Библиографическое описание:

Овчинников Ю. Д., Шульга Я. О. Экологическое образование в аудиовизуальных технологиях обучения // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 743-744.

В статье рассматривается интересное практическое направление экологическое образование в аудиовизуальных технологиях. Используя «метод проектных технологий» на занятиях курса «Аудиовизуальные технологии обучения» студенты разрабатывали социально значимые проекты для различных категорий населения по разным направлениям человеческой жизнедеятельности. Таким общественно значимым направлением является экологическое образование населения, так как помогает удовлетворять и сохранять жизненные потребности одного человека и целого населенного пункта.

Ключевые слова:аудиовизуальные технологии обучения, экологическое образование, экологическое информирование, экологический всеобуч, социальная необходимость, педагогическая целесообразность, потребность.

Аудиовизуальные технологии обучения в учебных заведениях должны развиваться по многим направлениям и отражать специфику развития аудиовизуальных технологий на современном этапе [1,2,3]. Используя «метод проектных технологий» на занятиях курса «Аудиовизуальные технологии обучения» студенты разрабатывали социальные проекты для различных категорий населения по разным направлениям. Таким общественно значимым направлением является экологическое образование населения, так как помогает удовлетворять и сохранять жизненные потребности одного человека и группы людей на жизненно важной территории. В информационных проектах необходимо было с помощью аудиовизуальных технологий обучения раскрыть экологическое направление для различных категорий населения:

-          подрастающему поколению;

-          студентам;

-          людям различного возраста.

В процессе проведения исследования было выяснено, что материалы по развитию экологического образования могут иметь различные методические формы и социальную направленность:

1.         Презентации для школьных и аудиторных занятий.

2.         Электронный справочник потребителя для установления в общественных местах (вокзалы, заправки, гипермаркеты, центры здоровья, библиотеки).

3.         Анимационная экологическая реклама.

4.         Видео фильмы различной информационной направленности.

Населению совершенно не показывается социальная значимость экологического потребления. Именно аудиовизуальные технологии обучения на практике смогли рассказать потребителю об особенностях экологического потребления.

Социально-значимое направление «пропаганда экологического потребления» предполагает включение мероприятий практической направленности. Например. День экологического потребления необходим для того, чтобы показать потребителю из каких компонентов складывается экологическое потребление:

-          экологические продукты питания;

-          одежда из экологических материалов;

-          ЭкоДом: экологические строительные материалы;

-          сохранение природы, дома, семейных традиций.

Сохранение природы не декларативные заявления в форме листовок и плакатов, а выражение сохранности и поддержки природы человеком в конкретных действиях:

-          уборка мусора;

-          очистка русла рек;

-          обрезка деревьев;

-          посадка деревьев, цветов и другие мероприятия.

«Экологическое образование и семейные традиции»- социально значимое направление в структуре развития любого региона и объясняется педагогическим принципом «от простого действия к сложному»:

-          посадить дерево;

-          воспитать детей в бережном отношении к земле и природе;

-          построить экологический Дом.

«Зеленая Неделя» в регионе поможет развить экологическое образование среди населения.

«Семь зеленых ярких дней каждому в подарок» — такой рекламный слоган может иметь под собой реальную социальную основу:

1.                  День экологических Знаний;

2.                  День Потребителя;

3.                  День Производителя;

4.                  День лесных ресурсов;

5.                  День водных ресурсов;

6.                  День птиц и животных;

7.                  День Здоровья.

«Семь экологических дней Недели» — рекламный бред, выполняющий социальную миссию в городе, крае позволит увидеть и объединить воедино семь жизненно важных направлений.

В эти семь дней могут совершаться практические дела, которые становятся основой для всего года.

Проблема состоит еще и в том, что население не представляет в чем суть экологического образования. Это не учебный предмет и не теоретический научный термин, а реальные действия, которые помогут человеку сохранить не только природу, но жизнь и здоровье. Населению, чтобы понять и воспринять экологию в реальных жизненных ситуациях не хватает экологического всеобуча. Свалки мусора или выбрасывание бытового мусора куда придется, показывает отсутствие экологического воспитания у всех возрастных групп. С одной стороны, это сформированная привычка выбрасывать мусор именно там где хочу, и где придется, а не иначе, с другой, стороны, привычки хочу изменить, но не информирован или не правильно информирован «об уничтожении опасных предметов» (например, градусника, ламп освещения и т. д.). Практическая задача состоит в том, получив необходимую информацию потребителю нужна помощь в использовании полученной информации.

Социальная реклама выполняет двоякую функцию: экологического образования и экологического информирования.

Следует выделить два важных понятия составляющих смысловое значение экологического всеобуча:

1.      Экологическое образование;

2.      Экологическое информирование.

Экологическое образование — процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в обл. воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды. Термин введен на конференции, организованный Международным союзом охраны природы (МСОП) в 1970 г. [4].

Под экологическим информированием понимается процесс оповещения аудитории целенаправленно подобранной и адаптированной информацией в области экологии [4]. Рядовой потребитель не совсем понимает и представляет себе, в чем практическое содержание экологического информирования. Между тем существует реальная проблема в каждом доме, как безопасно избавиться от отживших вещей: старой бытовой техники, лампочек, градусников, макулатуры, металлолома и других предметов бывших в употреблении. Необходим механизм информирования по решению проблемы. Электронный справочник потребителя, установленный в общественных местах способен выполнять такую социальную задачу. Его четкая структура показывает потребителю, как решить экологическую семейную задачу о правильном потреблении и безопасной утилизации в любое удобное для потребителя время.

День Потребителя рассказывает жителям, сколько и чего мы потребляем (экологическое образование), предложит потребителю экологические товары и услуги. А именно в этот день потребитель может избавиться от ненужных вещей возле своего дома. Целесообразно организовать временные пункты приема и тем самым сделать прилегающую территорию чище. В организации таких пунктов приема могут принять участие различные организации заинтересованные не только в продвижении товаров и услуг, но и в развитии своей социальной и общественной деятельности. И в эти дни экологического всеобуча необходимо использовать аудиовизуальные технологии обучения. Экологическое образование в аудиовизуальных технологиях обучения первый шаг к организации системы практических навыков экологического всеобуча.

Литература:

1.         Агошкова Г. С. Аудиовизуальные технологии обучения: учебно-методическое пособие/ Г. С. Агошкова, Ю. Д. Овчиннков.- Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ,2012.-102с.

2.         Агошкова Г. С. Актуальные направления в аудиовизуальных технологиях: учебно-методическое пособие/Г. С. Агошкова,Ю. Д. Овчинников.- Краснодар: ФГБОУ ВПО КГУФКСТ,2012.-42с.

3.         Колпакова М. И. Методика комплексного использования аудиовизуальных средств экологического содержания на уроках географии России Дис.... канд. пед. наук: 13.00.02 СПб., 1998, 134c.

4.         Снакин В. В. Словарь-справочник. / В. Снакин. / Под ред. акад. А. Л. Яншина. — М.: Academia, 2000. — 384с.: ил. — Лит: 105 назв. (в конце): С. 381–384).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle