Библиографическое описание:

Даськова Ю. В. Подходы к формированию творческой самостоятельности студентов-дизайнеров // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 698-700.

Статья рассматривает подходы к организации учебного процесса направленного на формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. В ходе теоретического исследования выделяются этапы и определяются характеристики творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Основным результатом исследования стала разработанная и внедренная в процессе изучения учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» модель формирования и развития творческой самостоятельности.

Ключевые слова творчество, самостоятельная деятельность, творческая самостоятельность студентов-дизайнеров, дизайн-проектирование, этапы формирования творческой самостоятельности, педагогическая модель формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров.

This article deals with procedural aspects of the creative autonomy of students. In the course of theoretical research are determined by the characteristics and stages of creative independence design students. The main result of the study was designed and implemented in the process of studying the subject «fundamentals of manufacturing skill» model of formation and development of creative independence. The effectiveness of the model has been proven in the course organized by the experimental work.

Keywords. Сreativity, independent activity, creative independence of design students, design design, the stages of creative independence, training model of creative independence design students.

На современном этапе развития общества приобретает интерес повышения познавательно-творческого уровня и профессиональной компетентности специалиста. Кроме того, создаются условия востребованности ряда специфических навыков и установок творческой деятельности для специалиста профессионально, работающего в области дизайна. Все выше изложенное позволило нам определить тему исследования: «Формирование творческой самостоятельности студентов-дизайнеров». Наибольший интерес с проблеме формирования творческой самостоятельности представляют исследования Дрозина В. В., Гарукова М. Г., Качалов А. В. и др. Творческая самостоятельность определяется как продуктивная самостоятельная деятельность, включающую признаки творческой деятельности, а именно: увидеть и сформулировать проблему, сделать точный прогноз, распространить имеющиеся данные на новые условия, найти оригинальные способы разрешения этой проблемы в условиях самостоятельного решения.

Качалова А. В. делает акцент на то, что «самостоятельность и творчество, проявляемое субъектом в реальной профессиональной деятельности или в имитации ее в образовательном процессе, закладывают основу для формирования в структуре личности такого ее качества как творческая самостоятельность» [1]. Образование и совершенствование творческого потенциала студентов происходит в условиях становления самостоятельной деятельности(приобретение совокупности научных знаний, способов профессиональной деятельности, опыт творческой деятельности). Творческая личность студента может и должна развиваться в процессе самодеятельного творчества. Мы соглашаемся с исследователями, которые считают, что в основу подготовки специалистов необходимо заложить такую систему обучения, которая позволяет практически приступить к формированию творческой деятельности студентов, активному, целенаправленному и планомерному построению сознательного профессионального творчества как формы их существования и «бытия» будущей профессиональной деятельности. [2, 3, 4, 5, 6]

Нам предстоит выявить возможности формирования творческой самостоятельности в процессе изучения учебной дисциплины «Основы производственного мастерства» (здесь и далее: «ОПМ»). Процесс освоения дисциплины «Основы производственного мастерства» направлен на формирование и развитие у студентов: способности творить, создавать нечто новое; осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, затем с научной информацией. Кроме того, закладываются основы самоорганизации и самовоспитания с тем, чтобы в дальнейшем не было утрачено желание непрерывно повышать свою квалификацию. Дисциплина «Основы производственного мастерства» дает возможность студенту углубить профессиональные знания и умения, сформировать и развить творческую составляющую через ознакомление с принципами и методами технического проектирования, художественного оформления основных видов оборудования, с использованием декоративных элементов и объектов дизайнерского оформления интерьера. Для выявления возможностей организации учебного процесса мы обращаем внимание на личностно-ориентированный и деятельностный подходы, которые в нашем исследовании позволяют решить основную задачу — создание условий для формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. В условиях деятельностного и лично-ориентированного подходов процесс изучения позволяет сформировать у студентов главные показатели творческой самостоятельности, а именно

-           владение знаниями методов творческой деятельности — проявляется в умении применять различные методы активизации творческого мышления и воображения, в гибком и конструктивном их применении в процессе учебно-творческой работы;

-           владение формами и методами самостоятельной деятельности — проявляется в умении организовать, планировать, корректировать и критически оценивать учебно-творческую деятельность;

-           наличие сформированных мотивов учебно-творческой деятельности, включающий рефлексию студентом-дизайнером собственной системы ценностей, творческое отношение и интерес к будущей профессии, ориентацию на достижение высоких результатов в ней.

С позиций деятельностного подхода формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров протекает поэтапно подготовительная деятельность(самостоятельная работы под руководством преподавателя), частичная творческая деятельность (самостоятельная работы при консультативном вмешательстве преподавателя), творческая самостоятельная деятельность студентов). Уровень творческой самостоятельности определяется органическим триединством компонент: побудительной (мотивы познавательной интеллектуальной деятельности), содержательной (опорные знания) и технической (формы и методы). Чем большим опытом располагает студент, тем значительнее и продуктивнее его творческое мышление, тем более разнообразны его действия, тем свободнее и результативнее самостоятельная дизайнерская деятельность, содержательнее учебные мотивы и интересы. Поэтапное усложнение творческо-поисковых заданий, использование в качестве заданий курсовых работ реальных профессиональных проблем позволит активизировать творческое мышление, повысить степень самостоятельности и мотивацию студентов-дизайнеров.

Личностно-ориентированный подход выделяет главным критерием эффективности формирования творческой самостоятельности ориентацию на личность студента как цель, субъект, результат педагогического процесса. Личностно-ориентированный подход в образовании предполагает такой учебный процесс, в котором студенту представляется реальная возможность проявить себя как личность, совершать собственные личностные действия: искать, творить, находить, выбирать, осмысливать, осознавать, выдвигать критические суждения, быть рефлексирующим, самостоятельным, творческим и т. д. С точки зрения личностно-ориентированного подхода пересмотрены целевые, содержание и процессуальные аспекты, а также стиль взаимоотношений субъектов процесса изучения учебной дисциплины «ОПМ».

Особое внимание формированию и развитию творческой самостоятельности заслуживает определение таких педагогических технологий, в результате которых происходит активизация самостоятельной деятельности; целенаправленность студентов на творчество; развитие внутренних мотивов учебно-творческой деятельности (Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская и др.). На основе теоретического исследования процесса формирования творческой самостоятельности студентов вуза, мы выделяем следующие ее компоненты: когнитивно-деятельностный (овладение приемами творческой самостоятельной проектной деятельности), рефлексивно-творческий (самоопределение студентом цели и способов проектной деятельности, стремление к самосовершенствованию, критическое отношение, анализ и оценка собственной проектной деятельности и деятельности других), мотивационно-личностный (сформированная мотивация студента на овладение способами самостоятельной творческой проектной деятельностью) [7].

Учитывая возможности учебного процесса и обобщив психолого-педагогические особенности формирования творческой самостоятельности, мы разработали педагогическую модель формирования творческой самостоятельности.

«Педагогическая модель — это модель педагогической деятельности, в которой представлен замысел ожидаемого результата, определен его смысл, дана характеристика средств и условий, необходимых для реализации ожидаемого результата, указаны субъекты деятельности» [8]. Данное определение позволило нам выделить в составе модели формирования творческой самостоятельности совокупность взаимосвязанных блоков: целевой блок (цель, принципы, условия организации учебного процесса, характеристика компонентов творческой самостоятельности в соответствии с проектной деятельностью);содержательный блок, определяет направленность учебной дисциплины «ОПМ» на формирование и развитие творческой самостоятельности; проектировочно-организационный — методы организации и стимулирования творческой деятельности, методы контроля и оценки творческой деятельности, а также способы организации учебной деятельности студентов; процессуально-деятельностный блок представлен задачами организации учебно-проектной деятельности и соответствующей этим задачам деятельностью преподавателя и студента; результативный блок определяетсякомплексомумений и способностей, которые должны стать показателями сформированности творческой самостоятельности студентов-дизайнеров.

Модель успешно апробирована на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в процессе изучения учебной дисциплины «ОПМ». Для подтверждения эффективности разработанной педагогической модели был сформулирован замысел опытно-экспериментальной работы (здесь и далее — ОЭР).

Для измерения уровня сформированности творческой самостоятельности студентов-дизайнеров была разработана 3-х уровневая шкала. Каждый уровень включает следующие показатели исследований: творческое мышление; знания приемов творческой деятельности и эвристических методов (когнитивно-деятельностный компонент); навыки организации самостоятельной учебно-творческой деятельности — организация, планирование, корректирование и критическая оценка (рефлексивно-творческий компонент); мотивы учебно-творческой деятельности (мотивационно творческий компонент).

Подводя итог вышесказанному, подчеркнем, что на основе выявленной проблемы, ее особенностей, анализа изученной психолого-педагогической литературы и проведенных исследований нами были обоснованны теоретические подходы и внедрена модель формирования творческой самостоятельности студентов-дизайнеров. Проведенная опытно-экспериментальная работа выявила и подтвердила комплекс педагогических условий, определяющих эффективность формирования и развития творческой самостоятельности студентов-дизайнеров: актуализация личного опыта и творческой интуиции студентов; погружение студентов в актуальную профессиональную деятельность; стимулирование творческого мышления, собственной активности и самостоятельного поиска студентов.

Практическую значимость имеют разработанные и апробированные в ходе опытно-экспериментальной работы в Пензенском государственном университете архитектуры и строительства учебные программы «Социально-ориентированное проектирование», «Технологии декорирования интерьеров», а также диагностический материал, а также учебном пособие «Техники декорирования интерьеров: учебное пособие».

Литература:

1.         Качалов А. В. Характеристика творческой самостоятельности у студентов вуза — будущих учителей: структурный состав/ EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL. Автономная некоммерческая организация «Международный исследовательский институт» (Москва). — 2013. — № 6(34). — с. 75–83

2.         Ермолаева-Томина Л. Б. Психология художественного творчества, учебное пособие для вузов. — М.: Академический Проект, 2003. — 304 с

3.         Симоненко В. Д., Ретивых М. В. Общая и профессиональная педагогика: уб.пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: в 2-х книгах — Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003 --- кн.1.- 174с.

4.         Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб.пособие для студ.высш. пед.учеб.заведений — М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 304 с.

5.         Нечаев Н. Н. Моделирование и творчество/ Нечаев Н. Н.. — М.: Педагогика, 1997. — 204с

6.         Торшина И. Б.. Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму (На материале художественного проектирования школьной одежды): Дис.... канд. пед. наук: 13.00.08: Курск, 2002 246 c. РГБ ОД, 61:03–13/341–8

7.         Даськова Ю. В. Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства») / Ю. В. Даськова // Педагогика: традиции и инновации (II): материалы Международной научной конференции, (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012.

8.         Даськова Ю. В. К проблеме активизации творческой самостоятельности студентов-дизайнеров / Вестник федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина». «Теория и методика профессионального образования». — 2011. — № 3(48). — с. 147–151

9.         Воропаева Е. Э. Модель совершенствования готовности педагога к инновационной деятельности / EUROPEAN SOCIAL SCIENCE JOURNAL. Автономная некоммерческая организация «Международный исследовательский институт» (Москва). — 2014. — № 2(2). — с. 88–93

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle