Библиографическое описание:

Шойимова Ш. С. Психолого-педагогические особенности развития самостоятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 831-834.

В статье рассматриваются вопросы развития самостоятельности детей дошкольного возраста. Авторы считают, что самым действенным фактором их развития является общение и игровая деятельность. Она, в свою очередь, должна быть мотивирована, иметь творческий характер и оптимальный для исполнителя уровень трудности.

Ключевые слова: дошкольный возраст, деятельность, развитие, самостоятельность, умения, навыки.

Проблема детской самостоятельности в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания психологов и педагогов. С точки зрения этимологии слово «самостоятельность» может быть определено как «сам» и «стоять»; «самость»; «независимость». «Самостоятельность — обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение» [1, с.586].

В психологической литературе, самостоятельность рассматривается, как волевая черта личности. Ильин Е. П. считает, что «Самостоятельность — это осуществление какой-либо деятельности без посторонней помощи. Это и самостоятельное принятие решения, и осуществление намеченного, и самоконтроль, а в ряде случаев — и взятие на себя ответственности за дела и поступки. Поэтому развитие самостоятельности у детей идет вместе с развитием самосознания». [2, с.218].

С педагогический точки зрения, проявление самостоятельности связано с деятельностью или готовностью к ней, т. е. самостоятельность есть способ организации человеком своего действия и деятельности. Это связано с воспитанием и обучением детей, в точности с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе, практико-ориентированным подходом к организации воспитательно-образовательного процесса.

В педагогике считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду должны научиться самостоятельно ставить цели и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы. А также, дети должны учиться предполагать варианты решения проблемных ситуаций и находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Интерес к данной проблеме обусловлен тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма ребёнка, которую необходимо поддерживать и развивать. Самостоятельность рассмотрена и изучена в работах Иванова В. Д., Кузовковой К. П., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Рубинштейна С. Л., Буре Р. С., Островской Л. Ф., Т. Гуськовой, И. С. Кона, Люблинской А. А., Смирновой Е. О.

В своих трудах они рассматривали вопросы развития самостоятельности в русле кардинальных проблем психологической науки — проблем личности, активности, деятельности. Они подчеркивали, что социальная ценность самостоятельности как качество личности определяется ее направленностью и уровнем активности человека как субъекта деятельности и отношений.

Следует отметить, что взгляд Л. С. Выготского на развитие как на процесс «овладения собственным поведением» может быть интерпретирован с точки зрения деятельностного подхода, как «овладение собственной деятельностью» [3].

По мнению С. Л. Рубинштейна, самостоятельность является результатом большой внутренней работы человека, его способность ставить не только отдельные цели, задачи, но и определять направление своей деятельности. Для раскрытия детерминированности самостоятельности личности большое значение имеет стержневое положение теории С. Л. Рубинштейна, состоящее в том, что в объяснение психических явлений надо исходить из реального бытия человека и его взаимоотношений с внешним миром [4].

Итак, самостоятельность — это постепенно развивающееся качество личности, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач, также умением поставить цель деятельности, способность удерживать в памяти конечную цель действия и организовывать свои действия в русле её достижения; способность совершать в той или иной степени сложности действия без посторонней помощи, соотносить полученный результат с исходным намерением.

Известно, что предпосылки самостоятельности закладываются приблизительно на 2–3-м годах жизни, когда ребенок начинает относительно свободно передвигаться на небольших пространствах и уже может в какой-то мере самостоятельно удовлетворять некоторые из своих основных потребностей. Кроме того, он начинает добиваться удовлетворения своих потребностей внутри семьи и других социальных группах. «К началу дошкольного возраста — к 3 годам, а иногда и раньше — проявляется, в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента, у одних больше, у других менее выраженное стремление к самостоятельности» [4, с.608].

В развитии детской самостоятельности могут быть намечены три ступени:

Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого, например, по просьбе взрослых сам убирает после игры свои игрушки; имеет знания и умения личной гигиены.

Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, убирает свою комнату без просьбы взрослых, имеет самостоятельные навыки личной гигиены.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях. Действия ребенка доведены до автоматизма.

К трем годам ребенок способен сам раздеваться и одеваться при небольшой помощи взрослого, но нередко дети настойчиво отказываются от подобного проявления самостоятельности. Обучение навыкам самообслуживания — это только ступенька на пути к самостоятельности, и желание все сделать самому намного важнее, чем действие, совершенное «из-под палки». И здесь главную роль играет отношение и стиль общения взрослых. Когда стимулы к повторению неудавшихся действий становится уже не внешним (поощрением или поддержка со стороны окружающих людей), а внутренним (удовольствие получаемое от того, что вполне самостоятельно удалось преодолеть возникшие препятствия и добиться поставленной цели), мы уже имеем дело с волевым действием.

Имеющиеся научные данные свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста в условиях оптимального воспитания и обучения дети могут достигнуть выраженных показателей самостоятельности в разных видах деятельности: в игре, в труде, в познании, в общении. В качестве показателей самостоятельности старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

К концу старшего дошкольного возраста инициатива и самостоятельность проявляются значительно дифференцированнее и разнообразнее. У детей в этом возрасте самостоятельность обнаруживается в придумывании разнообразных игр, в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнять трудное и ответственное дело порученное группе. Возрастающая самостоятельность детей, также сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят.

Отличительной особенностью самостоятельности детей старшего дошкольного возраста является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т. е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших: «У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это — первое самостоятельное проявление ребенком силы воли» [5, c.170].

Проблема воспитания самостоятельности у дошкольников рассматривается в двух аспектах: умственном и нравственном. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Дети понимают, что они — помощники воспитателя и могут научить малышей тому, что могут, также могут многому научиться в силу своей любознательности.

Для старших дошкольников характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Это является обязательным элементом образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения.

В общей увлекательной деятельности развивается сотрудничество, пробуждаются воображение, инициатива. Развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников способствует участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. В данном возрасте происходит социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими (позиция в коллективе сверстников: друзья, объединения детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности). Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил, у них начинает развиваться чувство самоуважения и самостоятельность.

В дошкольном возрасте, у детей развивается внимание, мышление и память, формируются навыки элементарного самоконтроля, способность к саморегуляции своих действий. С развитием наглядно — действенного и наглядно — образного мышления продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Совершенствуется связная и логическая речь. Активная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапах деятельности, а эффективность ее обусловлена активной мыслительной деятельностью ребенка.

Итак, самостоятельность — постоянно развивающееся личностное качество, первоосновы которого закладываются в дошкольном возрасте. В условиях целенаправленной педагогической деятельности, направленной на развитие самостоятельности, дети-дошкольники достигают выраженных показателей самостоятельности в общении, в трудовой, игровой, учебной деятельности.

Роль стиля общения взрослого в процессе становления детской самостоятельности, как и участие взрослых в предметных действиях детей должна быть существенной, специально организованной, т. е. являться реализующей спланированной педагогической деятельностью. Подчеркну, что самостоятельная деятельность становится условием для своеобразной формы самообразования и саморазвития маленького ребенка. При этом развиваются любознательность и творческие воображения, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки.

Литература:

1.                  Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. — Минск, 1998. — 800 с.

2.                  Ильин Е. П. Психология для педагогов. — ПИТЕР, 2012. — 638 с.

3.                  Ивошина Т. Г. Психологические условия становления форм субъектости в учебной деятельности подростков / Автореферат дисс. на соискание уч. степени докт. пс. наук., М., 2006.

4.                  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб, 2001. — 720 с.

5.                  Ильин Е. П. Психология воли. — СПб, 2000. — 288 с.

6.                  http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/organizatsiya-samostoyatelnoi-deyatelnosti-detei-starshego-doshkolnogo-vo

7.                  Агеев В.В., Файзуллина А.К. Психологические особенности развития самостоятельности в онтогенезе  Казахский Национальный университет им. аль-Фараби, Алматы http://www.rusnauka.com/15_DNI_2008/Psihologia/33060.doc.htm.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle