Библиографическое описание:

Гикаева Ю. О. Формирование валеологической позиции школьников // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 688-690.

Здоровье человека — самая актуальная тема для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды младшего подросткового возраста.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой его пребывания, важнейшим её компонентом является именно школа. В то же время в этот период происходит наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю оставшуюся жизнь, организм ребенка наиболее чувствителен к экзогенным факторам окружающей среды.

Современные стрессовые, социальные, экологические и психические нагрузки, которые испытывает школьник, часто приводят к отклонениям в нравственном и физическом здоровье.

Теоретические подходы к решению проблем здоровья школьника содержаться в трудах В. Г. Белинского, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, Д. И. Писарева, К. Д. Ушинского. Они придавали особую значимость закаливанию воли, развитию самостоятельности личности.

В изучение проблемы здоровья подрастающего поколения немалый вклад внесли русские ученые XIX в. С. П. Боткин, И. И. Брехман, А. М. Филомафитский, заложившие основы педагогической валеологии.

В 70–80-е гг. XX в. многоплановый анализ здорового образа жизни проведен в трудах философов (А. П. Бутенко, В. Б. Капустин, М. Н. Руткевич, В. И. Столяров), социологов (В. В. Бовкун, И. М. Быховская, А. В. Лисовский, Л. Я. Рубина, П. Х. Титма), психологов и педагогов (М. Я. Виленский, В. А. Сластёнин).

К настоящему времени наиболее последовательно разработаны научные валеолого-педагогические концепции Л. Г. Татарниковой и Г. К. Зайцева. Концепция Л. Г. Татарниковой в качестве методологической научно обоснованной базы включает в себя проект российской школы здоровья и индивидуального развития, концепцию непрерывного валеологического образования (программу курса 1–11-го кл.), деятельность валеологической службы [8].

Исследования Г. К. Зайцева основаны на структурном анализе здоровья, представлениях об онтогенетическом развитии мотивационной сферы ребенка, потребностно-информационном подходе в воспитании [5].

Современная образовательная ситуация складывается таким образом, что такая отрасль валеологии как педагогическая валеология стала развиваться наиболее динамично. Остро назрела необходимость разрешения следующих противоречий, порождаемых условиями социальной жизни и существующими в современной общеобразовательной школе условиями, в которых реализуется валеологическое воспитание: а) сложившейся практикой валеологического воспитания и целями современной системы образования, в которых здоровьесбережение в целом и валеологическое воспитание рассматриваются как приоритетные направления образовательного процесса; б) субъективной ориентацией школьного педагога на единообразие ценностных ориентации в валеологическом воспитании и потребностью в становлении устойчивой валеологической позиции учащихся.

Позиция, с точки зрения С. Ю. Головина, устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляемая в соответственном поведении и поступках [1]. В нашем исследовании, валеологическая позиция — это система отношений человека к здоровью и здоровому образу жизни, включающая три взаимосвязанных компонента: валеологическую образованность, валеологическую сознательность, валеологическое поведение.

Валеологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса оказывается более эффективным у педагогов, которые используют разнообразные формы работы с детьми, используя различные интерактивные технологии, а так же такие методы, как ролевые игры и создание педагогических ситуаций, формирующих позитивное отношение к своему здоровью и сознательное желание беречь его. Наконец, в школах существует традиция проведения спортивных праздников и дней здоровья с приглашением врача-нарколога, психотерапевта, диетолога, спортсменов и др. Таким образом, валеологическое образование — это не только организованный процесс передачи валеознаний, но и организация ЗОЖ обучаемого в системе его досуга и жизни в семье, физическое развитие во внеклассной деятельности.

В процессе формирования валеологической позиции личности необходимо учитывать три основных и взаимосвязанных ее элемента: валеологическую образованность, валеологическую сознательность, валеологическое поведение [6].

Валеознания раскрывают меру отражения в общественном сознании и сознании личности поступающей извне информации о содержании здоровья и результатах его практического сохранения, способствуют развитию валеологического сознания личности, определяют ее валеологические отношения. Валеологическая образованность предполагает создание информационной среды, которая обеспечивала бы учащимся возможность познания своих физических, физиологических, психологических, социальных, нравственных, интеллектуальных особенностей, создавала условия для свободного творческого поиска, решения проблем, связанных с пониманием сущности здоровья и ЗОЖ.

Валеологическая образованность служит предпосылкой к пониманию ребенком сущности здоровья и удовлетворению потребности в реализации ЗОЖ. Важным элементом педагогического влияния на валеологическую позицию школьников должно стать целенаправленное развитие их валеосознательности в процессе обучения в школе.

Под валеологической сознательностью понимается система убеждений личности: валеологические взгляды и обусловленные ими знания-выводы. Валеологические взгляды представляют собой определенные оценки фактов и явлений образа жизни здорового человека, которые чаще всего реализуются в форме оценочных суждений. Валеологические знания-выводы формируются благодаря основным операционным и содержательным сторонам стержневых направлений ЗОЖ. Воспитательная функция валеологического сознания реализуется в чувстве ответственности обучающегося перед самим собой за свое здоровье и образ жизни. Эффективное развитие валеосознания школьников на практике должно включать в себя передачу специальных валеознаний о сущности здоровья и ЗОЖ, создание условий для глубокой заинтересованности личности в деятельности, направленной на оздоровление собственного организма, а также побуждение к раскрытию резервных возможностей человека и формирование навыков ведения ЗОЖ. Таким образом, валеологическая сознательность будет строиться на личностном отношении подростка к ЗОЖ и воплощаться в его валеопредставлениях, валеоориентациях, валеочувствах, которые закрепятся в валеоубеждениях. Результатом валеоубеждения станет валеоидеал, главный компонент которого — валеоотношения.

Валеологические ориентации в большей степени отражают личностное отношение младшего подростка к ЗОЖ, чем уровень скрытых потребностей и чувств. Валеологические ориентации обладают побудительной силой к совершению валеопоступков, так как концентрируют в себе осознанное, относительно устойчивое, эмоционально переживаемое отношение к валеологическим ценностям, которые приобрели для личности определенный жизненный смысл, особую значимость.

В системе валеологических ориентации учащихся можно выделить представления о валеоидеале и валеоубеждениях. В частности, это ориентации на соблюдение элементов ЗОЖ. В валеопредставлениях школьников фиксируется их определенное (положительное или отрицательное) отношение к происходящим в жизни явлениям и процессам, таким, как отношение к собственному организму и телу, к индивидуальным способностям управлять своими ощущениями и внутренними состояниями.

Важный компонент валеологической сознательности обучающихся — валеологические чувства, в которых они проявляют свое отношение к здоровью, образу жизни, окружающей среде. Эти чувства являются отражением личностного момента во взаимоотношениях с действительностью и выступают как сложный поисковый механизм, позволяющий подростку избирательно получать и усваивать информацию здоровьетворящего содержания, определять полезность своего поведения в социальной среде [6].

Таким образом, процесс формирования валеологической позиции школьников включает:

1.                  условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);

2.                  рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

3.                  соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка [7].

На любом из этапов валеологической педагогической деятельности педагог совершает сложнейшую многоплановую и многоцелевую работу, которая включает осуществление следующих функций:

-        диагностической (комплекс мероприятий по выявлению уровня здоровья детей — функциональные состояния и отклонения, определение сенсорного утомления и переутомления и т. п.);

-        профилактической (система мер по предупреждению заболеваний, функциональных нарушений и вредных привычек через психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, в т. ч. разработку оптимальных режимов обучения и воспитания, использование оздоровительных естественных факторов окружающей среды и специфических способов оздоровления — акустического фона, и т. п.);

-        коррекционной (меры по устранению или снижению имеющихся отклонений от нормы, т. е. индивидуальные формы взаимодействия с ребенком, позволяющие учитывать параметры его физического и психического развития и иные индивидуальные особенности, степень восприимчивости к воздействию факторов внешней среды и пр.);

-        консультативной (оказание содействия и помощи по валеологическим вопросам в конкретных случаях и ситуациях одновременно по нескольким направлениям — с учащимися, родителями, учителями).

Таким образом, согласно новым требованиям, предъявляемым самой жизнью, учитель должен быть валеологически образован, обязан владеть всем объемом информации о содержании валеологического воспитания и образования, о его формах, путях, способах и методах формирования новой личности, желающей и умеющей жить по законам мироздания, в гармонии с самим собой, с другими людьми и с окружающим миром.

Кроме того, на каждом конкретном этапе и применительно к каждой возрастной группе, каждому ребенку педагог должен уметь практически применять свои знания, т. е. владеть методологией, умениями и навыками валеологической работы, пользуясь ими творчески и избирательно.

Литература:

1.                  Головин С. Ю. Словарь практического психолога / С. Ю. Головин. — Минск.: Харвест, 2003. — 798с.

2.                  Бырдина О. Г. Позиционный подход к пониманию профессионально-ценностного самоотношения будущего педагога / О. Г. Бырдина // Молодой ученый. — 2013. № 11. — С.575–577.

3.                  Дереча И. И. Педагогическая поддержка выбора нравственных ценностей старшими школьниками // Феноменология смысла воспитания: Сборник научных статей / Под ред. М. Н. Аплетаева. Омск: ОмГПУ, 2004. С. 82–89.

4.                  Дыхан, Л. Б. Педагогическая валеология: учеб. пособие для педагогических вузов / Л. Б. Дыхан, В. С. Кукушин, А. Г. Трушкин. — М.– Ростов н/Дону: МарТ, 2005. — 527 с.

5.                  Зайцев, Г. К. Валеологический подход в школьном образовании / Г. К. Зайцев // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. — Владивосток, 1995. — 11–17 с.

6.                  Митяева А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяева.-2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. -192 с.

7.                  Сонькин В. Д. Валеологический мониторинг детей и подростков //Теория и практика физической культуры / В. Д. Сонькин, В. В. Зайцева // — 1998. — № 7. с.10–12.

8.                  Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология / Л. Г. Татарникова // СПб. 1995–350 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle