Библиографическое описание:

Решетько Н. И., Соколов М. А., Куприянова А. С. Эффективность маркетинговой стратегии в малом бизнесе // Молодой ученый. — 2014. — №6.2. — С. 54-56.

Независимо от размера, малый бизнес должен сосредоточиться на маркетинге, также как и любой другой солидный бизнес. В отличие от больших фирм у малого бизнеса есть множество факторов, которые делают маркетинг более сложным. Главным образом, эти усилия затрудняются бюджетом и ресурсами [1].

Маркетинговая стратегия – это постепенный процесс, который рассматривает состояние и окружение бизнеса. План устанавливает целевого клиента/рынок, основную конкуренцию, проблемы и возможности на рынке.

Маркетинг – это очень важная часть бизнес-процесса. Это то, что объединяет потребителя и товар на рынке [2].

Многие мелкие фирмы хотят использовать простые методы сбыта продукции и брэнда их клиентам. Некоторые методы маркетинга включают в себя развитие веб-сайтов, усилия прямой почтовой рассылки, такие как открытки или буклеты, или же маркетинговые кампании по электронной почте, включая также информационные бюллетени. Эти маркетинговые усилия очень эффективны в снижении затрат – они позволяют вам связаться с клиентами при минимальных затратах и начинать шаги развития узнаваемой торговой марки.

Одно из преимуществ малого бизнеса - это эластичность. Несмотря на то, что у компании нет неограниченной суммы денег для вложения в маркетинг, у них есть преимущество в возможности предпринимать быстрые решения [3]. Если маркетинговая стратегия не работает, эти фирмы могут быстро поменять направление своей деятельности и отвечать на потребности изменяющегося рынка. Малые фирмы действительно имеют некоторые преимущества перед большими фирмами [4]. Многое ли может изменить их маркетинговая стратегия в течение недели?

Маркетинг малого бизнеса – это нечто, что должно быть последовательно сделано, едва ли не на ежедневной основе [5]. Вы можете свободно осуществить множество маркетинговых механизмов, таких как: ежедневные электронные письма, блоги для ваших веб-сайтов, рекламные листовки на стекла и дверные подвески, и т.д. [6].

Один возможный вариант, который есть у бизнеса – это сотрудничество с другим бизнесом и удлинение маркетинга. Ищите мелкую фирму, которая предложит вам вспомогательный товар или услугу, и попытайтесь сотрудничать с ним [7]. Работа в сотрудничестве с другой компанией дает вам гибкость в распределении расходов, типа графических проектировщиков, типографщиков, дизайнеров вебсайта и т.д. Разделяя денежные средства и время, вы можете растягивать ваш бюджет гораздо дольше [8].

Маркетинговая стратегия считается важным фактором, которая может обеспечить успех компании. Малый бизнес сможет удержаться «на плаву» если будет грамотно и правильно разработан маркетинговый план для  товаров и услуг. По мнению большинства исследователей, маркетинговая стратегия это определенный план действий или набор мероприятий, направленный на достижение целей и увеличение продаж [9]. Зачастую, эти действия не запланированы заранее и принимаются тактические решения исходя из сложившейся экономической ситуации.

В настоящее время потребности и пожелания потребителей подвержены быстрым и частым переменам [10]. Экономическая среда становится все более неустойчивой и руководителям малого бизнеса следует понимать важность и влияние стратегического маркетинга на деятельности компании. Конечно маркетинговая стратегия не единственная функциональная стратегия компании, но она играет не маловажную роль. Благодаря ей, можно определить целевые рынки и исходя из этого выбрать соответствующие маркетинговые подходы и мероприятия. Эта стратегия учитывает спрос, потребности и пожелания клиентов и определяет, каким образом компания может их удовлетворить [11].

Для того чтобы успешно разработать маркетинговую стратегию, руководители малого бизнеса должны использовать инновации и проявлять креативность. Чтобы стратегия была эффективной, исследователи выдвинули пять принципов разработки маркетинговой стратегии [12]:

·         Найти свое рыночное место и занять его;

·         Не просто продавать, а привлекать;

·         Стремиться стать уникальными;

·         Придать индивидуальность своему бизнесу;

·         Стремиться установить связь на эмоциональном уровне.

Таким образом, при разработке маркетинговой стратегии сначала нужно определить место на рынке и занять его, избегая прямой конкуренции с крупными компаниями. Сфокусированная  стратегия предпочтительна  для малого бизнеса и  она позволяет максимизировать преимущества присущие ему [13]. Руководителям важно понимать необходимость создания уникального и индивидуального бизнеса путем разработки соответствующей стратегии своих маркетинговых действий.

На блоге Гая Кавасаки в одном из архивных постов есть замечательные советы от автора книги «Duct Tape Marketing» John Jantsch’а, в которой он рассказывает о том маркетинге, который будет крайне полезен малому бизнесу. Он прост. И он всегда работает. При этом важно понимать, что маркетинг – это комплексный подход. Для достижения результатов нужно обязательно комбинировать все эти методы. А их всего десять (адаптированные варианты) [14]:

1) Сужайте рынок

Создайте картину идеального клиента: как он выглядит, что он думает, как оценивает, где вы можете их найти? Не делайте обращений к тем людям, которые не подходят под определение идеального клиента.

2) Дифференцируйтесь

Опустите все, что вы знаете о вашем продукте. Дойдите до самой главной центральной идеи, и работайте от нее. При этом удостоверьтесь, что эта центральная идея выделяет вас на фоне конкурентов.

3) Думайте о стратегии, прежде всего

Возьмите все то, что вы сделали за шаги 1 и 2 и продумайте свою стратегию. Займите 1 или 2 слова в умах потребителей. Свободных слова. Естественно, под потребителем подразумевается ваш идеальный клиент.

4) Создавайте обучающие материалы

Вы  находитесь в информационном бизнесе. Ваш веб-сайт, маркетинговые материалы, и прочее – все это обучающие материалы, информационные, а не листовки, которые раздаются с целью просто продать товар.

5) Эмоции, визуальный стиль

Старайтесь грамотно использовать визуальные стили, чтобы получить эмоциональный отклик от вашего идеального клиента. Они должны соответствовать тому, что нравится ему. Каждый элемент продвижения, который имеет визуальную составляющую, должен быть продуман.

6) Получайте лидов (потенциальных клиентов ) из разных точек

Люди учатся различными путями. Попытайтесь получать лидов в разных ситуациях. Это добавит вам опыта, и вы сможете лучше осознать наиболее эффективные методы привлечения потенциальных клиентов.

7) Постройте логическую дорогу до покупки товара

Подпитка лидов ведет к логическому пути – к покупке товара. Постройте такую конверсионную систему, которая заставит их прийти к выводу о том, что вы имеет то, что им необходимо. Делайте это еще до того, как они купили товар, во время покупки, и после нее.

8) Всегда измеряйте то, что имеет значение

Определенные вещи всегда имеют значение. Обычно секретный соус успешного бизнеса заключается в нематериальных активах и их измерении. Именно они часто ведут к прибыли.

9) Автоматизируйте

Автоматизируйте процесс маркетинга. Охватывайте сообщества в сети интернет, создавайте знание, автоматизируйте основные элементы поставок вашего информационного бизнеса. Пусть люди сами разносят информацию о нем.

10) Планирование

Постоянно планируйте вашу маркетинговую деятельность. Создавайте планы на неделю, день, месяц, квартал и даже целый год. И обязательно следите за тем, чтобы инвестиции в маркетинге соответствовали его плану [8].

Таким образом, разрабатывая маркетинговую стратегию, нужно помнить, что ключевые факторы ее успеха – это установление прочных связей с клиентами, а также своевременная реакция на изменения их желаний и потребностей.

Литература:

1.      Арефьева Т.С., Жидкова О.Н., Лобанова Е.И., Нисилевич А.Б., Стрижова Е.В. Открытые образовательные ресурсы: международный опыт и ситуация в России // Экономика, статистика и информатика: Вестник УМО. -2014. -№ 2. -C. 3-6.

2.      Бебрис А.О., Конотопов М.Н., Хмелев И.Б. Разработка стратегий для венчурной фирмы. М., 2013. -164 с.

3.      Бебрис А.О. Успешный маркетинговый подход как основа выбора инновационной стратегии развития компании. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 10-1. С. 159-161.

4.      Зильберштейн О.Б. Актуальные проблемы предпринимательства в России. современное состояние и перспективы развития : сборник статей / Московская междунар. высш. шк. бизнеса "МИРБИС" (Ин-т) ; [сост. О. Б. Зильберштейн]. Москва, 2008.

5.      Зильберштейн О.Б. Российский бизнес глазами молодых. сборник статей / Московская междунар. высш. шк. бизнеса "МИРБИС" (Ин-т) ; [сост. О. Б. Зильберштейн]. Москва, 2007.

6.      Каптюхин Р.В. Перспективы и проблемы наружной рекламы Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 442-444.

7.      Каптюхин Р.В. Особенности маркетинговых интернет-коммуникаций и их классификация. Транспортное дело России. — 2013. — №6 - 2 (109)

8.      Понявина М.Б. Новые нестандартные методы использования QR-кодов в маркетинговой политике современных компаний. Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 34. С. 82-86.

9.      Понявина М.Б. Маркетинговые аспекты формирования высокого уровня брутто-кэш-флоу на рынке новых услуг за счет премиального ценового позиционирования. Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 34. С. 87-92.

10.  Харламов О.И. Основные факторы эффективности применения интернет-технологий на предприятиях табачной отрасли. Интеграл. 2011. № 5. С. 102-103.

11.  Харламов О.И. Интернет-магазин как инструмент повышения уровня продаж. Интеграл. 2011. № 6. С. 124.

12.  Хмелев И.Б. Формирование конкурентной среды как условие развития инновационной деятельности. В сборнике: Ценности и интересы современного общества материалы Международной научно-практической конференции. 2013. С. 244-248.

13.  Хмелев И.Б. Промышленная политика как фактор модернизации экономики России. В мире научных открытий. 2010. № 4-16. С. 150-151

14.  Features of online marketing communications and their classification. Kaptyukhin R.V., Romanov A.A., Zhidkova O.N., Danchenok L.A. // World Applied Sciences Journal. Volume 27, Issue 13A, 2013, Pages 131-136

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle