Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 30.04.2014

Статья просмотрена: 4841 раз

Библиографическое описание:

Сизова, Л. Н. Развитие и коррекция двигательной активности у умственно отсталых детей при помощи гимнастических упражнений / Л. Н. Сизова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 752-754. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10694/ (дата обращения: 23.04.2024).

Умственная отсталость — это состояние заторможения или неполного умственного развития, для которого характерны расстройства в области познавательных возможностей, речи, двигательных и социальных возможностей. Отсталость в двигательном развитии проявляется из расстройств в области восприятия мира, с которым не связано отставание физического развития. Примитивные действия у ребенка ведут к возникновению первичных форм конкретного мышления (двигательного мышления).

Большой раздел физического воспитание детей отводится гимнастическим упражнениям. Гимнастика — это раздел, который может разнообразить и оказать благоприятное воздействие на организм, позволяющий корректировать и следить за изменениями в состояние здоровья умственно отсталого ребенка. У умственно отсталых детей, часто бывают нарушения связанные с дыхательным аппаратом, которые можно корригировать при помощи дыхательных упражнений в сочетании с гимнастическими. Например, дыхательная гимнастика: «Куры»:

Можно понюхать фрукт: яблоко или апельсин. Приносила на занятие: по 4 фрукта, так как занимаюсь с подгруппой (4–5 человек детей). Дети с увлечением выполняют эти упражнения, окунаясь в них с головой, с удовольствием. Можно нюхать цветы (я давала искусственные, яркие подсолнухи) потому что занятие проходило зимой, также может быть аллергия у ребенка. Приносила стаканчики одноразовые и трубочки, пытались делать «шторм на море», можно надувать мыльные пузыри, дуть на пластмассовые шарики, мячи маленького диаметра, сдувать «снежинки» с ладошки. У нас в детском доме еще есть парашют, один 5, другой 7 метров, который мы тоже использует для дыхательных упражнений. Все происходит в форме игры.

У умственно отсталых детей происходят нарушение в развитии основных двигательных способностях, которые отстают от нормально развивающего ребенка, это проявляется во всем. Основных групп мышц туловища, быстроты, выносливости, координации, скоростно — силовых качеств, подвижности суставов. У этих детей локализация органических поражений в центральной нервной системе, которая приводит к недоразвитию моторики. Чем выше уровень поражения, тем грубее двигательные расстройства.

В связи с физическими недостатками детей необходимо учитывать двигательные нагрузки в развитие общей моторики. У умственно — отсталых детей происходит отставание в росте, в весе от принятой возрастной нормы: в телосложение, нарушены пропорции, осанки. Умственно отсталые дети нуждаются в дозированной нагрузке, индивидуальном подходе, они не могут выполнять гимнастические упражнения требующие больших двигательных усилий, так как это приводит к возбуждению нервной системы. Поэтому, подбирая для занятия физические упражнения нужно включить задания на работу опорно- двигательного аппарата, мышечные группы и системы, дыхательную гимнастику, корригировать недостатки развития ребенка. Давать гимнастические упражнения можно, начиная с элементарного построения, необходимо выполнять которые на каждом занятии. Построение в шеренгу, я корригирую по ориентирам: конусам, кубикам, флажкам, резиновым «блинчикам», а с маленькими дошкольниками, по игрушкам. Также можно использовать линии разметки. Сначала ввожу материал по показу, позже использую словесную инструкции, так они запоминают свои места. После этого по показу происходит обучение: на носках, пятках, по ориентирам. Ходьба в строю. Ходьба и бег оказывают большое тренировочное воздействие на мышцы всего тела. Умственно отсталые дети при ходьбе часто сутулятся, топают, шаркают ногами, видна не ритмичность движения. Имитационная ходьба легче усваивается детьми, они с удовольствием подражают походке кошке, медведю (животным). Большинство двигательных навыков можно представить, как игровые. Эти навыки помогут научиться новым игровым приемам, а игра, в свою очередь, поможет освоить новые умения, то есть в этом процессе одно способствует развитию другого. Особенно, если движение сопровождаются текстом (стихами).

Умственно отсталым детям тяжело соблюдать дистанцию между собой. Можно, этот материал давать в форме игры.

Например, игра: «Паровоз», когда дети стоя в колонну, держатся за гимнастическую палку одной рукой, с равным промежутком друг от друга (учитель «сажает» детей в вагончики), так они идут по кругу соблюдая определенную дистанцию между собой. Или стоя друг за другом, положив руку на плечи впереди стоящему, начинают взмах руками («Птички летают»). После этого мы строимся, делаем круг (взявшись за руки) и начинаем по показу выполнять общеразвивающие и корригирующие упражнения. Мои детки любят особенно упражнения с предметами, которые совершенствуют пространственную ориентировку, развивают мелкую моторику. С их помощью значительно расширяется диапазон движений и развитие двигательных функций, совершенствуется координация движения рук (кисти и пальцев). Упражнения с предметами быстрее вырабатывают двигательный стереотип и образование межмышечных связей. Например, упражнения с мячами, начинаю вводить при помощи больших фитбольных мячей. Детям легче их прокатывать, бросать и ловить. После того, как навык закреплен, даю мяч меньшего диаметра. После этого отрабатываю метание, у детей при выполнении этих упражнений развивается мелкая моторика, глазомер, меткость; ребята учатся правильному захвату мяча.

Общеразвивающие упражнения, которые относятся к гимнастике, оказывают корригирующий и оздоровительный эффект, который непосредственно влияют на осанку, тренирует вестибулярный аппарат, развивает сердечно — сосудистую систему. Большая часть гимнастических упражнений является мощным профилактическим средством различных нарушений у умственно отсталых детей. Как на физическом уровне, так и влияет на психические процессы, на их интеллект. Происходит положительная динамика, пусть не у всех детей, пусть хоть немного, но она есть. Я это вижу по результатам срезов, которые мы проводим осенью и весной. Бег и ходьба- это циклические упражнения, динамического характера. Во время бега в работу вовлекаются почти все группы мышц.

Умственно отсталым детям нравится преодолевать полосу препятствий — это практическое пособие в лазании и перелезаний, в котором задействуются мышцы плечевого пояса и туловища, это средство для развития координации и равновесия. В работе, мне помогает спортивный комплекс «Жук», в котором есть горки, проходы через модули и сухой бассейн. Дети в нем лазают на четвереньках, вверх и вниз, с увеличением угла наклона. Также использую его при коррекции пространственной ориентировки.

Гимнастические упражнения присутствуют и в играх, в которые дети с увлечением вовлекаются. Подвижные игры, которые одновременно воздействуют на физическое состояние и заполняют эмоциональную сферу ребенка. Подвижные игры я «переделываю» под своих детей. Игра «мышеловка», которую используют в обычных детских садах; я изменила движения, текст остался прежним.

Текст.

Ах, как, мыши надоели!

Все погрызли, все поели,

Берегитесь же, плутовки!

Доберемся мы до вас!

Вот расставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети не бегают через «мышеловку», а вместе с учителем водят хоровод (учитель произносит текст сам, так как многие из моих детей не говорят). После чего, останавливаясь, ребенок, который хочет (сообразит быстрее) берет игрушку — мышку в руки и обнимает ее. Ребенок при этом получает положительный, эмоциональный настрой, который способствует доброжелательному отношению друг другу и к окружающим, способствует повышение двигательной активности детей, побуждает к игре. Упражнения необходимо выполнять со средней интенсивностью.

Таким образом, учитель должен знать данные врачебных осмотров, знать состояние здоровья своих воспитанников, в связи с этим планировать свою работу. На занятии наблюдать за ребенком, как он себя чувствует после выполнения упражнения. Главное, не навредить, а помочь и активизировать двигательную активность ребенка.

Литература:

1.                   Частные методики адаптивной физической культуры (Текст): учебник/ под общ.ред проф. Л. В. Шапковой.- М.: Советский спорт,2007.-608 с.: ил.

2.                   Лопухина И. Л.. Логопедия. Ритм. Речь. Движение. С.-П.,Дельта,1997

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, упражнение, друг, дыхательная гимнастика, занятие, игра, мелкая моторика, пространственная ориентировка, состояние здоровья, форма игры.


Похожие статьи

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие...

Игра «Ассоциация». Упражнение на развитие моторики «Волшебный мешочек».

— И продолжаем мы наше занятие кинезиологическими упражнениями, которые помогут нам развивать мелкую моторику, внимание, память, а также межполушарную связь.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

12. Графические упражнения. Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке на листе бумаги и готовит руку к письму.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

12. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Ежедневно предлагайте детям такие занятия. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребёнка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные...

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития...

Для развития мелкой моторики применяются традиционные пальчиковые игры и тренинги, а также

Они направлены на развитие всех его познавательных процессов, общей координации движения, пространственной ориентировки, речи, развитие произвольности поведения и...

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии...

Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи.

В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п

Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика).

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

Уделяя должное внимание различным заданиям, упражнениям, играм на развитие мелкой моторики рук и на развитие координации движений руки ребенка, мы решаем сразу две задачи

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного...

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

 развитию тактильных ощущений и мелкой моторики, интеллектуальных способностей

Пространственные функции в структуре психического развития ребенка с ограниченными возможностями...

Похожие статьи

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие...

Игра «Ассоциация». Упражнение на развитие моторики «Волшебный мешочек».

— И продолжаем мы наше занятие кинезиологическими упражнениями, которые помогут нам развивать мелкую моторику, внимание, память, а также межполушарную связь.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений. Если руки неумелы, Если пальчики несмелы. Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать.

Методическая разработка «Игры и упражнения для развития...»

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через игры и игровые упражнения.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

12. Графические упражнения. Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке на листе бумаги и готовит руку к письму.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст...

Развитие мелкой моторики рук, графического навыка...

12. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Ежедневно предлагайте детям такие занятия. Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребёнка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные...

Здоровьесберегающие технологии как основное средство развития...

Для развития мелкой моторики применяются традиционные пальчиковые игры и тренинги, а также

Они направлены на развитие всех его познавательных процессов, общей координации движения, пространственной ориентировки, речи, развитие произвольности поведения и...

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии...

Дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи.

В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п

Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика).

Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство...

Уделяя должное внимание различным заданиям, упражнениям, играм на развитие мелкой моторики рук и на развитие координации движений руки ребенка, мы решаем сразу две задачи

Применение самомассажа как нетрадиционного оздоровительного...

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

 развитию тактильных ощущений и мелкой моторики, интеллектуальных способностей

Пространственные функции в структуре психического развития ребенка с ограниченными возможностями...

Задать вопрос