Библиографическое описание:

Козлов А. В., Турченкова Г. В. Теоретические аспекты сущности лидера в игровых видах спорта // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 846-848.

Содержание статьи представляет теоретические аспекты лидера и его влияние на успешность деятельности команды в игровых видах спорта.

Ключевые слова:волейбол, лидер, команда.

В настоящее время женская сборная по волейболу России имеет огромный успех не только в технической и тактической игре, но и в психоэмоциональной борьбе между командами. Многие ведущие тренера и специалисты отводят в этом большую заслугу правильно подобранному лидеру команды. Очевидно, что необходимость совместной и согласованной, подчиненной одной общей цели деятельности спортсменов выдвигает потребность в умелом руководстве командой. Поэтому лидером должен быть такой человек, которому будут подчиняться все игроки без исключения. Однако проведённый нами анализ выступлений студенческих женских команд по волейболу региональных вузов выявил, что работа тренера по формированию лидерских качеств имеет ряд трудностей. В частности мало сведений для тренера по воспитательной и психологической работе со спортсменками студенческого возраста, формированию их личностных качеств, становлению эффективного лидера, формального и неформального менеджера женской команды [2; 4].

Полагаем, что разрешить представленную выше проблему возможно при помощи изучения и представления научных работ по формированию лидерских качеств спортсменов, исходя из современных требований спортивной подготовки. Означенное проблемное направление послужило нам в постановке цели исследования: раскрыть теоретические аспекты сущности личностных качеств лидера в игровых видах спорта.

Анализ методической литературы позволил нам обозначить следующие современные взгляды на лидерство. Спортивная команда выступает не только как объект управления, но и как субъект деятельности. В этом качестве команда может выступать, если она будет внутренне организована и обладать определенной степенью интеграции. В этой связи, важны и актуальны сведения о том, как социальная группа организуется, кто берет на себя функции руководства, и насколько они эффективны. В результате самоорганизации в группе устанавливаются отношения доминирования и подчинения, влияния и следования. Эти отношения и характеризуют лидерство. Само явление лидерства заключается в том, что в системе межличностных отношений выдвигается один из ее членов, который берет на себя функции управления.

Необходимость совместной и согласованной, подчиненной одной общей цели деятельности спортсменов выдвигает потребность в руководстве командой. Руководителем или лидером должен быть человек, которому будут подчиняться другие члены команды (ведомые). В группе, выполняющей общую задачу, наличие лидера обеспечивает успех деятельности, отсутствие лидера обрекает действия группы на неудачу [4].

Лидер — это член малой социальной группы, выдвигаемый в результате взаимодействия ее членов в определенной ситуации, способствующий организации группы и управлению ею при достижении поставленной цели [1].

Лидеры, обладают определенными физическими качествами, которых не имеют ведомые. Например, лидеры несколько выше, агрессивнее и сильнее, чем обычные спортсмены. Было также установлено, что лидерство скорее зависит от случая, нежели от установленных психологических или социальных параметров. Стоит индивиду в чем-то проявить себя лидером, то на него и в других ситуациях будут смотреть как на лидера [4].

Ф. Фидлер всех лидеров делит на 2 группы: деловых и эмоциональных [3]. Дадим краткую характеристику обоих типов лидерства по мнению этого учёного. Так, деловые лидеры имеют следующие преимущества: целенаправленность; низкую коммуникабельность; быстрое решение поставленных задач. Вместе с этим, у такого лидера есть и недостатки: может повысить уровень тревожности у некоторых членов группы; в жертву целесообразности приносит уверенность и спокойствие членов группы; не эффективен в стрессовых ситуациях; не удовлетворяет потребности других во вторичном лидерстве. Эмоциональный лидер имеет такие преимущества, как: может контролировать эмоциональный фон в стрессовых ситуациях; лучше работает с людьми, неуверенными в себе; дает право выбора решений команде. К недостаткам ученый относит: не придает большого значения успешному решению задачи; менее эффективен там, где лидер должен обладать большим влиянием. Деловые и эмоциональные типы лидерства возникают на базе различной направленности личности: деловой, личностной и общественной: деловой направленности спортсменов соответствует деловое лидерство, личностной и общественной направленности — эмоциональное лидерство [3].

Другой психолог, Л. С. Вечер выделяет некоторые качества и умения, которыми должен обладать успешный лидер: дальновидность — умение установить цели деятельности и объяснить другим их смысл; рассудительность — быстрота, оперативность принятия управленческого решения, сбор и обработку информации; умение правильно оценить личностные качества своих товарищей и эффективно использовать их в деятельности; энергичность — обладание высоким уровнем психо-эмоциональной выносливостью; решительность — умения принять на себя весь возможный риск; справедливость — умение выстраивать честные отношения с товарищами; безжалостность — умение быть принципиальном при принятии управленческого решения; самопознание — умение оценить свои достоинства и недостатки, извлечь уроки, как из успехов, так и из неудач [1].

Ученый-психолог Р. С. Уэнберг в свою очередь утверждает, что хотя не существует определенного «набора» характеристик, обеспечивающего становление лидера, тем не менее, преуспевающим лидерам присущи такие характеристики как: интеллект, настойчивость, эмпатия, внутренняя мотивация, гибкость, амбициозность, уверенность в своих силах, оптимизм [5].

В 1948 году Стогдилл сделал комплексный обзор исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Однако Стогдилл также отметил, что в разных ситуациях эффективные руководители обнаруживали разные личные качества. Затем он сделал вывод, с которым согласились бы сегодняшние ученые-бихевиористы, что «человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств» [6].

Вывод, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных руководителей, часто приводится в качестве доказательства того, что эффективность руководства имеет ситуационный характер. Однако сам Стогдилл считает, что его точка зрения недостаточно оттеняет личностную природу лидерства. Он утверждает, что имеются веские доказательства в пользу того, что в разных ситуациях требуются различные способности и качества. Хотя, он и не призывает вернуться к подходу к руководству с позиции личных качеств, Стогдилл заключает, что «структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных» [6].

Другой ученый, Дэйл Нэлсон, исследовал (1967) природу лидерства в командах с непосредственным взаимодействием. Отобрав игроков и тренеров из тридцати одной лучшей баскетбольной школьной команды, он выявил сначала, кто из них демонстрировал типично лидерское поведение, а кто нет. Тренерам и игрокам был предложен опросник типа «угадай, кто это» с просьбой оценить остальных игроков команды по двадцати вопросам, характеризующим поведение лидера. После этого испытуемые выполнили два теста, чтобы определить, есть ли различия в личностных характеристиках между группами лидеров и ведомых. Нэлсон установил, что эти группы отличались одна от другой по 5 из 16 личностных факторов, выявленных с помощью тестов. Лидеры проявляли больший интерес к людям, были более доступными, эмоционально зрелыми, экстравертированными и предприимчивыми и не в такой мере, как робкие и скромные ведомые, были склонны воспринимать угрозу извне [6].

В заключение рассмотрения феномена лидерства, следует отметить, что все взаимоотношения в женской команде формируются с учетом статуса, который имеет каждый его член. Они характеризуются прочностью только там, где участвующие в общении лица имеют примерно одинаковый статус. Отношения, складывающиеся в женских спортивных командах, не бывают незыблемыми, раз и навсегда устоявшимися. Они находятся постоянно в динамике, непрерывно меняются. Поэтому лидер команды должен постоянно следить за динамикой отношений, улавливать повышение конфликтности, психологической напряженности и принимать соответствующие меры.

Но есть и родительские отношения между лидером и командой, так Рыжонкин А. В. говорил: «Я наблюдал одну женскую команду мастеров по волейболу, лидером которой была великовозрастная спортсменка, уже два года не участвовавшая ни в одной официальной игре команды. На мой вопрос, зачем тренер ее держит в составе команды, тот сказал, что она выполняет в команде роль матери и что без нее команда, состоящая из молодых волейболисток, развалится» [7].

Конечно, идеальными являются случаи, когда спортсмен имеет авторитет и как специалист, и как человек. Здесь многое зависит от того, как себя ведет со своими партнерами по команде игровой лидер. Практика показывает, что совмещение всех функций лидера в одном человеке бывает редко, особенно в женских командах, как показывает пример Рыжонкина А. В. Авторитет можно рассматривать по двум параметрам: деловые качества (человек как специалист) и эмоциональные качества (человек как личность). Видно, что из большинства случаев авторитеты по спортивным и личностным качествам сочетаются, однако бывают и расхождения. Поэтому лидерами-капитанами могут быть и не самые сильные игроки в команде [7].

Выводы: успешность руководства женской спортивной командой зависит как от личных качеств лидера, так и от конкретной ситуации. Необходимо постоянно следить за динамикой отношений, улавливать повышение конфликтности, психологической напряженности.

Литература:

1.                         Вечер, Л. С. Поведение руководителя / Л. С. Вечер. — Мн.: Новое знание, 2000. 208 с.

2.                         Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Мартьянов, Б. И. Мартьянов. — М.:AKADEMIA, 2000. 143 с.

3.                         Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия. — СПб.: Питер, 2002. 240 с.

4.                         Топышев, О. П. Теория и практика лидерства в спортивной команде / О. П. Топышев // Сборник трудов ученых РГАФК. — М. — 2000. 149 с.

5.                         Уэйнберг, Р. Основа психологии спорта и физической культуры / Р. Уэйнберг, Д. Гоулд. — М.: [б.и.], 2001. 169 с.

6.                         Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена / Предисл. А. В. Родионова. — М.: Физкультура и спорт, 1979. 224 с.

7.                         Рыжонкин А. В. О соотношении положения спортсмена в команде и характера проявления некото-х личностных особенностей: Тезисы докладов VII Всесоюзной конференции «Психология физи­ческого воспитания и спорта». М., 1973. Ч. 2. 153 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle