Библиографическое описание:

Маричева Н. Н. Трансгуманизм // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 881-884.

Человек есть то, что дóлжно превзойти.

Ф.Ницше

На протяжении всей истории человечества ограничение его физических возможностей препятствовало принципиально новому скачку в развитии человека как переходной ступени эволюции, однако на сегодняшний день можно констатировать, что человечество как никогда близко подошло к решению проблемы физических ограничений.

Идея трансгуманизма заключается в формировании новой мировой цивилизации и нового сознания, достигнуть которых планируется с помощью прорывных технологий, призванных обеспечить продление жизни на базе искусственного тела-аватара вплоть до бессмертия. При этом трансгуманисты рассматривают человека как промежуточное звено в эволюции от обезьяны к сверхчеловеку, потомку человека, модифицированного до состояния, при котором наличествует улучшение тела имплантантами, бесполость, искусственное размножение и распределённая индивидуальность, то есть распределение его сознания и личности в нескольких телах — биологическом и технологическом.

Как идейное, культурно-интеллектуальное течение в сегодняшнем его виде трансгуманизм сложился в 80-е годы в Калифорнии, откуда вышли и новые технологии (Кремниевая долина), и движение «Нью Эйдж» (Эсаленский институт). Его основатели — философы и футурологи, собиравшиеся в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. При этом ведущую роль тут сыграл так называемый архитектор «дивного мира», английский философ и футуролог Макс О'Коннор, взявший себе псевдоним Макс Мор, который еще в 1990 г. разработал свою собственную доктрину «Принципы экстропианства» (экстропия — степень живучести или организованности системного интеллекта), излагавшую пути перехода человека в постчеловеческое существование. В 1992 г. совместно с Томом Морроу он создал Институт экстропии, в котором обсуждались неодарвинистские футурологические проекты, предлагаемые в качестве «идеологии будущего».

Стоит отметить, что в рамках концепции трасгуманизма допускаются следующие варианты изменения человека.

«Человек фармацевтический», то есть человек, состояние сознания которого искусственно изменено с применением химический препаратов, которые позволяют фактически генерировать желаемые настроения, чувства и даже верования. При этом прилагательное «желаемые» здесь предполагает самый широкий круг заинтересованных лиц.

«Человек генно-модифицированный», получаемый в результате генной инженерии и использования ГМО, фактически формируемый с использование чужих, более «успешных» генов (прямая отсылка к евгенике), что в предельном случае тождественно способности человека обладать иммунитетом к болезням, переносить различные температуры, радиацию, жить под водой, иметь крайне маленькие размеры (для решения проблемы перенаселения) и т. д.

Далее, «человек бионический» предполагает роботизацию человека, внедрение в тело и в мозг искусственных имплантатов, т. е. фактически создание киборгов, или создание человекоподобных роботов-андроидов.

При этом концепция трасгуманизма также содержит «научный иммортализм», который, имея различные трактовки, в общем случае сводится к достижению бессмертия с помощью биологических или информационных инструментов. Во втором случае имеет место копирование сознания человека для создания его запасных копий, так называемый «цифровой метапсихоз», подробно описанный в книге известного робототехника из Меллонского университета им. Карнеги Ханса Моравека в книге «Дети разума». Поскольку человеческая личность рассматривается исключительно как носитель генной информации, закодированной в ДНК, а мозг — как нейрокомпьютер, то бессмертие собираются достичь путём «динамического переноса» сознания с одного медиа-носителя на другой. Идея заключается в том, чтобы после сканирования структур мозга с помощью электроники реализовать те же вычисления, которые происходят в нейронной сети мозга.

Суть подхода состоит в том, что физическое тело человека является не более чем вместилищем для разума, и смена носителя не повлияет на суть процессов, происходящих в нем.

Конвергенция таких наук, как теория информации, биология, социология, психология и прочих фактически перевернуло представление о сущностной составляющей личности человека. По версии исследователей, личность человека сегодня можно понимать как специфический инструмент обработки данных. Например, учёные Дороти Нелькин и Сьюзен Линди в своей книге «Тайна ДНК» утверждают, что всё, что происходит с человеком, а именно его физическое и духовное состояния запрограммированы в ДНК, которая выполняет функцию души и теоретически может жить вечно. Таким образом, идея отгрузки сознания изначально заложена в теории информации, более того, наука утверждает, что любую информацию можно свести к контролируемым всплескам электроэнергии, а силу того, что упрощенно работу мозга можно представить в механизмах электрической активности, то мозг является информационной машиной, которая теоретически может быть заменена другой машиной, будучи при этом буквально «вместилищем для души».

Пожалуй, описанное выше звучало бы как экзотические домысливания, если бы не имели место неопровержимые факты спонсирования различных проектов в этой области. Так, в июле 2013 в Нью-Йорке состоялся Второй международный конгресс форума «Глобальное будущее 2045» (Global Future 2045), собравший учёных, инженеров, специалистов в области нейронаук, обсудивших перспективы развития кибернетических технологий для достижения бессмертия человека. Целью участников конгресса объявлено создание научного мегапроекта «Аватар», который включает в себя разработку антропоморфных роботов, систем телеприсутствия, интерфейсов «мозг-компьютер».

Кроме того, существует проект «Россия-2045», целью создания которого является четырехэтапное воспроизведение тела человека, заключительным результатом которого станет человек-голограмма. Примечательно, что в настоящий момент в рамках общественного движения параллельно ведутся научно-исследовательские разработки по созданию, во-первых, аватара типа А, которое представляет собой небиологическое антропоморфное искусственное тело человека, дистанционно управляемое через интерфейс «мозг-компьютер». Данный этап сфокусирован на частичном улучшении тела человека посредством использования протезов, искусственных органов человека. Аватар типа Б фактически представляет собой искусственное тело, пригодное для трансплантации в него головного мозга человека в конце жизни, а также отработка самой процедуры трансплантации. По мнению ряда ученых, человеческий мозг при определенных условиях способен функционировать гораздо дольше остальных органов физического тела, и поэтому физический перенос мозга в более совершенный носитель потенциально может продлить жизнь человека до 200–300 лет. Аватар В использует так называемое обратное конструирование мозга, то есть практически имеет место перенос механизмов сознания в искусственное тело. Заключительный этап, аватар типа Г, представляет собой, по замыслу создателей, голограмму человека

Зная это, можем сделать вывод, что трансгуманизма как явления едва ли можно избежать, причем последствия перехода человека на новую стадию развития теоретически могут развиваться по двум сценариям. Оптимистичный вариант предполагает мирное сосуществование трасгуманистов и людей. Второй подход, представляющийся более реалистичным, предполагает разделение человечества на две расы. Первая, трансгуманисты, наиболее обеспеченное меньшинство (ввиду дороговизны технологий) будут заменять себе больные органы, вводить генные вакцины для предотвращения заболеваний, продлевать свою жизнь, превращая её в «гедонистический рай» (трансгуманисты за продление только здоровой жизни), улучшать свою породу с помощью искусственного оплодотворения (ЭКО), приобретать себе детей с помощью суррогатного материнства, иметь несколько копий своего мозга, клонироваться, крионироваться и пр. Остальные же фактически станут своего рода инфраструктурой, призванной обеспечивать качество жизни трансгуманистов, почти наверняка лишенных основных прав и свобод человека сегодняшнего: проблема перенаселения, традиционно сопутствующая жизни малоразвитых культур, будет решаться путем ограничения на рождаемость, им будет доступен только тот тип образования, который непосредственно будет служить нуждам сверхлюдей, в целом человек без модификаций не сможет конкурировать со сверхчеловеком и в глобальной перспективе исчезнет.

Однако такой вариант развития событий предполагает некоторую удаленность во времени, первое же, что, по мнению автора, неизбежно возникнет при сколько-нибудь значительном развитии идеи трансгуманизма, это изменение отношение общества к самоуничтожению, переход на другой уровень восприятия таких инструментов как эватаназии и проч. В рамках глобалистической логики свободы самоубийство является фундаментальным правом человека, фактически закрепляя возможность регулировать количество людей. Любопытную точку зрения в этом отношении высказал известный глобалист и футуролог Брит Жак Аттали в своём интервью, опубликованном в книге М.Саломона «Будущее жизни»: «Право на убийство, прямое или косвенное, является абсолютной ценностью в таком обществе. Машины по пресечению позволят устранить жизнь, если она станет невыносимой или экономически слишком дорогой. Некоторые из продвинутых демократий предпочтут сделать из смерти акт свободы и легализовать эвтаназию. Другие определят чёткие ограничения на свои расходы на здоровье, рассчитав затраты на «право на жизнь». В итоге будет создан рынок дополнительных «прав на жизнь», на котором каждый сможет продавать своё право, если он очень болен или слишком беден. Однажды даже начнут продавать талоны на смерть, которые дадут тебе право выбирать вид ухода из жизни»

С другой стороны, это означает, что обеспечение бессмертия для паразитарной верхушки общества стало важнейшей задачей трансгуманизма, который ради этого готов принести в жертву большую часть человечества.

В той или иной степени сходные с трансгуманизмом ситуации хорошо описаны в кинематографе: главным образом, об этом повествуют фильмы «Элизиум: рай не на Земле» режисеера Н.Блокампа, «Гаттака» режиссера Э.Николла и проч.

В заключение стоит отметить, что вопрос выбора пути развития в планетарном масштабе, в данном случае, трансгуманистическое развитие, фактически задается интеллектуальным авангардом в совокупности с капиталами наиболее состоятельных людей. При этом очевидно, что отдельные люди и их не столь значительные объединения едва ли могут реально повлиять на глобальную тенденцию к недоступному для большинства улучшению.

Литература:

1.      Дэвис Э. Техногнозис: миф, магия и мистицизм в информационную эпоху. М., Ультра. Культура, 2008.

2.      Авдеенко Е. А. Статья «Революционная интеллигенция»

3.      Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. Москва, ФондИВ, 2007. С.636–637

4.      Видеообращение к участникам первого конгресса форума «Глобальное будущее 2045» //http://2045.ru/expert/281.html

5.      Официальный сайт движения «Россия 2045» http://2045.ru/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle