Синтез функционально-пространственных и колористических решений в проекте общественного центра «Карьера» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 03.05.2014

Статья просмотрена: 247 раз

Библиографическое описание:

Панина, Т. Ю. Синтез функционально-пространственных и колористических решений в проекте общественного центра «Карьера» / Т. Ю. Панина, Н. В. Анисимов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 886-888. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10722/ (дата обращения: 20.04.2024).

В общественных зданиях особенно ярко проявляются многообразие и сложность всех компонентов, из которых формируется объемно-пространственная структура здания. Бесконечное разнообразие функциональных процессов, проходящих в общественных зданиях различного назначения, определяет неповторимость их структур. План любого здания является результатом решения сложных внутренних связей помещений, обусловленных общественными процессами, происходящими в нем. При этом во многих зданиях одновременно осуществляется не один, а несколько функциональных процессов, которые могут протекать параллельно или раздельно с последующим пересечением.

Общественные здания предназначены для временного пребывания людей в связи с осуществлением в них различных и многообразных функциональных процессов отдыха, быта и труда — обучение, спорт, развлечения, зрелища, питания, медицинское обслуживание, торговля, управление и т. п. Все эти социальные и биологические процессы требуют соответствующих условий для реализации. Успешному функционированию внутренней среды зданий способствуют их особенная пространственная организация и проведение специальных мероприятий по защите жизненного пространства и самого человека от неблагоприятного воздействия климата. [1, с.4]

Поэтому организация пространства является основной важной задачей при решении объемно-планировочной структуры. В связи с функциями, протекающими в общественном здании необходимо предусмотреть и цветовое решение интерьеров, которое также может способствовать улучшению качества выполняемых задач. Использование цвета в проектных решениях современных средовых комплексах связано с его важнейшими психологическими и эстетическими свойствами.

Цвет — древнейшая реальность человеческого бытия. Многообразие этой реальности издавна осваивалось и усваивалось теорией и практикой человеческого опыта, превращая тайны мира цвета в знания о нем. [2, с.5] Исследованиями цвета занимались многие ученые. Широко известно учение Гете о цвете, в частности, его «цветовой круг», ставший ключом к разгадке тайны цвета, инструментом его практического освоения в руках художника, архитектора, а сегодня и дизайнера. [3, с. 198–199]

Восприятие цвета — сложный психофизический процесс воздействия электромагнитного излучения различных частот на зрительный аппарат человека. На возникновение у человека цветового ощущение влияют такие факторы, как опыт наблюдателя, зрительная память и другие элементы восприятие [4, с.45] Установлено, что некоторые цвета солнечного спектра, так называемые теплые тона — красные, оранжевые, желтые — действуют на человека возбуждающе и при их избытке может наступить общее утомление. Другие, так называемые холодные тона — синие, голубые, зеленые — напротив, успокаивают, уменьшают утомляемость глаз. Желтый и светлый желто-зеленый цвета вызывают ощущение чего-то легкого и, наоборот, темные тона фиолетово-синего цвета — чего-то тяжелого. Эти особенности восприятия цвета человеком используют в своей работе дизайнеры при создании как отдельных элементов предметно-пространственной среды, так и при формировании в целом.

Цвет, как один из важнейших компонентов среды обитания человека, в проектной практике организуется в соответствии с конкретными условиями и учетом психофизиологии, психологии и эстетики. Задачи, решаемые с помощью цвета, можно разделить на три группы:

-        цвет как фактор психофизиологического комфорта;

-        цвет как фактор эмоционально-эстетического воздействия;

-        цвет в системе средств визуальной информации.

При организации производственной среды в классификации факторов и задач можно выделить следующие подгруппы.

Участие цвета в создании психофизиологического комфорта:

-        создание комфортных условий для определенной зрительной работы (оптимальное освещение, использование физиологически оптимальных цветов и т. д.);

-        создание комфортных условий для функционирования организма (в т. ч. компенсация с помощью цвета неблагоприятных воздействий трудового процесса, климатических и микроклиматических условий).

Задачи второй группы (эстетические аспекты цвета), не отделимые от проблем первой, подразделяются на самостоятельное эстетическое воздействие цвета и цветовых гармоний на человека, а также использование цвета как средства композиции (увязка цветового решения с объемно-пространственной композицией, интерьером в целом и т. д.).

Кроме того, цвет участвует в организации системы средств производственной информации:

-        информация об особенностях техники безопасности (с учетом четкого разграничения знаков и цветов по функциям);

-        информация о технологии и процессе труда, облегчение ориентации в производственном оборудовании;

-        информация об организации производства и улучшении ориентации в производственной среде в целом.

Использование цвета как фактора психофизиологического воздействия основывается, в частности, на цветовых ассоциациях и предпочтениях. Однако следует помнить, что эти данные ориентировочны и могут меняться с изменением чистоты цвета, сочетания цветов, условий освещения и других параметров конкретной проектной ситуации. Основные характеристики светоцветового решения выбираются также с учетом таких психофизиологических особенностей людей, для которых предназначается среда или объект, как возраст, пол, профессия, национальность и пр. [5, с.198–199]

Объемно-пространственная структура центра «Карьера» является сложной и вместе с тем разнообразной, т. к. в нем протекают сложные и важные социальные процессы. Архитектурное решение этого объекта подчеркнуто современно, а в оформлении интерьера реализовано сразу два подхода. В офисной и общественной части комплекса сделана ставка на комфорт, энергичность и респектабельность интерьера, а в решении учебной зоны и некоторых зонах офисов на 1\3 применена новая концепция называется «non-territorial office» (дословно: «нетерриториальный офис»).

Идея такова: заменить старые фиксированные рабочие и учебные места и кабинеты открытым размеченным пространством, в котором помещаются гибкие рабочие зоны, используемые сотрудниками и посетителями в зависимости от их потребностей. В таком случае должны быть изолированные зоны для сосредоточенной работы, требующей уединения, пространство для неформального общения в коридоре, классический зал открытой планировки и акустически герметичный конференц-зал. Главная особенность такого решения заключается в следующем: зоны для общения и совместной работы занимают около одной трети пространства, а площадь «классических» служебных помещений все же превалирует.

Такая планировка не только отличается приятным разнообразием, но и предоставляет сотрудникам возможность выбора. Во-первых, в ходе работы людям часто приходится выполнять разные задачи, а во-вторых, смена обстановки может изменить общий настрой человека. Иногда хочется поработать в группе, а иногда — отгородиться от всех и спокойно подумать. Планировка и мебель рабочего и учебного помещения должны по возможности отвечать всем нуждам и запросам, как сотрудника центра, так и посетителям.

Все помещения комплекса, включая зоны работы с клиентами с первого по третий этаж, столовую, учебную и офисную часть, оформлены в подчеркнуто современном ключе. Причем важно подчеркнуть, что эти три части здания — общественная, учебная и офисная — отнюдь не противопоставлены друг другу, наоборот, верхние этажи подхватывают и развивают заявленную тему натуральных материалов и палитру главного вестибюля, выдержанную в кремово-бежевых и светло-зеленых тонах. В интерьере ставка сделана на комфорт и рациональность рабочих зон, что, без сомнения, является залогом настоящего и будущего успеха работы центра. Третьему этажу центра присуще хорошее освещение благодаря достаточному количеству солнечных лучей, проходящих через большую часть остекления этажа, поэтому его цвета более насыщенные, чем на первых двух этажах. Второй этаж отличается своей цветовой гаммой, в нем преобладают песочные, коричневые, белые и серые цвета. Первый этаж решен в более светлой гамме нейтральных цветов с выявлением важных зон, решенных с помощью ярких акцентов.

В офисной зоне использованы столы, перегородки и шкафы, то фойе и комнаты для совместной работы оборудованы мягкой мебелью и письменными столами. Конференц-залы, где нередко проводятся мастер-классы ведущих специалистов разных областей, оборудованы шумоизолирующими панелями и обставлены удобной мягкой мебелью. Здесь более прохладная атмосфера, которая помогает сосредоточиться даже в относительно шумной среде — за счет строгости и сдержанности обстановки. Шкафы, имеющие высоту, составляющую около ¾ человеческого роста, (некоторые — даже со встроенными горшками для растений) создают атмосферу защищенности и уединения для тех, кто работает за ними, в то время как взгляд идущих по офису людей не упирается в глухие стены: они видят офис целиком. Эффективность работы офиса обеспечивается, в том числе, и грамотной организацией труда, неотъемлемая составляющая которой — меблировка офиса. Важно, чтобы офисная мебель составляла систему, способную ответить на все вопросы организации пространства, решить все планировочные задачи. Существует не малое количество офисного оборудования, которое отвечает любым поставленным задачам. Мебель центра «Карьера» должно представлять собой элегантное сочетание акцентированной каркасной системы и простой и четкой геометрии. Цветовое решение мебели и оборудования должно гармонично сочетаться с помещениями, поэтому ему характерны бежевые, белые, оранжевые, черные, серые цвета, а также сложные оттенки красного. Едва уловимая смена оттенков напольных покрытий (от светло-серого к более темному) служит той же цели — то есть, проводит четкую линию между открытыми и «тихими» зонами. Делается упор на разницу восприятия стоящего и сидящего человека. Сотрудники могут общаться не только в конференц-залах, которые спроектированы специально для этого, но и в служебных помещениях. Таким образом, возможности общения в этом офисе практически неограниченны.

Дизайн и меблировка помещений, дополненные современными технологиями, помогут сотрудникам работать с удовольствием на своем рабочем месте: здесь они могут и сосредоточиться, и эффективно провести переговоры, и вместе отдохнуть во время перерывов. А посетители центра почувствуют себя надежно и уверенно в центре благодаря грамотной работе сотрудников и правильно организованному пространству. А как известно, организация пространства — наиболее недооцененный (и наиболее эффективный) инструмент управления, позволяющий спровоцировать культурные перемены, ускорить выполнение инновационных проектов и способствовать процессу обучения посетителей центра.

При решении группы композиционных задач дизайнеру необходимо выявить и подчеркнуть за счет логики все средства, в том числе и цвета объемно-пространственной структуры, однако важно, и создание психологического комфорта в созданной среде и пренебрежение одним из факторов грозит неблагоприятные последствия.

Литература:

1.                 В. Ф. Фомина, Н. В. Сидоров. Конструкции общественных зданий.: Учебное пособие.-Ульяновск: УлГТУ, 2005.-85с.

2.                 Г. Фрилинг, К.Ауэр. Человек — Цвет — Пространство. Пер. с нем. — М.: Стройиздат, 1973. -141 с., илл.

3.                 С.Михайлов, Л.Кулеева. Основы дизайна: Учебник по специальности 2902.00 «Дизайн архитектурной среды» — Казань: «Новое Знание», 1999. — 240 с., илл.

4.                 А.Ефимов. Формообразующее действие полихромии в архитектуре. — М.: Стройиздат. 1984. — 166 с.

5.                 Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники.: Учебное пособие. Издание в двух книгах. Книга 1.-М.: Архитектура-С, 2006. — 368 с.

Основные термины (генерируются автоматически): цвет, задача, использование цвета, организация пространства, зона, помощь цвета, производственная среда, процесс, психофизиологический комфорт, совместная работа.


Похожие статьи

Роль цвета в быту и в трудовой деятельности | Статья в журнале...

При создании оптимальной цветовой среды обитания человека должны учитываться ее назначение, естественное природное окружение, психофизиологическое воздействие цвета, решаемые эстетические задачи.

Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных...

[1]. Организация предметно-пространственной развивающей среды подразумевает использование современных методов и форм в современном образовании в целом.

Каждая потребность обозначена определённым цветом

Создание предметно-развивающей среды для детей...

- зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением

- Работа совместно с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ

Ход игры: показать ребёнку карточки с разноцветными домиками, называя цвета.

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты...

Прибор проецирует разнообразные световые эффекты на все пространство комнаты. Игра красок и цветов способствует развитию

Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в совместной работе музыкального руководителя и педагога-психолога.

Организационно-педагогические условия создания...

Проблемы организации развивающей среды в общем рассматривалась, в различной

Вывод: Предметно-пространственная среда в группе должна быть ориентирована на зону «ближайшего

Игрушки необходимо подбирать правильно: однородных цветов, правильной...

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета)...

‒ создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую эффективному процессу формирования эталонов цвета

С целью решения поставленных задач были определены следующие направления в работе

Особенности работы воспитателя в группе комбинированной...

организация совместной жизнедеятельности детей в условиях комбинированной группы

Особенности работы воспитателя по формированию представлений о природных зонах Крыма у детей предшкольного возраста.

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического

Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в...

Построение развивающей среды в ДОУ | Статья в журнале...

Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Похожие статьи

Роль цвета в быту и в трудовой деятельности | Статья в журнале...

При создании оптимальной цветовой среды обитания человека должны учитываться ее назначение, естественное природное окружение, психофизиологическое воздействие цвета, решаемые эстетические задачи.

Коррекция поведения дошкольника с учётом социальных...

[1]. Организация предметно-пространственной развивающей среды подразумевает использование современных методов и форм в современном образовании в целом.

Каждая потребность обозначена определённым цветом

Создание предметно-развивающей среды для детей...

- зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением

- Работа совместно с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ

Ход игры: показать ребёнку карточки с разноцветными домиками, называя цвета.

Использование полифункциональной среды сенсорной комнаты...

Прибор проецирует разнообразные световые эффекты на все пространство комнаты. Игра красок и цветов способствует развитию

Психоэмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста в совместной работе музыкального руководителя и педагога-психолога.

Организационно-педагогические условия создания...

Проблемы организации развивающей среды в общем рассматривалась, в различной

Вывод: Предметно-пространственная среда в группе должна быть ориентирована на зону «ближайшего

Игрушки необходимо подбирать правильно: однородных цветов, правильной...

Формирование сенсорных представлений (эталонов цвета)...

‒ создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую эффективному процессу формирования эталонов цвета

С целью решения поставленных задач были определены следующие направления в работе

Особенности работы воспитателя в группе комбинированной...

организация совместной жизнедеятельности детей в условиях комбинированной группы

Особенности работы воспитателя по формированию представлений о природных зонах Крыма у детей предшкольного возраста.

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

Например: полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при

Особое место в работе с детьми занимает также использование в качестве дидактического

Возможности организации развивающей предметно-пространственной среды логопункта в...

Построение развивающей среды в ДОУ | Статья в журнале...

Возможности трансформации пространства, в том числе выполняемой детьми (что особенно важно), может быть реализована с помощью применения

Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Задать вопрос