Библиографическое описание:

Гладышева Д. В. Оценка профессиональной компетентности водителей «маршрутных такси» // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 152-154.

Используя статистические данные ГИБДД в Российской Федерации за 2013г. рассмотрена необходимость учета психофизиологических особенностей водителя при проведении профессионального подбора и отбора, а также мероприятий с использованием поощрительных механизмов за безаварийную работу, т. к. принимаемые в настоящее время меры не в должной мере способствуют повышению уровня безопасности дорожного движения.

Ключевые слова:водитель, безопасность дорожного движения, психофизиологические особенности водителя, маршрутные такси.

В перевозочном процессе большая степень ответственности за безопасность движения относится к водителю. По статистическим данным ГИБДД в 2013 году в РФ совершено 204000 ДТП, что на 0,2 % больше, чем в 2012 году. Кроме того, изменение законодательства повлияло на количество ДТП, где водители скрылись с места происшествия. Таких ДТП в 2013 году произошло 9761, что на 18,3 % больше, чем годом ранее. Ужесточаются законы, принимаются программы, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, но каждый год в России десятки тысяч получают травмы различной тяжести, погибает порядка 30 тыс. человек:

в 2013–27000человек;

в 2012 -27991человек;

По тем же статистическим данным по вине водителей совершается около 87 % ДТП (так в 2013 году произошло 179 017 ДТП, что на 0,9 % больше, чем в 2012-м) [1].

В условиях крупного города работа водителя требует высокой квалификации специалиста. Так, например, оценим работу водителей «маршрутных такси». Автомобили для маршрутного такси — это в основном, автомобили Горьковского автозавода. Если проверить техническое состояние всех автомобилей, работающих на маршрутах городов, то найдется множество технических неисправностей, при которых эксплуатация отдельных автомобилей должна быть запрещена. Для населения маршрутные такси удобны тем, что останавливаются по требованию. Несмотря на эти преимущества, связанные с повышением мобильности для населения, имеет место очевидный недостаток безопасности. Такие транспортные средства в «часы пик» перегружены пассажирами. Водители, в отдельных случаях превышают допустимый скоростной режим, ведут себя на дороге агрессивно; им не хватает уважения к другим участникам дорожного движения. У водителей маршрутных такси отмечается более активный рост утомляемости. Это объясняется рядом особенностей его работы:

1.                  Водитель маршрутки должен знать тарифы и выполнять обязанности кондуктора (прием денег, денежные расчеты). Кроме того, несмотря на имеющуюся информацию о тарифах в салоне, он по просьбе пассажиров дополнительно информирует о стоимости проезда до определенной остановки.

2.                  Повышенный шум в салоне (разговоры по мобильным телефонам, разговоры между пассажирами и т. п.)

3.         Остановки по требованию пассажиров, а не по установленным остановкам данного маршрута.

4.         При возникновении неисправности или поломки, водителю приходится оценивать в срочном порядке ситуацию и предпринимать соответствующие меры, например, осуществлять мелкий ремонт, если это потребовалось, когда он находился на «маршруте»

5.         «Пробки» на дорогах

Кроме того, в отдельных случаях, несмотря на предупреждающую информацию, имеющуюся в салоне «заранее и громко называть остановки», возникают конфликты между клиентом и водителем, которые приводят к дополнительным остановкам транспорта.

Выполнение данных операций параллельно с управлением транспортных средством приводит к тому, что:

-        водители менее эффективно выполняют торможение;

-        увеличивается время реакции;

-        ошибочная оценка дорожной обстановки, в том числе и состояния дорог.

Все перечисленные ситуации влияют на психическое состояние водителя в данный момент, что приводит к росту вероятности возникновения ДТП.

Ошибочные действия водителя транспортного средства могут быть зафиксированы несколько раз в смену из-за сложной обстановки на дороге, неопределенности поступающей к нему информации, т. к. он не может предвидеть поведение других участников движения, изменения дорожной обстановки. Необходимо учитывать и такие факторы как:

-        высокая температура летом, в том числе и духота, холод — зимой;

-        шум и вибрации;

-        состояние дорог, часто несоответствующие безопасному движению ТС;

-        возможные такие явления, как туман, снег;

-        неработающие дождевые канализации.

Все перечисленные факторы создают предпосылки для совершения ошибок в сложной дорожно-транспортной ситуации, затрудняют процесс восприятия и переработки информации. Кроме того, водитель маршрутных такси работает в отрыве от своего трудового коллектива, т. е. он должен самостоятельно принять необходимое решение в данной дорожной ситуации, а это также влияет на психическое состояние водителя.

Водителю, осуществляющему перевозки людей, необходимо длительное время сохранять оптимальное психическое состояние, что позволит своевременно реагировать на дорожную ситуацию и выбирать правильное решение, а иногда и единственно правильное решение

При приеме на работу водителя маршрутного такси допускаются водители, имеющие водительское удостоверение на управление транспортными средствами категории «D« и возраст не менее 21 года, стаж управления автомобилем или стаж работы в качестве водителя не менее трёх лет. Лицо, принимающее водителя на работу, чаще всего действует по интуиции. Таким образом, при приеме на работу не учитываются качества важные для надежного вождения. Практика показывает, что за рулем нередко оказываются лица, которые по тем или иным причинам не могут обеспечить безопасность движения. Также следует отметить, что отсутствует взаимосвязь между результатами расследования ДТП и компетентностью водителей из-за отсутствия методики психофизиологического анализа причин аварий.

При приеме на работу водителей желательно знать: имелись ли прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины; факты отстранения от работы при предрейсовых осмотрах из-за нетрезвого состояния. Данные социальные показания определяют включение водителей в «группу повышенного риска аварийности».

Психофизиологический отбор — выявляет лиц, психологические особенности которых не соответствуют требованиям водительской профессии. Большинство ученых считают, что водителей можно разбить на 3 группы: предрасположенные или склонные к ДТП, нейтральные или индифферентные водители, безопасные или надежные водители.

При оценке профессиональной компетенции водителей рекомендуется выявить способность к переключаемости, длительности концентрированного внимания, а также время реакции, точность. В особенности предлагается проведение психофизиологических тестов при отборе новых водителей. Так, тест «Реакция на движущий объект» служит для оценки точности движений, динамического глазомера и уравновешенности основных нервных процессов; корректурный тест Ландольта позволяет определить скорость восприятия и переработки информации. Наличие четких структурированных требований к психофизиологическим качествам водителя позволит усовершенствовать процесс оценки профессиональной пригодности водителя.

В соответствии с Правилами дорожного движения РФ водителю запрещается: пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук [2]. Но данное правило водителями часто нарушается. Водителям необходимо целенаправленно объяснять, как совмещенность действий влияет на такие психофизиологические характеристики, как внимание, скорость реакции, точность действий. По результатам проведенного учеными эксперимента, водители, отвлекающиеся во время управления автомобилем на разговоры по мобильному телефону, реагируют на дорожную ситуацию с той же скоростью, что и водители с легкой степенью опьянения. Проведенные исследования показали, что когда водитель отводит взгляд от дороги на экран мобильного устройства при скорости движения 60 километров в час он проезжает «вслепую»65 метров. Соответственно, чем выше скорость, тем больше такие «слепые» участки. Американская статистика показывает, что водители, пользующиеся сотовыми телефонами, в четыре раза чаще попадают в аварии, результатом которых становятся тяжелые травмы [3].

Количество ДТП по вине водителей можно уменьшить, если наконец-то начать учитывать психофизиологические особенности водителей, а для этого периодично проводить психофизиологические экспертизы среди водителей. Открытие психофизиологических классов по оценке состояния водителей, в которых они будут учиться концентрировать внимание, овладевать другими приемами биоуправления, позволит в дальнейшем водителю маршрутных такси и другого общественного транспорта длительно сохранять психофизиологическое состояние и соответственно наиболее качественно и быстро воспринимать информацию. В настоящее время, с целью определения наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе, используя определенные методы, проводятся предрейсовые медицинские осмотры. В обязательном порядке контролируют артериальное давление и пульс. Но в настоящее время, ни в одной организации водителей не проверяют на предмет тремора и усталости, хотя данные факторы зачастую становятся основными причинами аварий. При таких условиях работа водителя становится одним из наиболее сложных видов человеческой деятельности. Кроме того, если проводить ежедневный предрейсовый контроль времени реакции у водителя, то водитель ежедневно перед рейсом будет знать текущее (на данное время) время реакции, и он сам может себе дать рекомендации по наиболее безопасному вождению. Данный параметр, в процессе будет восприниматься также естественно, как и замер пульса, и артериального давления.

У водителей маршрутных такси должен быть полноценный отдых. Надеяться, что будут осуществляться профилактические мероприятия руководством фирм, осуществляющие коммерческие перевозки пассажиров не приходится, так как ими рассматривается приоритет бизнес — задач над безопасностью. В этом случае должны быть определены мероприятия, которые будут способствовать укреплению здоровья, в том числе и психического состояния водителей. Должны работать программы, которые позволят исключить текучесть кадров, повысить квалификацию водителей и в то же время позволят почувствовать водителю преимущество его работы, т. к. исход аварийной ситуации в подавляющем большинстве случаев зависит от действий водителя.

С целью уменьшения количества ДТП с участием маршрутных такси, необходимо со всей ответственностью отнестись к системе управления пассажирскими перевозками и оценке профессиональной компетенции водителей. Обеспечить безопасность дорожного движения необходимо не только мерами, ужесточавшие наказание за нарушение правил дорожного движения, но и использованием механизмов, поощрявших хорошую работу и повышающих престижность профессии «водитель», которая относится к опасным профессиям, а также помогающих восстановить работоспособность, надежность водителя, учет психофизиологических особенностей водителя при оценке его профессиональной пригодности позволит снизить вероятность возникновения ДТП по вине водителя.

Литература:

1.                  Статистические сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения за 2013 г. www. gibdd.ru/stat

2.                  Правила дорожного движения Российской Федерации.-М.:Эксмо, 2013.

3.                  :Журнал «За рулем» № 11,2011 статья Рассеянное вождение- офф-лайн http://www.zr.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle