Библиографическое описание:

Нурматова М. А., Жабборова Ю. Д., Умарова Н. Х., Худайбердиев А. К. Некоторые особенности духовно-нравственного воспитания студентов медицинских вузов // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 868-870.

Мы живём в век интенсивного развития научной мысли и стремительных технических преобразований, захватывающих все сферы нашей жизни. Совместная научная деятельность даёт нам возможность сформировать социальные отношения, в наибольшей мере выявляющие склонности индивида к личному и коллективному творчеству. Интенсивное внедрение в практику повседневной жизни микропроцессоров и компьютеров, современных систем связи, требует перестройки многих навыков работы, предполагает возникновение новых привычек и связанных с ними потребностей и интересов. Изменяется и сама трудовая деятельность, в силу изменения её социальных функций, обогащенная достижениями разума и культуры, которые преобразуют характер деятельности человека, при которой труд сам становится ценностью. Кроме того, существенно обогащается ценностно-мотивационный ряд, побуждающий человека к действию и выступающий в качестве определенного критерия, на основании которого, в конечном итоге, оцениваются поступки человека и результаты его деятельности. При этом, наши нравственные представления, мотивы, побуждения являются главной движущей силой во всех сферах деятельности, где главным объектом является человек и через них, в том числе через представления врача, ученого, осуществляются как саморегуляция индивидуального поведения, так и регулирование совместных действий членов того или иного сообщества людей. Таким образом, кроме интересов, действующих в рамках данной конкретной профессии, помимо личных и частных интересов, обеспечивающих ее временный успех, существуют более высокие, более общие интересы, в свете которых и содержание профессиональной деятельности, и ее результаты получают признание. Из этого следует, что отсутствие нравственных регуляторов, ослабление их влечет за собой не только обособление интересов, их замыкание в узкопрофессиональных рамках, но и деградацию общественных отношений.

Немаловажным аспектом нравственности является и то, что нравственные побуждения, моральные нормы осуществляются всегда в сложной среде мотивов. Так, например, такие нравственные ценности как долг, честь, совесть возвышают человека над миром повседневных обстоятельств, они обращены к лучшим качествам человека, таким как гордость, чувство собственного достоинства, побуждающим каждую личность задумываться о жизненном призвании, о смысле своего существования. Ведь ощущение причастности к человечеству, к свершениям своего народа и есть главный момент в нравственных представлениях человека.

Особое значение приобретает духовность в медицинской деятельности, поскольку именно она является основным источником становления личности будущего врача. Рассматривая в процессе преподавания понятие «духовность», мы говорим о том, что настоящая духовность — это то, что существует в самом человеке и является его достоянием, это его внутренняя независимость, творческие способности, труд с радостью и самоотдачей, чувство ответственности и цельность его характера.

И в первую очередь высокий уровень духовности необходим студентам-медикам, только он позволит им достичь успеха во врачебной деятельности, поможет найти правильный подход, как к пациентам, так и к коллегам. Из этого следует, что обучение в медицинском вузе, в обязательном порядке, должно включать в себя этапы достижения этого уровня, способствовать раскрытию творческого потенциала студента, что позволит ему, в его будущей работе, находить выход из сложной ситуации при помощи нестандартного решения.

При этом наибольшее значение будут иметь именно те духовные ценности, которыми будет обладать будущий профессионал и специалист, студент-медик, будущий врач, поскольку они окажут очень сильное влияние на профессиональное становление и деятельность врача в будущем, на его отношение к работе, пациентам, профессиональному долгу. Следовательно, духовный уровень, это не только уровень, на котором другой человек обладает правами, обязанностями и общечеловеческими ценностями, но и образ жизни.

Президент Республики Узбекистан Ислом Каримов, в своём докладе «Углубление демократических реформ и формирование гражданского общества — основа будущего Узбекистана», прочитанном на торжественном собрании, посвящённом 21-й годовщине Конституции Республики Узбекистан, предложил «объявить наступающий 2014 год в нашей стране Годом здорового ребёнка». Он подчеркнул, что «в формировании здорового ребёнка важнейшая роль принадлежит системе здравоохранения, на которую возложена большая ответственность». И далее отметил, что в общенациональной программе «должны быть отражены задачи по укреплению материально-технической базы сферы здравоохранения, оснащению её современным оборудованием, обеспечению квалифицированными кадрами медицинских учреждений, занимающихся охраной здоровья матерей и детей — скрининговых и перинатальных центров, женских медицинских консультаций, родильных комплексов, гинекологических и патронажных служб, сельских врачебных пунктов» [1].

В этой связи особая ответственность требуется и от преподавателей вузов медицинского профиля, занимающихся подготовкой этих кадров. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает большую её часть. Но в структуре смысла жизненных ориентаций она, при этом, может занимать разное место: в одних случаях она может составлять главный смысл существования, т. е. быть ведущим компонентом структуры, в других случаях — «весомым», в-третьих — «периферическим». И лишь в тех случаях, когда профессиональная деятельность выступает как смысл жизни, происходит своеобразное сближение, соединение требований профессии и проявлений индивидуальности. Только тогда индивидуальность «раскрывается» навстречу профессии и ее требованиям, и, с другой стороны, осуществляя профессиональную деятельность, которая вбирает в себя неповторимые человеческие качества, профессионал достигает более высокого уровня мастерства.

Во все времена наиболее востребованным в медицине является совестливый человек, потому что он наиболее надежный, а охрана здоровья, спасение от болезней и смертей должны быть обеспечены золотым запасом профессиональной и личной надежности. Однако, до сих пор, положение медицины, положение врача в нашем обществе далеки от желаемых идеалов, и разного рода трудностей в этом виде профессиональной деятельности великое множество. Тем не менее, принадлежность к этой профессии обязывает к тому, что никакие сложности бытия никогда не были и не могут быть оправданием ремесленничества или бездушия для людей в белых халатах. Следовательно, при любых социальные условиях, в которых проходит деятельность врача, подлинная нравственность является незыблемой основой его профессиональной принадлежности. И первоочередной задачей педагога является донесение до сознания студентов-медиков, готовящихся к врачебной деятельности, осознание этой истины. Немаловажное значение имеет и способ воздействия на сознание студентов в процессе их обучения — творческое осмысление данной проблемы будет также способствовать и инновации всего нашего общества.

Причём в медицинском высшем учебном заведении изначально имеются все возможности для воспитания высоконравственного врача, поскольку это образовательное учреждение является симбиозом как воспитательного, так и образовательного институтов, отличающимся тем, что первостепенное значение уделяется профессиональному медицинскому образованию в тесной взаимосвязи с формированием нравственности будущих врачей. И оптимизация образовательного процесса в значительной степени развивает самостоятельную познавательную активность студента, способствует развитию гармоничной, социально активной личности, развивает ценностно-смысловые установки и коммуникативность. А гуманистическая парадигма медицинского образования способствует возникновению душевного контакта в процессе врачевания, пониманию тонких механизмов и специфики заболеваний и вызывает чувство высокого гражданского долга.

Несмотря на это, проблема воспитания у будущих врачей нравственного отношения к человеку остается чрезвычайно актуальной. Всё ещё отмечаются многочисленные примеры невнимательного, порой грубого, пренебрежительного и, даже, оскорбительного отношения к больному человеку, что требует определения условий, которые способствовали бы преодолению противоречий между задекларированным гуманистическим характером профессионального становления врача и дегуманизирующей практикой его профессионального поведения, так как гуманистическое воспитание будущего врача обретает свое практическое воплощение лишь при условии формирования гуманного отношения к человеку. Но становление этого отношения может быть обеспечено, только в том случае, когда в содержание и методику преподавания соответствующих учебных дисциплин будут введены представления о гуманистической сущности профессии врача, а врачебная практика будет основываться на ценностном отношении к человеку, т. е. на принятии больного человека как уникальной духовной сущности. Ведь гуманность у студента-медика формируется через психологический механизм перехода накопленных знаний в личностное качество.

Таким образом, будущий врач-исследователь должен быть высоко нравственным человеком, поскольку его будущая деятельность связана с судьбами людей, с их здоровьем и жизнью. Следовательно, ему необходимы такие личные качества как человеколюбие, милосердие, ответственность, честность, совестливость, решительность. А это значит, что все поступки врача-исследователя и линия его поведения должны определяться личной убежденностью и соответствовать требованиям общественной морали. Иначе говоря, духовно-нравственный уровень врача-исследователя выражается в его социальных установках по отношению к испытуемому, в моделях экспериментального взаимодействия, в умении решать медицинские казусы, то есть соблюдать интересы и благополучие участника испытательного процесса в большей степени, чем свои собственные. Значит, в процессе взаимодействия, основополагающими должны быть принципы «не навреди», «делай благо», «относись с уважением к автономии личности участника», «будь справедлив» и соблюдай правила «добровольного информированного согласия», принципы «правдивости», «конфиденциальности», умение ориентироваться в ситуациях сложного морального выбора вплоть до прекращения эксперимента, ради предпочтения ценности человеческой жизни.

Отсюда следует, что одной из основных задач гуманитарных наук является формирование у врача осознанной потребности в нравственном совершенствовании, укрепление его веры в возможность использования знаний во благо человека, убеждение его в существовании четких критериев зла и добра, порока и добродетели, преступления и подвига, бесчестия и достоинства, беззакония и закона, произвола и свободы. А это диктует необходимость включения в систему медицинского образования дисциплин, предметом которых являются человек и общество.

В последние годы гуманитарные науки приобретает все большее значение в качестве интегрирующего центра в системе наук. Это происходит потому, что только интеграция гуманитарной и естественнонаучной составляющих в культуре каждого индивида может служить устойчивой внутренней основой для понимания личностью уникальности каждого человека, каждой культуры.

Всё вышеизложенное свидетельствует о том, что гуманитарный аспект медицинского образования отражает парадигму гуманитарных проблем профессиональной деятельности врача — проблем взаимоотношения с пациентами, членами их семей и коллегами, вопросов медицинского права, проблем целостного подхода к профилактике и лечению заболеваний, аспектов влияния научных открытий на безопасность и улучшение здоровья человека, проблем обмена передовым профессиональным опытом. А это значит, что гуманитаризация высшего медицинского образования ставит своей целью формирование нравственно и духовно развитого человека, будущего специалиста, уровень подготовки которого должен гармонично сочетать образованность, профессионализм, высокую духовность, нравственную воспитанность, то есть это процесс, направленный на усвоение личностью гуманитарного знания, гуманитарной культуры, гуманитарного потенциала медицины, что позволяет нам определить нравственную культуру врача как не просто заслуживающее уважение свойство его личности, а необходимое качество, определяющее уровень его профессионализма.

Литература:

1.      Ислом Каримов Амалга ошираётган ислоҳотларимизни янада чуқурлаштириш ва фуқаролик жамияти қуриш — ёруғ келажагимизнинг асосий омилидир (“Углубление демократических реформ и формирование гражданского общества — основа будущего Узбекистана”), Тошкент.“Ўзбекистон”. 2013. 80 стр.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle