционного маркетинга свойств и преимуществ к формированию у своих клиентов эмпирических переживаний [6].

Прежде, Sony концентрировалась на традиционном маркетинге и брэндинге своей продукции, стремилась к инновациям и вершинам технологической мысли.

Сейчас – инновации остались, но брэндинга нет. Нет больше того имиджа, который был за компанией в 90 годы прошлого столетия и годы начала этого столетия – надежного сильного поставщика потребительской электроники на рынки всего мира, находящегося практически вне конкуренции.

Так же, если рассматривать деятельность компании с точки зрения эмпирического маркетинга, то можно заметить, что игнорируется достаточно важный элемент. Реклама затрагивает наши мысли, проникает в сознание, но она оставляет наши чувства совершенно не тронутыми [7].

Покупая товары компании, клиенты точно знают, почему они хотят их купить:

Во-первых, их может заинтересовать то, что продукция очень качественна;

Во-вторых, их могут привлечь технологии, которые встречаются в технике Sony;

В-третьих, это может быть простота в использовании производимой продукции и совместимости их с другими предметами потребительской электроники.

Но при этом нет влияния на чувственную сферу подсознания человека – у потребителя не возникает необъяснимого желания купить просто «потому, что хочется». Нет больше и имиджевого влияния бренда Sony на желания покупателя приобрести появляющиеся новинки [8].

К какому же результату приводят наши рассуждения?

Да, выводы здесь не очень утешительны. Компания теряет свою былую популярность в некоторых сферах, это факт. И вот следующие проблемы, с которыми сталкивается маркетинговая деятельность компании:

–                      Появились сильные конкуренты, для которых инновации, также, стоят не на последнем месте;

–                      Теперь компания Sony не достаточно «на слуху» у потребителя;

Возникает вопрос: «Достаточно ли существующих действий в сфере маркетинга для того, чтобы компания продолжала функционировать успешно, когда на рынке появился такой монстр инноваций, как Apple?».

За годы своего существования Apple сумела заявить себя как брэнд. И, хотя с уходом основателя компании, гения, Стива Джобса, компания потеряла свою «изюминку», потеряла гениальность в этой сфере, да и технологические показатели стали значительно хуже, товары компании все равно пользуются ошеломительным спросом в обществе [9].

О чем нам это говорит? Несомненно, об эффективной маркетинговой кампании.

Технологии компании Sony превосходны, но это не значит, что стоит остановиться на достигнутом. Необходимо продолжать развивать свой технический и производственный потенциал перед другими компаниями, преимущественно, перед конкурентами [10].

Если говорить об эффективности рекламной кампании, то ее можно проверить по следующим параметрам [11]:

Психологическая эффективность. Она вычисляется при проведении опросов и анкет. Что и было сделано в рамках подготовки статьи.

Респондентам были заданы вопросы: «Насколько влиятельной и запоминающейся Вы считаете рекламу продуктов Sony? Насколько она способна затронуть Ваши чувства?»

–                      65% опрошенных сказали, что считают рекламу психологически деятельной на 43%.

–                      25% опрошенных считают, что реклама Sony психологически эффективна на 55-67%

–                      И лишь 10% опрошенных считают, что реклама продуктов Sony влиятельна, в психологическом плане, более, чем на 67-70%.

Отсюда стоит сделать вывод – психология не является сильной стороной рекламной кампании Sony. О чем мы и говорили в начале статьи.

Экономическая эффективность [12]. Ее можно рассчитать по формуле:

Р = (П / З) ·100 %,

П — прибыль, полученная от рекламы;

З — затраты на рекламу.

Прибылью полученной от рекламы можно считать годовой товарооборот продуктов Sony, которая составляет 14,184 млрд долларов за 2013 год.

Отсюда, считаем:

Р = (14,184 млрд / 13,958 млрд) х 100% = 102%

Отсюда следует, что экономически реклама является эффективной.

Итак, мы выяснили, что в первую очередь нужно обратить внимание на психологическую подоплеку рекламно-сбытовой деятельности организации [13]:

1.                 Реклама должна быть запоминающейся.

Необходимо в немного большей степени применить принципы эмпирического маркетинга, которых придерживается компания – реклама, должны затрагивать не только ум потребителя, но и его чувства.  Для этого нужны яркие цвета, знаменитые личности, запоминающийся сюжет и музыкальное сопровождение.

2.                 Брендинг.

Это нужно для того, чтобы, в первую очередь, напомнить о себе – «Мы все еще являемся технически сильной инновационной компанией на этом рынке, возьмите наш товар, и вы будете очень довольны». Громко напомнить о том, кем является компания, создать себе прежний имидж новатора, существующего вне конкуренции.

3.                 Рекламы должно «быть больше»

Стоит сказать, что это так называемый, старый проверенный метод: если рекламы продукта будет много, он будет постоянно в сознании потенциального потребителя, а следовательно, покупка того или иного типа продукта электроники будет ассоциироваться у нашего потребителя с компанией Sony.

Возможно, что для совершения такого маркетингового хода, необходимо также совершить некий технологический прорыв, которого еще нет на рынке электроники.

Но, стоит, конечно, заметить, что этот рывок будет бесполезным, если не подкрепить его хорошей рекламно-сбытовой кампанией.

Литература:

1.      Акио Морита Sony. Сделано в Японии. – М.:Изд-во «Альпина паблишер», 2007

2.      Арефьева Т.С., Жидкова О.Н., Лобанова Е.И., Нисилевич А.Б., Стрижова Е.В. Открытые образовательные ресурсы: международный опыт и ситуация в России // Экономика, статистика и информатика: Вестник УМО. -2014. -№ 2. -C. 3-6.  

3.      Зарубин С. Потребительская электроника: мировые тренды и российские реалии//CRN/RE: ИТ-бизнес (№8) – М.:СК Пресс, 2013. – 385 с.

4.      Зильберштейн О.Б. Особенности российского бизнеса в новых экономических условиях. сборник статей / Московская междунар. высш. шк. бизнеса "МИРБИС" (Институт) ; [под ред. О. Б. Зильберштейна]. Москва, 2009.

5.      Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга: Изд. Пер. с англ. – М.:Вильямс, 2012

6.      Леонтьева Л.С., Кузнецов В.И., Конотопов М.Н., Орехов С.А., Башкатова Ю.И., Морева Е.Л., Орлова Л.Н. Теория менеджмента. Москва, 2013.

7.      Понявина М.Б. Новые нестандартные методы использования QR-кодов в маркетинговой политике современных компаний. Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 34. С. 82-86.

8.      Официальный сайт Sony: URL:http://www.sony.ru/

9.      Шкляр Т.Л. Без вины виноватые. Чувство вины и реклама. Маркетинг в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 68-71.

10.  Шкляр Т.Л. Провокационная реклама, как короткий путь к потребителю. Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 33. С. 81-85.

11.  Яковлев А.Ю. Примеры успешных венчурных фирм. Инновации в науке. 2013. № 28. С. 195-198.

12.  Яковлев А.Ю. Рекомендации предпринимателям по созданию венчурных проектов. Актуальные вопросы экономических наук. 2014. № 36. С. 39-42.

13.  Яковлев А.Ю. Успех венчурной фирмы на примере компании «OZON». Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2014. № 17. С. 276-279.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle