Библиографическое описание:

Ларионова С. М., Федоров А. Ф. Проблема оценки эффективности психологов уголовно-исполнительных инспекций ФСИН // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 809-811.

Психологическая служба в уголовно исполнительных инспекциях (далее УИИ) — это централизованно управляемая организационная система, состоящая из структурных подразделений и должностей специалистов, осуществляющих целенаправленную работу по обеспечению деятельности в органах уголовного наказания [2].

Служба в пенитенциарной системе характеризуется экстремальными условиями: постоянный контакт с осужденными, готовность к применению специфических средств воздействия и др. Все эти условия оказывают большое влияние на результаты профессиональной деятельности. Все сотрудники, пройдя психологический отбор, являются потенциально готовыми к труду в особых условиях, однако в реальности они показывают разный уровень эффективности в работе [2].

В настоящее время в уголовно — исполнительной системе (УИС) проходит процесс реформирования. Одна из главных задач концепции развития УИС — повышение эффективности работы учреждений и органов исполнения наказания [1].

Говоря об оценке эффективности деятельности психологов уголовно-исполнительных инспекций, необходимо отметить, что в настоящее время нет четко разработанных критериев. Их отсутствие затрудняет объективную оценку деятельности в процессе контроля. В то же время оценка работы связана с учетом работы психологов уголовно-исполнительных инспекций (УИИ). Хорошо поставленный учет в значительной степени обеспечивает объективность оценки, а наличие обоснованного выбора позволяет определить эффективные показатели учета. Не умея правильно оценить реальные результаты деятельности, невозможно судить о полной мере эффективности функционирования деятельности сотрудников УИИ.

Оценка эффективности деятельности психологов производится, как правило, субъективно. На наш взгляд, это имеет место по двум причинам: из-за отсутствия четких критериев и из-за непонимания всей важности такой оценки.

Основная её цель — изучить, проанализировать и выяснить реальное состояние дел с тем, как служба реализует свои задачи. Вторая цель — изучить причины, почему выполнение задач достигает того или иного качества. Таким образом, оценка эффективности деятельности — это не только способ оценить действия сотрудников ФСИН, качество их работы, но и необходимая основа управления, разработки адекватных и актуальных приоритетов, разумного расходования ресурсов, программ взаимодействия с другими государственными структурами.

По структуре деятельности уголовно-исполнительных инспекций можно выделить 3 уровня эффективности.

1.            Уровень общей эффективности деятельности УИИ. Он связан с управлением основными элементами. Оценкой эффективности здесь выступают стратегические вопросы функционирования УИИ, позволяющие эффективно выполнять свою роль в общем государственном механизме. Критерии этого уровня — это критерии оценки эффективности управления УИИ.

2.            Уровень специальной эффективности связать с деятельностью субъектов управления и их влияние на организацию функционирования подчиненных звеньев, реализующие конкретные виды служебной деятельности. Критериями этого уровня — это критерии оценки эффективности управления служебной деятельности и результатов ее реализации.

3.            Уровень конкретной эффективности связан с деятельностью отдельных сотрудников, реализующих возложенные на них функции. На этом уровне основными элементами оценки являются, с одной стороны, организация труда личного состава, его навыки, умения, ценностные ориентации и установки по поводу своей деятельности и ее результатов, с другой стороны, непосредственные результаты единичной предметной деятельности конкретного психолога УИИ. Критерии этого уровня — это критерии оценки эффективности управления людьми и результаты их предметной деятельности.

Каждый из этих уровней взаимосвязан и взаимозависим. В нашем же исследовании мы обращаем внимание на третий уровень, то есть на эффективность деятельности отдельных сотрудников.

Целью нашей работы явилось рассмотреть особенности работы психологов УИИ и выявить критерии эффективности, наиболее важные и приоритетные для данного вида деятельности.

Для реализации данной цели нами были сформированы критерии на базе концепции Н. В. Кузьминой, которые были разделены на следующие компоненты деятельности: гностический, проективный, конструктивный, коммуникативный и организаторский.

1.         Гностический компонент (от греч. gnosis — познание) относится к сфере знаний психолога. Речь идет не только о знаниях в области своей деятельности, но и о знаниях способов коммуникации, психологических особенностей, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).

2.         Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах, а также о стратегиях и способах их достижения.

3.         Конструктивный компонент — это особенности конструирования психологом собственной деятельности и активности своих коллег и подчиненных.

4.         Коммуникативный компонент включает в себя особенности коммуникативной деятельности психолога, специфику его взаимодействия с сотрудниками.

5.         Организаторский компонент — это система сотрудников организовать собственную деятельность, а также активность своих подчиненных по службе.

Комплекс критериев, который разбит на данные компоненты, оценивает непосредственную работу психологов уголовно-исполнительных инспекций. Данный комплекс помог выявить, какие критерии являются наиболее важными и актуальными у сотрудников.

Исследование проводилось на базе учреждений центрального федерального округа России. Количество испытуемых составило 120 человек. Им предлагалось выделить, какие из критериев для них являются важными, и реальны ли они на практике. Для этого была проведена методика самооценки приоритетных направлений основных компонентов деятельности психолога УИИ.

В исследовании мы рассмотрели и проанализировали результаты по трем компонентам: гностическому, который представляет собой систему знаний и умений, составляющих основу профессиональной деятельности; коммуникативному — обмен информацией и опытом между сотрудниками, персоналом; и организаторскому, т. е. организация своего рабочего пространства, своих подчиненных и осужденных, по двум оставшимся компонентам — проектировочному и конструктивному результаты были на равных соотношениях «важно-реально».

Результаты показали следующее. Гностический компонент: для 65 % сотрудников важно пристально изучать опыт своих коллег, но реально это сделать лишь для 50 % опрошенных; изучать нормативно — правовую базу важно для 48 %, а реально лишь для 27 % испытуемых. Коммуникативный компонент: интересоваться внутренним миром осужденных важно для 67 %, а реально для 57 %; помогать в проведении воспитательных мероприятий важно для 73 % сотрудников, а реально на практике лишь для 60 %; строить целесообразные отношения с осужденными, родственниками важно для 85 %, а реально лишь для 13 % опрошенных. Организационный компонент: использовать многообразие наглядности и технических средств важно для 63 %, а реально для 50 % испытуемых, организовывать предупреждения преступных нарушений важно для 50 % сотрудников, а реально для 36 %. Результаты по данному исследованию представлены на рисунках 1,2 и 3, где в столбцах «важно» отражен процент испытуемых, для которых важны данные критерии, а в столбцах «реально» — реальны ли те же самые критерии на практике.

Рис. 1. Гностический компонент

Рис. 2. Коммуникативный компонент

Рис. 3. Организационный компонент

Посмотрев на результаты исследования, мы приходим к выводу, что многие критерии в комплексе различных компонентов очень важны для эффективной деятельности, но на практике их выполнение становится нереальным.

Таким образом, проблема выработки критериев оценки эффективности деятельности сотрудников УИИ связана не только с выделением критериев, которые могли бы полно и всесторонне оценить содержание данной деятельности, но и с разработкой методологии, позволяющей сделать те, наиболее важные и приоритетные в эффективности деятельности критерии действительно реально осуществимыми на практике.

Литература:

1.                  Концепция развития уголовно исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 14 октября 2010 г.

2.                  Указ Правительства Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle