Библиографическое описание:

Мубаракшин А. Н., Леонова Т. А. История повседневной жизни населения 1920 -1930 гг. Уфы на примере экспозиций национального музея Республики Башкортостан // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 609-611.

В краткой статье на основе материалов национального музея РБ в Уфе раскрывается такая тема как образ повседневной и бытовой жизни населения города Уфы в 1920–1930 гг. Специфика повседневной жизни населения города Уфы мало чем отличается от общего советского быта населения.

В российской исторической науке ожил интерес к новому историческому направлению — истории повседневности. Особо сильно исторические исследования и изыскания уже отошли от поисков глобального, системного подхода и охвата. Теперь изучаются особо история локальных исторических обществ и ее повседневности в различные периоды времени истории России.

Школа «Анналов» акцентирующая свое не малое внимание на историю быта и отдельных деталей зародилась в Европе еще во второй половине 20 века. В России же внимание на это подвигает и заинтересовывает отечественных исследователей новое историческое направление как — история повседневности. Сюда также вносит свою лепту и краеведение.

Для города Уфы стоит острая проблема и такая черта, как утрата и поглощение остатков дореволюционного прошлого в виде планировок улиц и территорий формировавшихся с 19 века (а где-то еще и старше), сохранения старых дореволюционных домов и построек, имеющих историческое и символическое значение. Что-то со временем пропадет, а что-то останется.

В связи с интенсивной застройкой исторической части Уфы общественность всё чаще поднимает вопрос сохранения памятников архитектуры. [1]

Дело фотографов запечатлеть на кадры это потомкам, дело операторов снимать на видео, а дело архитекторов сохранять по мере возможности исторические моменты и прошлое в строительстве. Работа краеведов, историков и исследователей описывать, издавать работы по этой теме и формировать исторический городской стиль Уфы в своих работах.

Дело же музеев сохранять в своих музейных предметах и экспозициях дух времени, способность передавать чувства и ощущение определенного исторического периода. В наше время есть исторический кризис, проблемы этнокультурного развития, сохранения этнокультурного своеобразия и образования.

Этот момент также касается города Уфы. До сих пор в городе еще нет своего отдельного музея посвященного истории города Уфы.

В Уфе есть Национальный музей РБ, Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, Мемориальный дом-музей М. Гафури, Дом-музей В. И. Ленина, а также другие посвященные различным историческим личностям, отраслям науки и жизни. Но главное, что нет музея посвященного городу Уфе.

По своему замыслу город должен символизировать свою специфическую историю и развитие, свой особый мир и атмосферу, культуру и быт. А также свое собственное историческое своеобразие, мир и повседневную жизнь городского населения Уфы.

Сейчас в последнее десятилетие особый интерес есть на историю и развитие краеведения города Уфы.

Конечно нет такого особого уголка и подборки материалов, который бы затрагивал только историю Уфы того времени. Но подборка предметов и материалов исторического прошлого, помогает передать историю и особенности быта населения города Уфы в первые советские десятилетия.

В наше время когда идет быстрая смена быта, символики и обстановки символизирующая вокруг нас советское прошлое и советскую ностальгию того времени. Теряется и стирается также медленно культурная связь с еще дореволюционным прошлым. Придет постепенно время, что и будет стираться привычный архитектурный советский облик, доставшийся современной России. Придет время, что и «хрущевки» будут приносить свои последствия: обветшалость и затратность для ремонта.

Население давно уже сменило привычный советский бытовой гардероб на вкусы современной моды, товары и продукты современных магазинов уже во всех домах страны и жителей Уфы. Не обходится жизнь горожан без новой современной техники, мебели и разнообразного интерьера на свой вкус и по возможности населения.

Во все времена делом и привычкой людей было сохранять не свою повседневную жизнь и быт в музеях, а сохранение уходящего прошлого. Молодые поколения не всегда заботятся о прошлом своих предков, об этом задумываются часто их внуки и правнуки.

Особенно это касается истории дореволюционного губернского периода Уфы. Большим пробелом является не изученность истории и краеведения дореволюционного города Уфы, а также первые десятилетия советской власти, а именно 1920–1930 гг. Также как и последующие десятилетия. Исследования этого периода еще ждут своих исследователей.

Нужно затронуть одну сторону проблемы, которая поможет в изучении истории города Уфы периода 1920–1930 гг. Эта роль музея в раскрытии и освещении жизни города Уфы, передачи духа и представлении о повседневной жизни уфимского населения 1920–1930 гг.

Выбор этого периода времени выбран не просто. Этот период именно является временем, когда не только в жизни Уфы, но и всей страны происходили коренные перемены и ломка традиционного мира и образа жизни шедший из дореволюционной России.

Революционные события 1917 года и последующие 1920–1930 гг. стали эпохальным периодом в истории страны. Ломалась жизнь формировавшаяся предками столетиями, традиционный уклад и быт на основе национальной истории, религии и культуры.

В Национальном музее Республики Башкортостан (г. Уфа, ул. Советская, 14) есть свой уголок в комнате на 2-ом этаже под названием «Башкортостан в 20-е — 30-е годы 20 века» с экспозициями исторических предметов отражающих период этого времени [2].

Заходя в нее и рассматривая исторические предметы и окружающую экспозицию понимаешь, что она полностью отражает советский период, и сам дух советского времени первых десятилетий СССР.

Для всего СССР и всего советского общества была характерна унификация советской жизни. Особенно такой сферы жизни как быт, личная и общественная жизнь, материальное состояние, имущество и материальные блага.

Самое типичное, что бросается во внимание, то это яркое присутствие и наличие красного цвета. Советскую историю, а тем более повседневную жизнь советского человека трудно и невозможно было представить без этого цвета.

Комната «Башкортостан в 20-е — 30-е годы 20 века» в музее украшена красными советскими флагами, не большими флажками и плакатами. На них серп и молот, изображения Ленина и Сталина, героев революции и гражданской войны, национальных героев из башкирского и татарского народов и известные персонажи истории того периода.

Плакаты и стенды с лозунгами и цитатами Ленина, фотографии Ленина, макеты нефтяных вышек, макеты заводов, макеты фабрик, макеты промышленных зданий также имеются в этой комнате. Они отражают эпоху индустриализации и промышленного развития не только СССР, но и как они коснулись города Уфы в 1920–1930 гг.

С помощью воображения и первых представлений можно понять, что повседневная жизнь и быт населения Уфы была связана с теми явлениями и тенденциями которые были в те исторические периоды. Это пролетаризированная специфика и структура населения, потребность в квалифицированных рабочих. Все это приводило к росту рабочего населения города Уфы.

А это порождало проблему нехватки жилья, жилищной площади и начало государственной политики форсированного строительства жилья. К этому требовалось налаживать качественную городскую инфраструктуру и улучшать быт населения города Уфы.

Это можно увидеть по фотографиям в экспозиции, где изображены типичные лица образы советских строителей 1920–1930гг, фотографии строительства промышленного объектов, фотографии улиц и различных жилых объектов и достопримечательностей города. В комнате музея есть макеты с конструкциями фабрик и нефтяных вышек. Они подчеркивают индустриальную эпоху. Также по фотографиям отдельных людей и семейных фотографий можно представить, как выглядели и одевались в те советские времена. По ним можно судить о материальном положении и статусе человека.

Чтобы хорошо чувствовать и понимать повседневную жизнь, быт и облик времен 1920–1930 гг. нужно внимательно всматриваться в отдельные вещи. Ведь каждая вещь, каждая деталь и мелочь это, прежде всего ископаемое и свидетельство определенного времени эпохи, ушедшей давно в прошлое.

Каждая вещь и каждый предмет — это символ и знак своего времени. Если рассматривать в основном все музеи современной России, освещающие историю советского периода и первых десятилетий СССР то набор исторических экспозиций и предметов часто схожи между собой.

Это граммофон, черные пластинки к граммофону, радиоприемник, швейная машинка. Стоит отметить, что не каждая семья могла на первое время позволить себе такое. Многие вещи в условия советского дефицита либо доставались с трудом, либо даже награждались рабочим и сотрудникам от заводов и фабрик за особые отличия и заслуги. Часто такую технику имели, прежде всего, именитые работники, сотрудники государственных учреждений, государственного управления и других ведомств. Каждую советскую комнату украшали свой комод, буфет, стулья, столы. Часто эти вещи переходили по наследству и бережно хранились.

У солидных личностей и работников города в домах имелся свой рабочий стол, с портретами Ленина, Сталина на стене комнаты и статуэтки с фигурой Ленина и Сталина на столе. Сюда стоит добавить пепельницу, чернила, курительная трубка, семейные фотографии, книги Ленина, светильник, печатную машинку. На вешалке гимнастерка, военная форма со значками, медалями, парадная форма, форма государственного служащего. Для того времени характерна подчеркнутость пионерской формы, военной формы и формы чекиста.

Типичной деталью для многих музеев является тот момент, что работники музеев обустраивают рабочие стола как будто так, что на нем до сих пор работают, создается впечатление первоначального нетронутого облика рабочего стола и атмосферы в музейной экспозиции.

Основой жизни и быта советских граждан было очень бережное хранение вещей в семье. Мало что выбрасывали. Этот принцип передавался другим поколениям и что у современных жителей России этот инстинкт до сих пор присутствует и наблюдается.

Во многих учреждениях и домах жителей Уфы было характерно наличие фарфоровых статуэток, ваз и мелких фигурок. На столах были вышитые салфетки, скатерти и ткани. У состоятельных людей на столе имелся телефон. На столе мог быть самовар, ваза, посуда с фруктами на них и цветы в вазе. Многие в годы индустриализации жили в коммуналках, в бараках и временных жилищах. Не каждый мог еще иметь удобные жилищные бытовые условия.

Уфа — это город своего национального и культурного колорита. Это тоже отразилось в жизни 1920–1930 гг. У многих жителей города Уфы были свои атрибуты национальной жизни. Кто-то в годы государственного атеизма в своих домах хранил иконы, кресты, Библию и Коран. Многие носили тюбетейку, имели курай и гармошку. В экспозиции музея есть экземпляры газет и книг, издававшихся на башкирском и татарском языках на арабике, латинице и кириллице. Рядом с экспонатами музея за стеклом лежит башкирский букварь и башкирский словарь на латинице. Эти вещи отражают период, когда в 1920–1930 гг. проходила реформа модернизации национальных алфавитов и языков.

Рядом находятся советские плакаты, стенды, вывески, листовки и другие материалы на национальных языках посвященные революционному времени. А также образец почтового ящика, табличка с названием улицы, вывески с рекламой и объявлениями, фотографии улиц, домов, культурных заведений и известных деятелей той советской эпохи.

Все представленные материалы экспозиции представляют и передают историю материального быта и повседневной жизни населения города Уфы в 1920–1930 гг. А также передают и отражают саму советскую эпоху первых двух десятилетий.

Литература.

1.      Фатыхов, А. Живая история. [Электронный ресурс]. http://journal-ufa.ru/index.php?id=2707&num=130

2.      http://museumrb.ru/ Сайт национального музея республики Башкортостан.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle