Библиографическое описание:

Киселева О. В. Оптимизация налогообложения как способ увеличения экономических результатов // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 433-435.

Значимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, предусматривающее разнообразные налоговые режимы, в зависимости от налогоплательщика, направлений его деятельности, места регистрации и организационной структуры управления.

Сущность налогового планирования заключается в разработке и внедрении разнообразных, а главное законных схем уменьшения налоговых отчислений, за счет внедрения методов стратегического планирования в деятельность предприятия. В условиях современной жестокой фискальной политики государства, а также на фоне продолжающего экономического кризиса и, как следствие, сокращения материального производства налоговое планирование дает возможность предприятию выжить.

Налоговое планирование дает возможность выбора между различными вариантами осуществления деятельности и размещения активов и как правило направленный на достижение по возможности низкого уровня налогового бремени. Конечно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, так как многие решения, принимаемые в процессе хозяйственной деятельности любого предприятия, весьма затратные, и их реализация может повлечь за собой значительные финансовые потери. Поэтому налоговое планирование должно основываться не на изучении текстов действующих законов и инструкций, а на принципиальной позиции, которую занимают налоговые органы по различным вопросам, а также на анализе направлений по совершенствованию налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, электронных правовых информационных систем и т. д.

Таблица 1

Данные для выявления уровня необходимости налогового планирования

Налоговое бремя

Уровень налогового планирования

Необходимость налогового планирования

10–15 %

четкое ведение бухгалтерского учета, внутреннего документооборота, использование прямых льгот, уровень профессионального бухгалтера

разовыми консультациями внешнего налогового консультанта

минимальна, разовые мероприятия

20–40 %

налоговое планирование становится частью системы финансового управления и контроля, специальная подготовка (планирование) контрактных схем типовых, крупных и долгосрочных контрактов требуется наличие специально подготовленного персонала, контроль и руководство со стороны финансового директора абонентское обслуживание в специализированной компании

необходимо, регулярные мероприятия

45–60 %

важнейший элемент создания и стратегического планирования деятельности организации и ее текущей ежедневной деятельности по всем внешним и внутренним направлениям

требуется наличие специально подготовленного персонала и организация тесного взаимодействия со всеми службами с организацией и контролем со стороны члена Совета Директоров

постоянная работа с внешним налоговым консультантом и наличие налогового адвоката

специальная программа развития, обязательных налоговый анализ и экспертиза любых организационных, юридических или финансовых мероприятий и инноваций налоговыми консультантами

необходимо, ежедневные мероприятия

более 60 %

смена сферы деятельности и/или налоговой юрисдикции

Эффективность налогового планирования надо сравнивать с затратами на его проведение. Необходимость и объем налогового планирования напрямую связаны с тяжестью налогового бремени.

Налоговое бремя рассчитывается по формуле:

НБ=НН/ОРП*100 %,

НБ — налоговое бремя,

НН — налоги, начисленные за отчетный период,

ОРП — объем реализованной продукции.

Пример. Рассчитаем налоговое бремя для ООО «Волга»:

1)      НБ 2010 г = 474/2604*100 % = 18,2 %;

2)      НБ2011 г = 647/3502*100 % = 18,5 %;

3)        НБ 2012 г = 820/4400*100 = 18,6 %;

Исходя из таблицы 1 видно, что в ООО «Волга» необходимость налогового планирования минимальна, но необходимы разовые мероприятия по налоговому планированию, т. к. налоговое бремя за все три года превышает 15 %.

Мероприятия при текущем внутреннем налоговом контроле:

-          постоянный анализ нормативно-правовой базы;

-          составление прогнозов налоговых обязательств для организации;

-          постоянный контроль за своевременностью и точностью исполнения налоговых обязательств;

-          анализ причин значительных отклонений показателей деятельности организации от среднестатистических.

Для этого используются следующие инструменты:

-          правовые базы данных;

-          получение разъяснений налоговой инспекции;

-          обзор специальной литературы;

-          разъяснения аудитора (юриста).

Мероприятия при текущем налоговом планировании:

-          анализ нормативно-правовой информации и комментариев специалистов;

-          прогнозирование налоговых обязательств и последствий планируемых сделок;

-          составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения финансовых ресурсов организации;

-          прогнозирование и исследование вероятных причин существенных отклонений показателей деятельности предприятия от среднестатистических.

При текущем налоговом планировании используются такие инструменты как:

-          правовые системы, базы данных по налоговой тематике;

-          запросы в налоговые инспекции; ГНС РФ, Министерство финансов и иные государственные органы;

-          спецлитература;

-          материалы судебной практики;

-          консультации специализированных консалтинговых компаний.

Этапы налогового планирования и их характеристика

Внешнее планирование.

1.      Выбор места регистрации (территории и юрисдикции)

При определении налоговой юрисдикции и режима налогообложения не следует ориентироваться только на размер налоговых ставок. В ряде случаев при небольших 10–15 % налоговых ставках законодательство устанавливает расширенную налоговую базу, что приводит к высокому налоговому бремени.

2.      Выбор организационно-правовой формы.

Влияет на порядок использования прибыли и возможность получения различных льгот.

3.      Определение состава учредителей и долей акционерного капитала.

Согласно налоговому и гражданскому кодексу при наличии доли одного из участников в размере более 25 % возможно привлечение его к солидарной ответственности по налоговым обязательствам.

4.      Выбор основных направлений деятельности и особенности подготовки учредительных документов.

Первоначальные направления деятельности определяются кодами ОКПО и ОКОНХ по направлениям деятельности, прямо указанными в учредительных документах.

5.      Определение стратегии развития предприятия (количество работников, внутренней структуры организации, филиалов).

Используется для максимального использования налоговых льгот (например, малых предприятий, предприятий с участием инвалидов и пр.) и преференций.

6.      Выбор порядка формирования уставного капитала.

Внесение имущества в уставной капитал формирует первые налоговые обязательства в виде налога на имущество

Внутреннее планирование

1.      Выбор учетной политики организации (один раз в финансовый год).

Организации, руководствуясь Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О бухгалтерском учете», самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

2.      Контрактные схемы.

Дают возможность выбрать оптимальный налоговый режим для осуществления конкретной сделки с учетом графика поступления и расхода финансовых средств.

3.      Льготы.

Льготы по налогам занимают важное место в налоговом планировании. Это один из способов со стороны государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые нужны государству из-за их социальной значимости или невозможности финансирования со стороны государства.

Большинство российских предприятий в основном использует льготы в чистом виде, но более разумным подходом в рамках осуществления налогового планирования будет использование льгот в сочетании с организационными приемами.

В Налоговом кодексе РФ предусмотрены различные виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятия из налогообложения элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; снижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (так называемые «налоговые каникулы»), другие налоговые льготы.

4.      Порядок использования и распределения прибыли организации.

В основном определяется наличием льгот, предоставляемых налоговой юрисдикции по месту нахождения головного офиса организации.

Одним из путей улучшения экономических результатов может стать снижение ставки НДС на 2 %. Возможное снижения НДС с 18 % до 16 %, т. е. на 2 % является одним из способов увеличения чистой прибыли предприятия.

На сегодняшний день НДС составляет 18 %, предположим что он снизится на 2 % и рассмотрим как это изменение повлияет на финансовые результаты ООО «Волга».

Исходные данные для проведения анализа по снижению налога на добавленную стоимость приведены в таблице 2.

Таблица 2

Исходные данные для проведения анализа по снижению налога на добавленную стоимость ООО «Волга»

Показатель

2004 год

Выручка (нетто) от продажи товаров, услуг

4400

Себестоимость проданных товаров, услуг

2550

Валовая прибыль

1850

Чистая прибыль (убыток)

103

Выручка от продажи товаров, услуг — сумма из которой уже вычли НДС.

Рассчитаем полную выручку, включающую НДС.

В1 = Полн В -18 % НДС,

где В1 — выручка от продажи товаров, услуг ООО «Волга» в 2012 г.

НДС =  =  тыс. руб.

Полн В = 966 тыс. руб. + 4400 тыс. руб. = 5366 тыс. руб.

Таким образом, полная выручка от продажи товаров, услуг ООО «Волга» включающая НДС составляет 5366 тыс. руб.

Если НДС снизится на 2 % и составит 16 %, то выручка составит:

В2 = Полн В — 16 % НДС = 4507 тыс. руб.

Полная выручка = 5366 тыс. руб., то 16 % от полной выручки составит 859 тыс. руб., следовательно НДС = 859 тыс. руб.

В2 = 5366 тыс. руб. — 859 тыс. руб. = 4507 тыс. руб.

В2 > В1(4507 > 4400), следовательно, снизив НДС на 2 %, ООО «Волга» сможет увеличить выручку от продаж на 107 тыс. руб.

Таким образом, снижение ставки НДС на 2 % даст положительный результат в улучшении экономических результатов деятельности предприятий.

Литература:

1.    Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О бухгалтерском учете»

2.    Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.11.2013) (с изм. и доп., вступившими в силу с 03.12.2013); (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 02.11.2013)

3.    Донцова О. Н. Роль налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта в современных условиях // Аудит и финансовый анализ. 2013. — № 4

4.    Дроздов Н. Г. Теоретические основы налогообложения прибыли организаций // Экономические науки. 2013. — № 2

5.    Завьялова Ю. И. Оптимизация налогового бремени // Современные наукоемкие технологии. — 2013. — № 5 — С. 43–46

6.    Клименко В. К. Основные мероприятия по совершенствованию налогового планирования // Налоговая политика и практика. 2013. — № 9

7.    Кожемякина О. Л. Некоторые аспекты совершенствования налога на добавленную стоимость — М.: ООО «А-ДМпринт». 2013.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle