Библиографическое описание:

Андросова М. И. Вербальное проявление скрытой агрессии // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 792-793.

Статья посвящена проблеме скрытого проявления агрессии в речи и причины ее возникновения.

Ключевые слова: агрессия, скрытая агрессия, вербальная агрессия, агрессор, конфликт.

Вербальная агрессия определяется как символическая форма агрессии в виде причинения психологического вреда с использованием преимущественно вокальных (крик, изменение тона) и вербальных компонентов речи (инвектива, оскорбления и т. п.). При этом факт причинения вреда должен быть реальным и заведомо очевиден как для агрессора, так и его жертвы. Вербальная агрессия может быть открытой (оскорбления, гневные выпады) или скрытой (почти незаметной, постепенной). Открытая вербальная агрессия проявляется явным намерением причинить коммуникативный вред собеседнику и выражается в очевидных унизительных формах (оскорблений, ругательства, криков, выпадов). Подобное поведение довольно часто имеет тенденцию переходить в физическую агрессию, когда агрессор беспардонно вторгается в личное пространство собеседника. Скрытая вербальная агрессия — это систематическое и уничижительное давление на собеседника, но без открытого противостояния и проявления враждебных эмоций.

Вербальная агрессия по природе манипулятивна и направлена на установление контроля над другим человеком. Обычно жертва скрытой вербальной агрессии не понимает, что она находится под контролем манипулятора, который управляет поведением жертвы.

Признаки скрытой агрессии в речи могут проявляться в нелестных сравнениях («ты как тот слон в посудной лавке»..); издевке, сарказме («это знает любой …»..); использовании командного тона («молчи и слушай»); замечаниях («это необходимо знать.»..); намеках, что с собеседником что-то не так («раз вы этого не знаете.»..); снисходительный тон («как можно этого не знать?»); деструктивной критики («у тебя ни когда ни чего не получается»); обобщения («ты всегда»..); хвастовства («да я в твоем возрасте.»..); перекладывании ответственности на другого человека («он меня спровоцировал.»..); напоминании о какой-то проигрышной для собеседника ситуации. («Будет, как в прошлый раз.»..); вызывании чувства вины («Ты испортил мою жизнь.»..);.искажении, передергивании фактов; дискредитации («это и так очевидно.»..); ложном сочувствии («ты хорошо держишься, для такого как ты»..); принуждении к постоянному оправдыванию («если ты такой умный, то почему еще не богатый.»..); обличении и обвинении другого («ты хочешь скандал устроить …»); намек на проблему (какой то ты печальный и выглядишь не важно.»..); забывании фактов, что тоже включает в себя скрытую манипуляцию (некоторые агрессоры хронически забывчивы, когда речь идет о данных обещаниях). Хотя последствия всех видов агрессии разрушительны, именно отрицание несет самые сильные разрушения, потому что фактически оно отрицает реальность партнера по общению.

Стратегия поведения с агрессором-манипулятором предполагает два пути (в действительности их куда больше). Путь первый — «не кормить» агрессора ответной реакцией в виде раздражения, огорчения, плача. Второй путь это согласиться с оппонентом, а чтобы эффект был ярче необходимо это сделать с некоторой долей гиперболизации и иронии. Жертва должна знать, что от нее не зависит, наорет на нее агрессор или нет. Гнев агрессора рождается из его собственного внутреннего и совершенно невыносимого ощущения собственного бессилия, из-за низкой самооценки, а также комплексов неполноценности. Очень часто корни такого поведения агрессора идут из детства, где, возможно, он сам был аутсайдерам и поэтому, повзрослев он «отыгрывается» на других. Свой гнев он выражает либо в скрытой форме через манипуляции, либо открыто яростными выпадами, направленными против партнера. Его стратегия поведения — это нападение, обличение, выявление и обвинения партнера.

Вербальные агрессоры обычно большинство своих эмоций выражают гневом. Например, если агрессор чувствует неуверенность и беспокойство, он может сразу впасть в гнев, то есть разгневаться на то, что он вдруг почувствовал себя неуверенно и неспокойно. Между тем, каждый из нас, от природы наделен способностью испытывать эмоции, чувства. Эта способность чувствовать универсальна для природы человека, но, к сожалению, агрессор чаще всего не хочет принять свои собственные чувства и тем более показать свои истинные чувства партнеру. Он искусственно создает дистанцию с партнером по общению.

Существуют категории вербальной агрессии, которые проявляются в замкнутости, стремлении возражать, стремлении обесценивать достижения и чувств других людей, вербальной агрессии в виде шуток, блокировки и искажении информации, обличении и обвинении других, критике и осуждении других людей, опошлении смысла происходящего, отказе в эмоциональной поддержки, угрозах, обзывании, командном тоне, забывании и отрицании фактов.

Гнев способен подчеркивать, оправдывать и узаконивать вербальную агрессию. Агрессивный гнев — это категория вербальной агрессии. Для жертвы необходимо понять, что она не сделала ничего такого, за что на нее можно было бы кричать, срываться, обрывать на полуслове и даже с гневом смотреть — она не виновата, независимо от того, насколько винит ее во всем агрессор. Партнеры вербальных агрессоров приходят к осознанию того, что как бы они ни объясняли, что бы они не имели в виду, это никогда не заставит агрессора извиниться за грубый тон. От него никогда не услышишь: «Извини, что наорал, сорвался». Партнеры на собственном опыте знают, что такого никогда не произойдет и скорее он их же и обвинит во всех «смертных грехах», но в глубине души они надеются, что когда-нибудь придет время, и агрессор поймет свою неправоту. Отказаться от этой надежды труднее всего, но опыт общения с агрессорами показывает, что это бесплодные мечты, которым не суждено сбыться.

Парадокс, но скрытая агрессия в речи, которая способствует снижению самооценки жертвы, исходит от агрессора с собственными личностными проблемами — низкой или необоснованно высокой самооценкой и кучей комплексов неполноценности. Обычно, жизненное кредо таких людей: «Унижая — возвышайся!», «Бей своих, чтобы чужие боялись!», «Лучшая защита — это нападение!» и многое другое.

Литература:

1.                  Эванс П. «Как справиться с вербальной агрессией», М.: 2008.

2.                  http://vocabulum.ru/word/239/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle