Политическое манипулирование: суть и механизмы защиты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 06.05.2014

Статья просмотрена: 8170 раз

Библиографическое описание:

Житникова, Т. А. Политическое манипулирование: суть и механизмы защиты / Т. А. Житникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 620-623. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10729/ (дата обращения: 19.04.2024).

В данной статье рассматривается процесс политического манипулирования, определяются характерные признаки политического манипулирования, анализируются вербальные и невербальные составляющие политического манипулирования, а также рассматриваются механизмы защиты от политического манипулирования.

Ключевые слова:манипулирование, политическое манипулирование, признаки манипулирования, СМИ, невербальное манипулирование, защита от политического манипулирования.

С момента провозглашения независимости в Украине произошли заметные изменения в сторону формирования нового демократического общества. Субъекты политики (государство, партии, СМИ), кроме информирования, просветительства и вовлечения граждан в политический процесс, все активнее осваивают методы и технологии скрытого управления массовым сознанием и поведением граждан. В наши дни человек перегружен информацией. Возникновение и развитие компьютерной техники, появление сети Интернет, наличие большого числа коммуникативно-информационных средств (радио, телевидение, мобильная связь) приводит к интенсивному движению информационных потоков. СМИ беспрерывно создают определенное информационное напряжение в обществе по тому или другому вопросу. Все события в стране и мире происходят так быстро, что времени на обдумывание и принятие важных решений практически не остается. Все это создает почти идеальные условия для политического манипулирования. Именно поэтому важными становятся не только проблемы определения и распознания манипулирования, но и механизмы защиты от него.

Целесообразно выделить несколько аспектов, которыми обусловлена необходимость исследования проблемы политического манипулирования. Во-первых, необходимо учитывать специфику манипулирования, как скрытого механизма активного воздействия на сознание объекта. Во-вторых, в современном обществе произошли изменения в самом процессе общения, в результате которых человек перестает быть ценностью и превращается в объект, подвергающийся манипулятивному воздействию. Манипулирование вообще и политическое манипулирование в частности превращается в оружие нового тысячелетия. И, чтобы не превратиться в марионетку в руках политиков, человеку придется научиться не только распознавать этот мощный вид воздействия, но и овладеть приемами защиты от него и противодействия ему.

Изучением феномена манипулирования занимались такие исследователи как Г. Франке, Е. Гофман, Э. Шостром, В. М. Герасимов, Г. В. Грачев, И. К. Мельник, О. Д. Бойко и другие. Рассматривая разные подходы к определению понятия манипулирование, можно обозначить характерные признаки этого явления. Во-первых, это вид психологического и духовного воздействия, в отличие от физического насилия или угрозы насилия. Мишенью действий манипулятора является психика личности. Г.Франке определяет манипуляцию как психологическое воздействие, которое осуществляется тайно и во вред тем, на кого оно направлено [1, с.24].

Во-вторых, манипулирование — это скрытое влияние, факт осуществления которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как утверждает Г.Шиллер, «для достижения успеха манипулирование должно оставаться незамеченным. Успех манипулирования гарантирован тогда, когда объект манипулирования уверен, что все происходящее естественно и неминуемо. Для манипулирования необходима ложная реальность, в которой присутствие манипулятора не будет замечено» [2, с. 187]. Когда попытка манипулирования очевидна и разоблачение неминуемо, акция обычно прекращается. Ибо очевидный факт такой попытки наносит манипулятору значительный ущерб. Еще более тщательно скрывается цель манипулирования — скрывается так, чтоб даже раскрытие факта попытки манипулирования не привело к раскрытию намерений.

В-третьих, манипулирование — это влияние, для которого требуются знания и мастерство. Если говорить об общественном сознании и политике, по крайней мере в масштабах данной местности, то, как правило, к разработке акций привлекаются специалисты.

В четвертых, манипулирование присутствует лишь там, где есть свобода выбора или хотя бы формальная возможность альтернативных действий. В этом случае, по словам Н.Лимнатиса, манипулируемый не осознает манипулятивное воздействие. Наоборот, видимость свободы усиливает влияние манипулятора [3, с. 14].

Таким образом, опираясь на эти характерные признаки манипулирования, политическое манипулирование можно определить как ряд действий, направленных на скрытое управление политическим выбором граждан.

В политической жизни большую роль играю коммуникативные процессы, которые придают смысл процессу политическому, увязывают между собой политических игроков и институты, обеспечивают логическую последовательность политических событий. Успех политика зависит от умелого использования механизмов политической коммуникации. Сегодня это самый распространенный и, по-видимому, самый эффективный инструмент политического влияния, поскольку ведет массы к добровольному и часто неосознанному подчинению лидерам.

В постиндустриальном обществе знание и владение информацией становится решающим фактором управления обществом, отодвигая на второй план влияние денег и государственный пресс. Интересной особенностью этого процесса является вытеснение силовых средств воздействия информационно-интелектуальными. При этом политическое государственно-административное принуждение заменятся информационным и психологическим влиянием. Основным каналом социальной коммуникации, с помощью которого манипуляторы влияют на свои объекты, являются средства массовой информации. В управлении современным обществом СМИ играют решающую роль. Они не только обеспечивают получение сигналов от органов центральной власти, но и осуществляю так называемую «обратную связь», которая необходима для оценки последствий того или иного решения и его эффективности. Как отмечает С. Кара-Мурза, СМИ стали основным инструментом распространения сообщений, которые влияют на общественное сознание. СМИ сегодня — инструмент идеологии, а не информации, «главное в их сообщениях — идеи, внедряемые в наше сознание контрабандой». СМИ нацелены не столько на передачу информации, сколько на распространение определенных мыслей и, как следствие, формирование общественных взглядов [4, с. 174].

С того момента, как СМИ и, в первую очередь, телевидение, превратились в неотъемлемую часть политического дискурса, этот социальный механизм информирования превратился в один из основных политических институтов. Отсутствие политического нейтралитета, непосредственное и систематическое общение с рядовыми гражданами сделало их такими же основополагающими институтами социализации, как семья, церковь или система образования [5, с. 402]. Характеризуя СМИ, как неотъемлемый элемент политического манипулирования, стоит выделить несколько основных характеристик: публичность, неограниченный круг потребителей, наличие специальной аппаратуры для передачи информации, а так же непрямое, распределенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникативных партнеров. Одностороннее взаимодействие коммуникатора и реципиента, невозможность поменять их местами. Переменчивый характер аудитории, которая возникает случайно в результате общего интереса, возникающего к той или иной программе, передаче или статье.

Владея монополией на информацию, т. е. основным материалом, с помощью которого осуществляется манипулятивное воздействие, СМИ создают приоритетность событий, формируют общественные мысли о том или ином событии, о людях или явлениях. Особенно актуальной эта проблема становится тогда, когда темпы развития информационных и политических технологий значительно опережают развитие законодательной базы в области информационной политики, которая бы ограничивала возможности применения СМИ в манипулятивных целях. Наряду со средствами массовой информации следует выделить еще один элемент политической коммуникации, который широко применяется в политическом манипулировании. Речь идет о невербальной коммуникации, которая представляет собой базовую форму передачи информации о одного человека к другому или к группе людей, и является важным способом общения и взаимодействия. Невербальная коммуникация осуществляется в процессе разговорного общения параллельно с вербальной, и создает дополнительный информационный канал в системе общения. Довольно часто происходит так, что невербальный контакт становится основным источником информации, важнейшей частью общения, поскольку именно его специфические способы могут быть более информативными, чем слова. Поэтому в политике так активно используется невербальное манипулирование. Суть невербального политического манипулирования кроется в применении языка тела (поз, жестов, мимики) для воздействия на сознание личности (группы людей) с целью достижения желаемого результата — завоевания, удержания и использования власти [6, с. 243]. В структуре коммуникативного акта невербальный канал самый сильный. Фактически с его помощью передают основную информацию при общении. Кроме того, он является наиболее достоверным и адекватным, поскольку значительная часть невербальных реакций обусловлена и определена действием подсознания, что раскрывает тайные намерения собеседника.

Наряду с распознаванием манипулирования, выявлением его основных черт, определением места и роли вербальных и невербальных средств манипулирования, возможно важнейшей в наше время становится проблема защиты от политического манипулирования. Эту защиту О. Д. Бойко определяет как систему действий, направленных на ликвидацию или сведение к минимуму негативных переживаний и возможных потерь, которые могут травмировать или навредить личности [7, с. 382]. Специфика защиты от политического манипулирования состоит в защите прав личности (или общества в целом) на свободное волеизъявление в отношении существующего политического режима, действующих политических сил или любых других политических вопросов.

Можно выделить четыре уровня защиты от политического манипулирования:

1.      Защита целостности личности.

2.      Поддержание позитивного Я-образа в межличностном взаимодействии.

3.      Защита целостности группы как ответ на угрозу распада.

4.      Защита целостности группы от разрушительных факторов межгрупповых взаимодействий.

В зависимости от характера защитных действий, защита от манипулирования делится на неосознанную и сознательную.

Неосознанная защита от политического манипулирования базируется на использовании защитных механизмов психики. То есть, механизмов, обеспечивающих устранение или минимизацию негативных переживаний, травмирующих личность, ее самооценку, образ своего Я. Защитные механизмы психики действуют незаметно, на уровне подсознания. Поэтому человек не осознает причину, мотивы, цели и даже факта своего защитного поведения в отношении определенного явления, объекта или события. Можно выделить несколько основных механизмов защиты психики: возражение, вытеснение, рационализация, интеллектуализация, и т. д.

На межличностном уровне психологическая защита от манипулирования направлена на поддержание позитивного образа Я субъекта, а на межгрупповом — на сохранение позитивного МЫ образа. Эффект направленного на группу политического манипулирования может касаться внешних (ликвидация группы, дискредитация результатов работы группы и др.) и внутренних (распад, конфликты, неуправляемость деятельности и др.) аспектов ее существования. Цель групповой психологической защиты состоит в ликвидации угрозы социальной идентичности индивидуума путем сохранения существования группы, как целостного и самостоятельного субъекта межгруппового взаимодействия.

Стратегии психологической защиты реализуются благодаря использованию групповых защитных механизмов, призванных стабилизировать ситуацию в группе. Ключевыми среди них будут групповое табу, создание иллюзии неуязвимости, единомыслия, коллективная рационализация, групповые ритуалы и пр. Эффективность групповой психологической защиты зависит от сплоченности коллектива, качества управления, процедур поиска и оценки альтернатив, наличия привычных, устоявшихся и четких социальных норм поведения. В сознательной защите от политического манипулирования первым ее этапом будет выявление и распознание самого факта манипулирования. Первым и главным шагом при этом будет понимание того, что вы находитесь под психологическим воздействием. До тех пор, пока человек не понимает, что им манипулируют, он не может осуществить никаких защитных действий. В тот момент, когда человек понял, что на него каким-то образом пытаются влиять, ряд защитных механизмов включается автоматически. Признаком того, что человеком манипулируют, может служить ощущение неудобства и внутренней борьбы. Человек не хочет, но вынужден что-то делать или говорить, что бы хорошо выглядеть. На этом этапе важен мониторинг эмоций, то есть, слежение за их динамикой. Так можно выявить манипулирование в самом его начале. Распространены эмоциональный дисбаланс, странность эмоций, их повторяемость. Как правило, об использовании манипулятивных технологий свидетельствуют изменения в ситуациях взаимодействия и изменения в поведении адресата манипулятивных действий. Сознательная защита может быть пассивной, когда собственные спонтанные реакции на манипулятивные действия придерживаются с целью сбить темп и получить время для анализа ситуации. Активная защита предполагает разоблачение манипулятивных действий и нанесение удара в ответ. Защита может быть комплексной, когда пассивная фаза сменяется активной.

Таким образом, защита от политического манипулирования может осуществляться на разных уровнях и в разных формах. Каждый человек отдает предпочтение определенным формам и методам защиты от манипулирования, которые становятся неотъемлемой частью его индивидуального стиля борьбы с трудностями, внешним влиянием и угрозами. Это по большей части полуавтоматическое использование определенного вида защиты или набора защитных действий, результат сложных взаимодействий врожденного темперамента, природы пережитых в детстве стрессов, а так же усвоенных ранее форм и методов защиты, примером которых служили родители или другие авторитетные личности.

Защита от манипулирования требует постоянного и четкого сохранения в сознании собственных интересов. В манипулировании используется игра на эмоциях и чувствах людей. Поэтому эмоциональный самоконтроль является одним из важнейших механизмов защиты. Важно, что бы решения принимались осознанно — не сердцем, а разумом. За редким исключением, когда у человека хорошо развита интуиция. Критические замечания, негативная оценка, юмор по отношению к действиям манипулятора существенно ослабляют манипуляцию и даже сводят ее на нет. Еще одним действенным способом защиты является игнорирование. Информация просто пропускается мимо ушей.

Литература:

1.         Бойко О. Д. Анатомия политического манипулирования. Нежин, 2007.

2.         Шилер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.

3.         Лимнатис Н. Манипулирование: сущность, проявление, пути снятия. М., 2000.

4.         Кара-Мура С. Манипулирование сознанием. К., 2003.

5.         Соловьев А. Политология: политическая теория. Политические технологии. М., 2001.

6.         Бойко О. Д. Анатомия политического манипулирования. Нежин, 2007.

7.         Там же.

Основные термины (генерируются автоматически): политическое манипулирование, манипулирование, механизм защиты, СМИ, групповая психологическая защита, массовая информация, невербальная коммуникация, невербальное манипулирование, общественное сознание, политическая коммуникация.


Ключевые слова

СМИ, манипулирование, политическое манипулирование, признаки манипулирования, невербальное манипулирование, защита от политического манипулирования., защита от политического манипулирования

Похожие статьи

Методы манипуляции массовым сознанием | Статья в сборнике...

Методы манипуляции массовым сознанием. Автор: Каюмова Мохларойим Ильхомовна. Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Глобализация информационных процессов, развитие и усиление влияния средств массовой информации на сознание людей...

Манипуляция сознанием в массовой культуре

В большинстве своем этому способствуют средства массовой информации. Ведь именно СМИ — основной источник информации для современных людей, и поэтому превратились в основной инструмент манипулирования человеческим сознанием.

Манипулятивные технологии в современном информационном...

Основным по силе воздействия на массовое сознание в то время был такой вид передачи информации как радио.

Обычно, термин «манипулирование» семантически воспринимается отрицательно и ассоциируется с нарушением прав личности, нанесением ущерба сознанию...

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ), лингвистические

Однако помимо этого существует множество невербальных средств воздействия, связанных, прежде

Колодкин Б. В. Манипулирование массовым сознанием...

Ссылка на мнение авторитета как один из приемов манипуляции...

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Манипулятивное воздействие средств массовой информации усиливается с каждым днем.

Авторитетом выступает эксперт, важная политическая фигура, знаменитость, видный деятель науки или культуры, имя...

Проблема манипуляции массовым сознанием как фактор...

Массовая информация лежит в основе процесса массовой коммуникации.

Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и

Манипулирование позволяет погрузить аудиторию в состояние иллюзорности, ведь само...

Значение невербальной коммуникации в политической сфере

Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах.

Например, образ российского лидера и американского воспринимается неодинаково в массовом сознании граждан.

Методы психологического воздействия в сфере масс-медиа

В статье ставится задача рассмотреть аспекты психологического воздействия средств массовых коммуникаций на человека.

Итак, манипулирование сознанием — это навязывание объекту восприятия информации каких-либо идей, установок, мотивов...

Современные манипулятивные приемы | Статья в журнале...

Попытки раскрыть влияние PR-коммуникации на массовое сознание были предприняты во

По мнению доктора философии Герасимова В.М.: «Манипулирование общественным

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. – М., 1996.

Похожие статьи

Методы манипуляции массовым сознанием | Статья в сборнике...

Методы манипуляции массовым сознанием. Автор: Каюмова Мохларойим Ильхомовна. Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Глобализация информационных процессов, развитие и усиление влияния средств массовой информации на сознание людей...

Манипуляция сознанием в массовой культуре

В большинстве своем этому способствуют средства массовой информации. Ведь именно СМИ — основной источник информации для современных людей, и поэтому превратились в основной инструмент манипулирования человеческим сознанием.

Манипулятивные технологии в современном информационном...

Основным по силе воздействия на массовое сознание в то время был такой вид передачи информации как радио.

Обычно, термин «манипулирование» семантически воспринимается отрицательно и ассоциируется с нарушением прав личности, нанесением ущерба сознанию...

Средства воздействия СМИ на общественное сознание...

Ключевые слова: общественное сознание, манипуляция, средства массовой информации (СМИ), лингвистические

Однако помимо этого существует множество невербальных средств воздействия, связанных, прежде

Колодкин Б. В. Манипулирование массовым сознанием...

Ссылка на мнение авторитета как один из приемов манипуляции...

Рубрика: 6. Массовая коммуникация, журналистика, СМИ.

Манипулятивное воздействие средств массовой информации усиливается с каждым днем.

Авторитетом выступает эксперт, важная политическая фигура, знаменитость, видный деятель науки или культуры, имя...

Проблема манипуляции массовым сознанием как фактор...

Массовая информация лежит в основе процесса массовой коммуникации.

Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и

Манипулирование позволяет погрузить аудиторию в состояние иллюзорности, ведь само...

Значение невербальной коммуникации в политической сфере

Невербальные средства коммуникации выражаются в одежде, прическе, мимике, позе, окружающих человека предметах.

Например, образ российского лидера и американского воспринимается неодинаково в массовом сознании граждан.

Методы психологического воздействия в сфере масс-медиа

В статье ставится задача рассмотреть аспекты психологического воздействия средств массовых коммуникаций на человека.

Итак, манипулирование сознанием — это навязывание объекту восприятия информации каких-либо идей, установок, мотивов...

Современные манипулятивные приемы | Статья в журнале...

Попытки раскрыть влияние PR-коммуникации на массовое сознание были предприняты во

По мнению доктора философии Герасимова В.М.: «Манипулирование общественным

2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы и защита. – М., 1996.

Задать вопрос