Библиографическое описание:

Жиркова В. С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 88-91.

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики, выделяются методы и приемы работы, а также приводятся примеры основных типовых заданий, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий средствами учебного предмета информатики.

Ключевые слова:коммуникативные универсальные учебные действия, информатика, методы, приемы.

В настоящее время перед школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в высокоразвитой информационной среде, к постоянному саморазвитию и возможности получения дальнейшего образования, в том числе и с использованием современных информационных технологий обучения.

Потребность общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) учащихся, являющихся одной из основных составляющих универсальных учебных действий, или умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, обусловила научные исследования в этой области. Основные тенденции развития данного направления в отечественной и зарубежной науке, а также различные подходы к решению данной проблемы, рассмотрены в многочисленных работах В. А. Канн-Калика, Л. А. Петровской, Г. М. Андреевой. Они стали основой для разработки педагогических аспектов проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Актуальность данной темы нашла отражение в основных нормативных документах Российской Федерации в области образования, таких как: Закон «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, Модель «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики», а также в требованиях Федерального образовательного стандарта [4,5,6,7,8].

В соответствии с ФГОС основной результат образования рассматривается на основе системно-деятельностного подхода [1] как достижение учащимися новых уровней развития за счет освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. Реализация новых стандартов в образовательном процессе требует новой организации всего учебного процесса, в том числе и уроков информатики. Содержание обучения информатике в современных условиях не может быть ограничено только изучением стремительно меняющегося прикладного программного обеспечения. Перед учителем информатики встает задача формирования у учащихся универсальных учебных действий, составляющих информационную компетентность, вообще, и коммуникативных универсальных учебных действий в частности.

С точки зрения А. Г. Асмолова [2], коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с этим подходом можно выделить следующие коммуникативные УУД:

1.         Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией;

2.         Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

3.         Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

4.         Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы);

5.         Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

Как отмечают исследователи, информатика как учебный предмет имеет ряд особенностей от других дисциплин, а также условий, которые позволяют успешно формировать КУУД. В их число входят:

-          наличие специальных технических средств;

-          каждый ученик имеет, с одной стороны, персональное рабочее место, а с другой — имеет доступ к общим ресурсам;

-          ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места;

-          на уроках информатики активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся,

-          создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом [1].

Эти особенности позволяют учителю информатики использовать на своих уроках разнообразные методы и приемы.

Как показывает анализ литературы, понятия «метод обучения» и «прием обучения» — весьма многозначны. Мы будем рассматривать методы и приемы обучения как способы и действия учителя, направленные на достижение целей образования, в нашем случае — на формирование коммуникативных УУД. С этой точки зрения можно выделить следующую систему, представленную в таблице 1.

Таблица 1

Система формирования коммуникативных УУД на уроках информатики

Коммуникативные УУД

Методы и приемы формирования

Результат сформированности КУУД

общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

мозговой штурм;

диспут;

дискуссия;

телеконференция;

работа в парах;

групповая работа.

умение слушать и слышать друг друга;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме;

готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое,

умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.

способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

мозговой штурм;

составление плана решения задачи в парах;

ментальная карта;

составление алгоритма в парах и определение результатов его выполнения.

понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

составление плана решения задачи в парах;

совместное составление алгоритмов;

обсуждение и заполнение пропусков;

чтение алгоритма и определение результатов его выполнения;

кейс-метод.

определение цели и функций участников, способов взаимодействия;

планирование общих способов работы;

обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность).

работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

мозговой штурм;

диспут;

проект;

поиск и исправление ошибок в парах;

задание на сопоставление в парах;

взаимоконтроль;

ментальная карта.

умение устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников;

умение эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

способность переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее, как задачу — через анализ ее условий.

следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

задания на сопоставление в парах;

взаимный диктант;

составление вопросов в группах;

взаимоконтроль.

уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;

адекватное межличностное восприятие;

готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

Опираясь на предложенные А. Г. Асмоловым типовые задания [3], мы разработали собственные, которые и предлагаем к использованию с целью формирования коммуникативных УУД.

Таблица 2

Типовые задания на формирование коммуникативных УУД учащихся

Коммуникативная задача

Задание

Цель

Форма работы

Средства ИКТ

Учёт позиции собеседника (партнёра) в процессе учебной деятельности на уроках

«Общее мнение» по вопросу

Формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

Работа в парах или в группах по 3–4 человека

Совместная таблица в документах Google

На организацию и осуществление сотрудничества в ходе учебной деятельности на уроках

«Совместное рисование»

Формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Работа в парах или в группах по 3–4 человека.

Совместный рисунок в графическом редакторе Paint

На передачу информации и отображению предметного содержания

«Компьютерная презентация»

Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Работа в парах или в группах по 3–4 человека

Совместная презентация в документах Google

Групповые игры

Игра «Компьютерное королевство»

Расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обогащение поведенческого репертуара учащихся за счёт социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения, формирование направленности на сверстника, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способности к эмпатии.

Работа в 2–4 группах

Компьютер, мультимедиапроектор

Как показывает наш опыт, использование описанных выше методов и приемов на уроках информатики и ИКТ, а также данных типовых заданий позволяет формировать коммуникативные универсальные учебные действия на уроках информатики.

Литература:

1.                  Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. Н. Аксенова. СПб.: Реноме, 2012. С. 140–142.

2.                  Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2011.2.

3.                  Асмолов А. Г., Карабанова О. А. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий [Э/р]. — Федеральный государственный образовательный стандарт — Р/д: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=243

4.                  Закон об образовании [Э/р]. — Министерство образования и науки — Р/д: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/2974

5.                  Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [Э/р]. — «Википедия — свободная энциклопедия — Р/д: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A1 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %B3 %D0 %B8 %D1 %8F_2020

6.                  Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Э/р]. — Федеральный государственный образовательный стандарт — Р/д: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=261

7.                  Модель «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики» [Э/р]. — Высшая школа экономики — Р/д: http://www.hse.ru/sci/publications/26134123.html

8.                  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Э/р]. — Федеральный государственный образовательный стандарт — Р/д: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle