Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 03.05.2014

Статья просмотрена: 15546 раз

Библиографическое описание:

Жиркова, В. С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики / В. С. Жиркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 88-91. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10822/ (дата обращения: 23.04.2024).

В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных универсальных учебных действий учащихся на уроках информатики, выделяются методы и приемы работы, а также приводятся примеры основных типовых заданий, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий средствами учебного предмета информатики.

Ключевые слова:коммуникативные универсальные учебные действия, информатика, методы, приемы.

В настоящее время перед школой стоит задача формирования личности, готовой жить в стремительно меняющемся мире, в высокоразвитой информационной среде, к постоянному саморазвитию и возможности получения дальнейшего образования, в том числе и с использованием современных информационных технологий обучения.

Потребность общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) учащихся, являющихся одной из основных составляющих универсальных учебных действий, или умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, обусловила научные исследования в этой области. Основные тенденции развития данного направления в отечественной и зарубежной науке, а также различные подходы к решению данной проблемы, рассмотрены в многочисленных работах В. А. Канн-Калика, Л. А. Петровской, Г. М. Андреевой. Они стали основой для разработки педагогических аспектов проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

Актуальность данной темы нашла отражение в основных нормативных документах Российской Федерации в области образования, таких как: Закон «Об образовании», Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, Модель «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики», а также в требованиях Федерального образовательного стандарта [4,5,6,7,8].

В соответствии с ФГОС основной результат образования рассматривается на основе системно-деятельностного подхода [1] как достижение учащимися новых уровней развития за счет освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. Реализация новых стандартов в образовательном процессе требует новой организации всего учебного процесса, в том числе и уроков информатики. Содержание обучения информатике в современных условиях не может быть ограничено только изучением стремительно меняющегося прикладного программного обеспечения. Перед учителем информатики встает задача формирования у учащихся универсальных учебных действий, составляющих информационную компетентность, вообще, и коммуникативных универсальных учебных действий в частности.

С точки зрения А. Г. Асмолова [2], коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

В соответствии с этим подходом можно выделить следующие коммуникативные УУД:

1.         Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией;

2.         Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;

3.         Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

4.         Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы);

5.         Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

Как отмечают исследователи, информатика как учебный предмет имеет ряд особенностей от других дисциплин, а также условий, которые позволяют успешно формировать КУУД. В их число входят:

-          наличие специальных технических средств;

-          каждый ученик имеет, с одной стороны, персональное рабочее место, а с другой — имеет доступ к общим ресурсам;

-          ответы у доски практикуются значительно реже, чем на других уроках, зато больше приветствуются ответы с места;

-          на уроках информатики активнее формируется самостоятельная деятельность учащихся,

-          создание собственного, личностно-значимого продукта могут быть естественным образом организованы педагогом [1].

Эти особенности позволяют учителю информатики использовать на своих уроках разнообразные методы и приемы.

Как показывает анализ литературы, понятия «метод обучения» и «прием обучения» — весьма многозначны. Мы будем рассматривать методы и приемы обучения как способы и действия учителя, направленные на достижение целей образования, в нашем случае — на формирование коммуникативных УУД. С этой точки зрения можно выделить следующую систему, представленную в таблице 1.

Таблица 1

Система формирования коммуникативных УУД на уроках информатики

Коммуникативные УУД

Методы и приемы формирования

Результат сформированности КУУД

общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

мозговой штурм;

диспут;

дискуссия;

телеконференция;

работа в парах;

групповая работа.

умение слушать и слышать друг друга;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

умение представлять информацию, сообщать в письменной и устной форме;

готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое,

умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.

способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия

мозговой штурм;

составление плана решения задачи в парах;

ментальная карта;

составление алгоритма в парах и определение результатов его выполнения.

понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом.

организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

составление плана решения задачи в парах;

совместное составление алгоритмов;

обсуждение и заполнение пропусков;

чтение алгоритма и определение результатов его выполнения;

кейс-метод.

определение цели и функций участников, способов взаимодействия;

планирование общих способов работы;

обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность).

работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

мозговой штурм;

диспут;

проект;

поиск и исправление ошибок в парах;

задание на сопоставление в парах;

взаимоконтроль;

ментальная карта.

умение устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников;

умение эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

способность переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее, как задачу — через анализ ее условий.

следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества.

задания на сопоставление в парах;

взаимный диктант;

составление вопросов в группах;

взаимоконтроль.

уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;

адекватное межличностное восприятие;

готовность адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

Опираясь на предложенные А. Г. Асмоловым типовые задания [3], мы разработали собственные, которые и предлагаем к использованию с целью формирования коммуникативных УУД.

Таблица 2

Типовые задания на формирование коммуникативных УУД учащихся

Коммуникативная задача

Задание

Цель

Форма работы

Средства ИКТ

Учёт позиции собеседника (партнёра) в процессе учебной деятельности на уроках

«Общее мнение» по вопросу

Формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.

Работа в парах или в группах по 3–4 человека

Совместная таблица в документах Google

На организацию и осуществление сотрудничества в ходе учебной деятельности на уроках

«Совместное рисование»

Формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Работа в парах или в группах по 3–4 человека.

Совместный рисунок в графическом редакторе Paint

На передачу информации и отображению предметного содержания

«Компьютерная презентация»

Формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности.

Работа в парах или в группах по 3–4 человека

Совместная презентация в документах Google

Групповые игры

Игра «Компьютерное королевство»

Расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, формирование коммуникативных действий и операций, обогащение поведенческого репертуара учащихся за счёт социально одобряемых и соответствующих социальным ожиданиям форм поведения, формирование направленности на сверстника, обогащение сферы социальных мотивов, развитие способности к эмпатии.

Работа в 2–4 группах

Компьютер, мультимедиапроектор

Как показывает наш опыт, использование описанных выше методов и приемов на уроках информатики и ИКТ, а также данных типовых заданий позволяет формировать коммуникативные универсальные учебные действия на уроках информатики.

Литература:

1.                  Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов [Текст] / Н. Н. Аксенова. СПб.: Реноме, 2012. С. 140–142.

2.                  Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2011.2.

3.                  Асмолов А. Г., Карабанова О. А. Разработка модели Программы развития универсальных учебных действий [Э/р]. — Федеральный государственный образовательный стандарт — Р/д: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=243

4.                  Закон об образовании [Э/р]. — Министерство образования и науки — Р/д: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/2974

5.                  Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года [Э/р]. — «Википедия — свободная энциклопедия — Р/д: http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %A1 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B0 %D1 %82 %D0 %B5 %D0 %B3 %D0 %B8 %D1 %8F_2020

6.                  Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Э/р]. — Федеральный государственный образовательный стандарт — Р/д: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=261

7.                  Модель «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики» [Э/р]. — Высшая школа экономики — Р/д: http://www.hse.ru/sci/publications/26134123.html

8.                  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Э/р]. — Федеральный государственный образовательный стандарт — Р/д: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

Основные термины (генерируются автоматически): урок информатики, действие, совместная деятельность, умение, учебное сотрудничество, группа, мозговой штурм, пар, работа, формирование.


Похожие статьи

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

А также для проведения «Мозгового штурма» должна предшествовать предварительная работа.

Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности М., 1981.

Мозговой штурм и его разновидности как эффективная технология на уроках иностранного...

Активные формы обучения на уроках информатики

Интерактивные методы: «Займи позицию», «Мозговой штурм», дискуссия.

Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения, активное обучение, этап урока, работа, ролевая игра, нетрадиционный урок, урок, урок информатики, учащийся, умение.

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

умение, школьник, ученик, ребенок, коммуникативная деятельность, палочка, работа, задача, урок математики, учащийся, действие, группа.

Учебное сотрудничество как средство формирования...

Кооперация, учебное взаимодействие, партнерство, учебный диалог, учебная деятельность, коммуникативная

Основные термины (генерируются автоматически): учебное сотрудничество, ребенок, пар, группа, дошкольная подготовка, работа, ученик.

Использование активных и интерактивных методов обучения на...

Урок «Информатики и ИКТ» с применением метода интерактивного обучения как мозговой штурм.

Таким образом, работа над проектом предусматривает и совместную работу в группах, и значительную индивидуальную деятельность.

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Именно мозговой штурм — наиболее употребительный из всех эвристических методик решения проблем, ведь для проведения штурма достаточно кабинета, группы сотрудников и пары часов рабочего времени.

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов

групповая работа, группа, совместная деятельность, игра, групповая учебная деятельность, задание, участник, Мозговой штурм, взаимная ответственность, групповая деятельность.

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных...

«Мозговой штурм» используется для генерации идей.

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности.

Эффективность группового обучения и его влияние на...

При знакомстве с темой «Сотрудничество и совместная работа в группах» стало известно: «В условиях коллабаративного обучения, учащиеся имеют

Методы групповой работы на уроке. Прием «Мозговой штурм» используется для генерации идей, соблюдается жёсткий регламент.

Похожие статьи

Интерактивная технология «Мозговой штурм» в работе с детьми...

А также для проведения «Мозгового штурма» должна предшествовать предварительная работа.

Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности М., 1981.

Мозговой штурм и его разновидности как эффективная технология на уроках иностранного...

Активные формы обучения на уроках информатики

Интерактивные методы: «Займи позицию», «Мозговой штурм», дискуссия.

Основные термины (генерируются автоматически): метод обучения, активное обучение, этап урока, работа, ролевая игра, нетрадиционный урок, урок, урок информатики, учащийся, умение.

Формы работы по развитию коммуникативных умений младших...

умение, школьник, ученик, ребенок, коммуникативная деятельность, палочка, работа, задача, урок математики, учащийся, действие, группа.

Учебное сотрудничество как средство формирования...

Кооперация, учебное взаимодействие, партнерство, учебный диалог, учебная деятельность, коммуникативная

Основные термины (генерируются автоматически): учебное сотрудничество, ребенок, пар, группа, дошкольная подготовка, работа, ученик.

Использование активных и интерактивных методов обучения на...

Урок «Информатики и ИКТ» с применением метода интерактивного обучения как мозговой штурм.

Таким образом, работа над проектом предусматривает и совместную работу в группах, и значительную индивидуальную деятельность.

Применение метода «мозговой штурм» в образовании

Именно мозговой штурм — наиболее употребительный из всех эвристических методик решения проблем, ведь для проведения штурма достаточно кабинета, группы сотрудников и пары часов рабочего времени.

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов

групповая работа, группа, совместная деятельность, игра, групповая учебная деятельность, задание, участник, Мозговой штурм, взаимная ответственность, групповая деятельность.

Экспериментальная работа по формированию коммуникативных...

«Мозговой штурм» используется для генерации идей.

Формирование познавательных универсальных учебных действий у детей с ОВЗ в урочной и внеурочной деятельности.

Эффективность группового обучения и его влияние на...

При знакомстве с темой «Сотрудничество и совместная работа в группах» стало известно: «В условиях коллабаративного обучения, учащиеся имеют

Методы групповой работы на уроке. Прием «Мозговой штурм» используется для генерации идей, соблюдается жёсткий регламент.

Задать вопрос