Библиографическое описание:

Хакимов А. А., Убайдуллаев И. А. Проблемы формирования геоэкономического мышления собственников в условиях глобализации // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 873-875.

Сегодня ни одной страной и ни одним обществом социальные группы и индивиды не воспринимаются как замкнутые и самодостаточные феномены. Они включены во всеобщие взаимоотношения и взаимообусловленность.

Всеобщая взаимосвязь, взаимообусловленность и взаимоотношения являются закономерностью крайне сложных и противоречивых процессов глобализации.

Глобализация — это всеобщий и многосторонний процесс культурной, идеологической и экономической интеграции государств, государственных объединений, национальных и этнических единств, что представляет собой сопутствующее явление современной цивилизации.

Всеобщие процессы глобализации вызывают необходимые и глубокие перемены в деле сближения и взаимосотрудничества народов и государств. За этим следует процесс сближения и унификации уровня жизни и ее качества.

Основная характеристика процесса глобализации, протекающего в современном мире — экстраполяция либерально-демократических ценностей на все регионы без исключения. Это значит, что политические, экономические, правовые и т. д. системы всех стран мира становятся идентичными, и взаимозависимость стран достигает небывалых масштабов. До сих пор народы и культуры никогда не были так зависимы друг от друга. Проблемы, возникающие в любой точке мира, моментально отражаются на остальном мире. Процесс глобализации и гомогенизации проводит к созданию единого мирового сообщества, в котором формируются единые нормы, институты и культурные ценности. Появляется ощущение мира как единого места.

Процесс глобализации характеризуется следующими основными аспектами:

1.             Интернационализацией, что, в первую очередь, выражается во взаимозависимости;

2.             Либерализацией, то есть устранением торговых барьеров, мобильностью инвестиций и развитием интеграционных процессов;

3.             Вестернизацией — экстраполяцией западных ценностей и технологий во все точки мира;

4.             Детерриторизацией, что выражается в активности, имеющей транснациональные масштабы, и уменьшении значимости государственных границ.

Глобализация предполагает формирование единого международного экономического, правового и культурно-информационного пространства, а ее феномен не может быть исчерпан в экономических рамках и оказывает заметное влияние на все основные сферы общественной деятельности — политику, идеологию, культуру.

По нашему мнению, интегральная оценка данного явления еще не созрела, но, несмотря на это, можно утверждать, что указанный процесс будет играть определяющую роль в мировой экономике XXI в.

Глобализация представляет собой одну из немногочисленных экономических категорий, оценка которой вышла далеко за сугубо профессиональные рамки, при этом оценки как на профессиональном, так и на обыденном уровне далеко не однозначны. На наш взгляд, не подлежит сомнению лишь ее объективная природа.

Важнейшей методологической позицией является глубокая взаимосвязь и взаимовлияние категорий “глобализация”, “геоэкономика”, “интернационализация хозяйственной жизни”, “международное экономическое сотрудничество”, “международные экономические связи”, а также последствия их взаимодействий.

Глобализация сказывается на экономике всех стран. Она затрагивает производство товаров и услуг, использование рабочей силы, инвестиции, технологии и их распространение из одних стран в другие. Все это в конечном итоге отражается на эффективности производства, производительности труда и конкурентоспособности. Именно глобализация вызвала обострение международной конкуренции. В последствии глобализации в сфере экономике возникла феномен геоэкономика и связано с этим феноменом — геоэкономические процессы.

Геоэкономические процессы, происходящие в мировой экономике, требуют от каждого собственника оперативно осмысливать логику их развитий, создавать собственные отношения товарооборота и конечно, диалектику геоэкономику с экономикой. Понятие же логики развитий геоэкономических процессов осуществляется посредством геоэкономического образа мышления.

При этом, если социальная сущность будет состоять из комплекса процессов и событий, направленных на удовлетворение потребностей людей, а также созданых от их практической деятельности, социальное сознание является отражением естественной и социальной действительности, комплексом оощущений, настроений, взглядов, идей, теорий, относящихся к определенному периоду общества. Поскольку социальное сознание можно разделить на несколько форм, исходя из их отражения на события и процессы социальной сущности, такие, как: экономическая, политическая, нравственная, правовая, эстетическая, экологическая и др.

Взяв за методологическую основу характеристики, данные предметом философии понятию социального сознания, можно дать следующее определение понятию экономического сознания. Экономическое сознание, будучи одной из форм социального сознания, является единой системой теорий и мыслей, взглядов, идеалов, идей, ощущений, страстей, направленных на ощущение, умственное осознание и изменение в будущем экономической и духовной жизни существующего общества, в частности, экономических отношений, возникающих между людьми.

Из данного определения также видно, что экономическое сознание вбирает в себя такие стороны, как эмоциональное знание и умственное мышление. Здесь особо выделяется место экономического мышления.

Российский ученый Л. Н. Пономарев, из узбекских ученых Б.Валиев дают следующее определение понятию экономического мышления: “С точки зрения философии экономическое мышление — это основная форма отображения экономических событий, целесообразного и обощенного познания важных связей в экономических отношениях, создания новых идей, осознания тенденций экономических событий и процессов. Это процесс отображения экономических отношений и событий в таких формах мысли, как идея, понятия, суждение, заключение. Это продвижение и развитие мысли, связанной с формированием определенных экономических идей, познаний, представлений, взглядов на экономическую реальность” [1]. Основываясь на эту мысль и исходя из того, к познанию каких сторон экономических процессов оно относится, экономическое мышление можно разделить на макроэкономическое мышление, микроэкономическое мышление, национальное экономическое мышление, геоэкономическое мышление, геофинансовое мышление, этноэкономическое мышление, внешнее экономическое мышление и др.

Геоэкономическое мышление — это одна из форм экономического мышления, диалектическое отражение таких форм мысли, как понятие, суждение, заключение в форме идей, идеалов, взглядов, мыслей, действий происходящих в геоэкономическом пространстве экономических, политических, правовых и духовных процессов всех субъектов, вступающих в экономические отношения на мировом рынке. В частности, это современная система умственной деятельности, воплощающей в себе теоретических и практических знаний, опыта и навыков, приобретенных для получения прибыли на основе познания тенденций процесса товарооборота.

Процесс формирования геоэкономического мышления вбирает в себя следующие две особенности:

Первая особенность — связана с задачей формирования геоэкономического мышления в сознании человека и содержит в себе два следующих направления, с одной стороны, на эмипирическом уровне путем ощущения в связи с непосредственным видением, испытанием происходящих экономических отношений между государствами, а также экономических процессов, происходящих в мире, с другой стороны, вбирает в себя работы по формированию на уровне теоретических-практических знаний путем изучения учебников, статей, научных сборников и другой литературы, в которой отражены экономические знания, накопленные обществом.

Вторая особенность — связана со способами и средствами по организации формирования в сознании людей геоэкономического мышления, с одной стороны включает в себя формирование геоэкономического мышления у класса собственников, которое является непосредственным субъектом геоэкономики, с другой стороны, вопросы организации работ по совершенствованию геоэкономического мышления у населения страны. Две эти особенности дополняют друг-друга и составляют две относительные стороны единого целого.

В условиях глобализации основная движущая сила геоэкономики — является класс собственников. Именно поэтому проблема формирования геоэкономического мышления у класса собственников входит в ряд актуальных задач, имеющих стратегическую важность перед нашим государством.

Согласно материальной и духовной жизненной тенденции диалектического мышления геоэкономическое мышление класса собственников имеет онтологические и гносеологические основы.

Онтологические основы геоэкономического мышления класса собственников составляют:

во-первых, наличие материального и духовного имущества, обладание этим имуществом собственником, а также пользование благами этого имущества со стороны общества по установленным нормам;

во-вторых, количество и качество имущества, скопленного в руках собственника;

в-третьих, доля прибыли, полученной от экономических отношений между собственниками, как внутри, так и за пределами государства;

в-четвертых, показатели качества и количества построенных объектов и технологий, ввезенных и внедренных в производство за счет данной прибыли;

в-пятых, составляет реальное существование мировых рынков товара и значение материального характера товарооборотов, происходящих на таких рынках.

Гносеологическую же основу геоэкономического мышления класса собственников составляют:

1)      экономическое мышление собственника и его уровни;

2)      научный потенциал собственника;

3)      инициативность и искусность, предприимчивость собственника;

4)      способность собственника к познанию существующего экономического пространства;

Как видно из вышеперечисленного, геоэкономическое мышление класса собственников состоит из взаимного единства объективной стороны — онтологической и субъективной — гносеологической.

Основные направления формирования геоэкономического мышления класса собственников состоит из следующих:

1. Осуществление работ по формированию полного представления в сознании класса собственников геоэкономической картины сегодняшнего мира.

Геоэкономическая картина сегодняшнего дня включает в себя следующее: во-первых, общее описание мировых экономических пространств, возникших в результате взаимного влияния пространств национальной и транснациональной экономики; во-вторых, интерпретация в удобных для себя формах глобального экономического пространства в целях принятия решений, полезных с точки зрения стратегии государств в международных экономических отношениях; в-третьих, разделение глобальных экономических пространств на отдельные сфера и уровни; в-четвертых, включает в себя пространства получения доли от мирового дохода в условиях глобализации.

Выходит, что все вышеперечисленные особенности составляют эмпирическую базу геоэкономического мышления, а на его основе логическое сознание, суждение и заключение самого экономического мышления.

2. Формирование геоэкономического мышления путем формирования научных, экономических знаний и представления о геоэкономическом пространстве и времени.

Из вышесказанного следует, что геоэкономическое пространство — это расположение в определенном месте геоэкономических атрибутов, таких, как масса товаров, товарообмен, рынок, также полученная прибыль и доход, геоэкономическое же время — периодичность последовательных взаимоотношений в определенном временном промежутке геоэкономических атрибутов. Так, геоэкономика существует лишь в определенном времени и пространстве как социально-экономическое событие.

Лишь в том случае, если класс собственников будет иметь точные знания о геоэкономической картине современного мира, существующего в геоэкономическом пространстве и времени, они смогут получать прибыль и доходы от продаж своих товаров на мировом рынке. А этого можно добиться лишь познать диалектику геоэкономического и экономического мышления.

Литература:

1.                 Пономарев Л. Н. и др. Экономическая культура: (сущность, направления развития)-М.: Мысль, 1987.- 55 с., Б. Валиев. Экономическая культура и факторы ее развития. -Т.: Издательско-полиграфическое объединение «Ташкентский исламский университет». 2008. — 37 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle