Библиографическое описание:

Бабицина И. М. Развитие региональной экономики на примере Тюменской области // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 377-382.

В работе рассмотрены задачи региональной экономики и направления социально-экономической политики Тюменской области.

Ключевые слова: региональная политика, социально-экономическое развитие, стратегия, динамика показателей.

In operation tasks of regional economy are considered and socio-economic policy of the Tyumen region.

Key words: regional policy, socio-economic development, strategy, dynamics of indicators.

Современный этап экономического развития страны характеризуется быстро растущим интересом к обширному комплексу региональных проблем. Пространственный аспект различных явлений оказывается в центре внимания при региональных исследованиях. Демография, социология, статистика, экология, геология, экономика отраслей — таков далеко не полный перечень в которых пространственные связи изучаемых явлений все в большей мере влияют на изучение региональных проблем. При этом в качестве критерия для отбора исследуемых явлений принимается их влияние на жизнь и деятельность человека. [1, с.4]

В настоящее время значение региональных вопросов резко возросло в связи с необходимостью усилить территориальный подход к регулированию народного хозяйства, управлению им в новых экономических условиях для обеспечения рациональных экономических связей между регионами, научно обоснованной хозяйственной специализации и комплексности, предотвращения автаркии в регионах.

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики, как и экономической географии, является анализ достигнутого уровня и тенденций экономического и социального развития и размещения производительных сил конкретной территории.

Анализ включает оценку природно-ресурсного, социального, экономического и научно-технического потенциалов, геополитической ситуации в территориальном разрезе, что позволяет учесть региональные особенности развития и размещения производительных сил отдельных регионов.

В программно-целевом прогнозировании временной разрез анализа охватывает ретроспективный период за 3–5 лет, предшествующие годам разработки прогноза, а также ожидаемые итоги функционирования экономики в год его разработки.

На основе анализа современного уровня экономического и социального развития вскрываются особенности участия региона в территориальном разделении труда, выявляются недостатки и диспропорции в развитии и их влияние на совершенствование хозяйственного комплекса региона, оцениваются сложившиеся транспортно-экономические связи. Результатом анализа служит формирование взаимоувязанной системы проблем, направления, решения которых должны просматриваться в специфических для каждого региона задачах развития.

Оценка современного уровня развития и размещения производительных сил должна выявлять его соответствие имеющимся социальным, природным и экономическим условиям и ресурсам, сложившемуся территориальному разделению труда, уровню научно-технического прогресса и вскрывать резервы ускорения социального и экономического развития, роста эффективности производства и рационализации природопользования.

При оценке уровня социально-экономического развития регионов и их места в экономике России могут использоваться абсолютные значения и темпы роста совокупного общественного продукта, национального дохода (по сумме валовой или чистой продукции отраслей материального производства), их доля в совокупном общественном продукте или национальном доходе в расчете на душу населения (в сопоставлении со средним по РФ уровнем), стоимость основных фондов, объемы капитальных вложений и т. п. Аналогичные показатели определяются в разрезе отраслей. При этом изучается сложившаяся структура промышленности, сельского хозяйства и других отраслей (используются показатели валовой, товарной, чистой продукции, численности занятых, стоимости основных фондов), определяется ее влияние на уровень развития и показатели региональной эффективности производства. Рассматриваются структурные сдвиги, дается их оценка с точки зрения соответствия природным, трудовым, материальным ресурсам, требованиям научно-технического прогресса, социальным и экологическим условиям территории. [1, с.58]

Западная Сибирь — мощная экономическая база России на Востоке, наиболее заселенная и хозяйственно развитая её часть. По объему промышленного производства она незначительно уступает Уралу и вплотную подошла к Центральному району, имея вдвое меньше населения (в 60-х годах между ними был более, чем трехкратный разрыв). На нее приходится свыше половины промышленной и сельскохозяйственной продукции восточных районов.

По душевым объемам инвестиций в основной капитал (165 % к уровню РФ) Западная Сибирь находится в России на первом месте, а налоговых платежей (145 %)- на втором (после Центра).

В общероссийском территориальном разделении труда Западная Сибирь выделяется газовой, нефтяной и угольной промышленностью (первое место в стране), черной металлургией (третье-четвертое место), машиностроением и химической промышленностью, а также сельским хозяйством. Здесь сложился крупнейший территориально-хозяйственный комплекс на базе нефтегазовых и угольных ресурсов. Наряду с этим район относится к числу основных по развитию зернового хозяйства и животноводства.

На долю Западной Сибири в России приходится 9/10 добычи газа, 2/3- нефти, 2/5- угля, 1/7 производства проката черных металлов, 1/7- химического волокна, 1/6- валового сбора зерна и 1/8- производства мяса и молока (при 1/10-населения). [2, с.477]

Ресурсный потенциал Западной Сибири огромен. По некоторым данным, она располагает почти 1/4 всего национального богатства страны, и его приходится на каждого жителя в два с лишним раза больше, чем в среднем по стране.

В Западной Сибири находится один из важнейших для экономики нашей страны регионов, самая большая область РФ — Тюменская. В ее состав входят два автономных округа: Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский. В территориальном разделении труда эта область является прежде всего главной базой по обеспечению страны и экспорта России углеводородным сырьем.

Тюменская область занимает специфическое стратегическое положение, так как находится вблизи от географического центра страны и на сравнительно небольшом удалении от экономически развитых регионов Центральной России, Урала, Поволжья. В то же время это создает определенные проблемы для экономического развития из-за удаленности от наиболее крупных западноевропейских и азиатских рынков.

Тюменская область располагает значительными водными ресурсами (это прежде всего реки Объ и Иртыш), которые наряду с полным обеспечением района водой имеют энергетическое значение и располагают рыбными ресурсами.

Лесные ресурсы расположены на всей территории Тюменской области, имеются крупные запасы леса, но их освоение на большей части невозможно из-за заболоченности и затопляемости территории и отсутствия дорог. Имеются возможности увеличения объемов заготовки и переработки древесины, но этот вид деятельности уступает нефтегазовой промышленности по оборотам денежных ресурсов и вкладу в валовой региональный продукт.

В структуре населения более 70 % составляют русские, из других национальностей 8,4 %- украинцы и 7,3 %- татары. Народы Севера- ненцы, ханты, манси- проживают в основном в северной части Тюменской области. Их доля незначительна, в Ханты-Мансийском автономном округе она составляет 1,6 %; в Ямало-Ненецком- 6,1 %. Вопросами сохранения экономических и социальных условий выживания народов Севера занимаются ассоциации малочисленных северных народов «Спасение Югры» и «Ямал- потомкам». [3, с.374]

Численность населения Тюменской области, тыс. чел. (на начало года) [4]

Тип населения

2010

2011

2012

2013

Тюменская область (включая автономные округа)

Все население, тыс.человек

3378,8

3405,3

3459,4

3510,7

Городское

2632,7

2663,6

2721,9

2768,4

Сельское

746,1

741,7

737,5

742,3

В процентах к общей численности

городское %

77,9

78,2

78,7

78,9

сельское %

22,1

21,8

21,3

21,1

Ханты-Мансийский автономный округ

Все население

1518,1

1537,2

1561,2

1583,9

Городское

1386,9

1406,5

1430,8

1454,5

Сельское

131,2

130,7

130,4

129,4

В процентах к общей численности

городское %

91,4

91,5

91,6

91,8

сельское %

8,6

8,5

8,4

8,2

Ямало-Ненецкий автономный округ

Все население

522,7

524,9

536,6

542,2

Городское

442,9

445,1

455,9

454,9

Сельское

79,8

79,8

80,7

87,3

В процентах к общей численности

городское %

84,7

84,8

85,0

83,9

сельское %

15,3

15,2

15,0

16,1

Юг Тюменской области

Все население

1331,1

1343,2

1361,6

1385,4

Городское

799,4

812,0

835,2

860,6

Сельское

531,7

531,2

526,4

524,8

В процентах к общей численности

городское %

60,1

60,5

61,3

62,1

сельское %

39,9

39,5

38,7

37,9

В отличие от России в целом и от подавляющего большинства других регионов страны, в Тюменской области в течение длительного времени отмечается постоянный рост числа проживающих как за счет естественного, так и особенно миграционного прироста, что в последнем случае было связано с ростом потребности в рабочей силе при освоении нефтяных и газовых месторождений и соответствующих льготах приезжающим из других регионов. За период формирования и развития нефтегазового комплекса севера Западной Сибири население ЯНАО увеличилось в 6,7 раз (с 80 тыс. чел. в 1970 г. — до 542,2 тыс. чел. в 2013 г.), ХМАО — почти в 6 раз (с 271 тыс. чел. до 1583,9 тыс. чел.). [5, с.30]

Для Тюменской области характерны очаговый характер размещения экономики, достаточно большие расстояния между городами и относительно низкая плотность населения. Размещение проживающих жителей региона крайне неравномерно, наибольшая концентрация населения существует на западе юга Тюменской области, в зоне города Тюмени и в Тюменском районе. Значительное население имеют города Сургут, Нижневартовск, Нефтеюганск, а также Сургутский, Нижневартовский, Нефтеюганский и Пуровский районы.

Плотность населения в Ямало-Ненецком автономном округе- 0,71 человек на 1 квадратный километр, в Ханты-Мансийском 2,847, в среднем по области она составляет 2,32 человека на квадратный километр.

В области наблюдается структурный дисбаланс между спросом и предложением трудовых ресурсов: сохраняется спрос на мужскую рабочую силу по массовым профессиям, а предложение исходит преимущественно от женской.

Около 90 % территории Тюменской области относится к зоне Севера с резко континентальным климатом, разница между максимальными летними и минимальными зимними температурами в течение года может достигать 70–80 градусов. На Севере Тюменской области экономическая деятельность связана с высокими затратами энергоресурсов, расходами на оплату труда, удорожанием строительства на заболоченных территориях и мерзлых грунтах, значительными транспортными расходами.

Ключевой особенностью Тюменской области является то, что на развитие ее экономики определяющее влияние оказывают природные факторы, прежде всего наличие нефтегазовых ресурсов. Добыча полезных ископаемых в этой зоне является основным видом деятельности. Экономика Тюменского Севера по объективным причинам является узкоспециализированной, все иные виды деятельности здесь носят обслуживающий или вспомогательный характер. Здесь открыто около 700 месторождений углеводородов, основная часть месторождений нефти расположена на территории Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), а месторождений газа — Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО). Другие природные ресурсы не оказывают столь значительного влияния на развитие региона.

Тюменская область богата следующими видами природных ресурсов: нефтью, газом, каменным и бурым углем, рудами черных и цветных металлов, химическим сырьем, строительными материалами. Здесь сосредоточена значительная часть всех потенциальных топливно-энергетических ресурсов России. Нефтяные и газовые месторождения разделены в толще осадочных пород, образуя основную часть Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Основные месторождения нефти сосредоточены в Среднем Приобъе (Самотлорское, Мегионское и др.; Усть-Балыкское, Федоровское в районе Нижневартовска. Месторождения природного газа находятся в приполярном районе (Медвежье, Уренгой и др.) и Заполярье (Ямбургское, Иванковское и др.). [3, с.373]

Валовой региональный продукт Тюменской области (в текущих основных ценах, млрд руб.) [4]

Регион

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Российская Федерация

18034,4

22492,1

27964,0

33908,8

32007,2

37687,7

45392,3

49919,9

Тюменская область

2215,6

2551,4

2758,8

3121,4

2870,3

3301,5

4112,6

4618,7

Юг Тюменской области

374,6

410,9

435,8

464,8

442,1

547,5

706,1

740,4

ХМАО

1399,3

1594,1

1728,3

1937,2

1778,6

1971,8

2440,4

2686,1

ЯНАО

441,7

546,4

594,7

719,4

649,6

782,2

966,1

1192,2

Тюменская область относится к регионам, которые вносят наибольший вклад в экономику страны, на нее приходится с 2005 по 2012 г. в среднем 8–12 % суммы ВРП (валовый региональный продукт) субъектов Российской Федерации.

Итоги 2012 года позволяют констатировать успешную реализацию планов в сфере экономической политики. Динамика основных социально-экономических показателей демонстрирует положительную направленность. В прогнозном периоде темпы роста производства работ и услуг будут опережать темпы роста производства товаров. Это повлияет на отраслевую структуру ВРП. Определяющим фактором изменений будет сдвиг в пользу производств, обслуживающих инвестиционный спрос (обрабатывающие производства, строительство, транспорт). При этом доля добычи полезных ископаемых, при постепенном увеличении физических объемов, в значительной мере зависит от ценовой конъюнктуры и темпов роста инфраструктурных отраслей и будет постепенно снижаться. Основными факторами, обеспечивающими рост объемов производства, являются реализация масштабных промышленных и инфраструктурных проектов, исполнение органами власти региональных программ по развитию малого и среднего предпринимательства, мероприятия по развитию агропромышленного сектора, связи, транспорта, туризма и других сфер экономики. По производству валового регионального продукта на душу населения Тюменская область в первой десятке субъектов Российской Федерации, данные успехи достигнуты во многом благодаря проделанной работе по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций. Сформированная нормативная база, развитие институтов и механизмов поддержки предпринимательства также дают свои плоды.

Структура денежных доходов по источникам поступления (в процентах) [4]

Регион

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Российская Федерация

Доходы от предпринимательской деятельности

11,4

11,1

10

10,2

9,7

8,9

8,9

8,6

Доходы от собственности

10,3

10

8,9

6,2

6,5

6,2

5,2

5,2

Другие доходы

26

27,4

28,1

25,7

27,7

26,9

27,5

26,2

Оплата труда

39,6

39,5

41,4

44,7

41,2

40,3

40,1

41,5

Социальные выплаты

12,7

12

11,6

13,2

14,9

17,7

18,3

18,5

Тюменская область

Доходы от предпринимательской деятельности

7,6

7,9

8

7,8

9,2

7,4

6,4

6,4

Доходы от собственности

13,4

12,8

11,2

9,9

9,9

3,6

3,9

4,0

Другие доходы

8,5

12,1

12,3

14,5

10,3

11,8

8,4

7,9

Оплата труда

63,1

60,0

61,3

60,0

60,7

64,5

67,2

67,4

Социальные выплаты

7,4

7,2

7,2

7,8

9,9

12,7

14,1

14,3

ХМАО

Доходы от предпринимательской деятельности

6,4

7,2

7,2

7,5

9,2

7,6

6,1

6,4

Доходы от собственности

17,5

17,3

14,2

12,5

11,7

3,7

3,9

4,3

Другие доходы

4,3

6,5

7,9

10,6

5,7

7,0

2,5

1,3

Оплата труда

65,1

62,3

63,9

62

63,9

69,3

73,6

73,8

Социальные выплаты

5,7

5,7

6,8

7,4

9,5

12,4

13,9

14,2

ЯНАО

Доходы от предпринимательской деятельности

7,3

7

6,7

7,1

7,2

5,6

5,8

5,5

Доходы от собственности

2,8

8,5

9,1

7,9

7,4

2,4

2,7

3,0

Другие доходы

4,4

4,9

4,0

3,3

1,6

2,6

0,5

0,9

Оплата труда

81

74,9

75,2

76,2

76,4

80,2

80,1

80,0

Социальные выплаты

4,5

4,7

5,0

5,5

7,4

9,2

10,9

10,6

Как видно из таблицы, наблюдается рост доходов людей по России и в Тюменской области в частности, что говорит о достаточно устойчивой тенденции социально-экономических процессов. Оплата труда и социальные гарантии государства дают большее процентное соотношение, чем все остальные доходы.

Уровень занятости (в процентах) [4]

Регион

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

Российская Федерация

61,3

61,7

63,1

63,2

62,0

62,7

63,9

64,9

64,8

Тюменская область, из них

65,5

64,5

67,0

68,3

66,7

66,4

67,8

68,5

68,0

ХМАО

67,1

67,4

68,4

69,8

70,1

70,1

69,7

70,5

69,8

ЯНАО

70,8

71,3

73,4

74,8

73,3

73,0

75,4

76,3

74,6

Кадровый потенциал региона остается на высоком уровне. Среди всех занятых в экономике доля имеющих профессиональное образование составляет около 73 %, при этом каждый четвертый из занятых с высшим образованием. В то же время в области, как и во всей России, отмечается старение населения и сокращение его доли в трудоспособном возрасте. Решением возникающей в связи с этим задачи является повышение производительности труда за счет внедрения новых технологий, подготовки новых кадров и повышения квалификации уже работающих специалистов, а также привлечение квалифицированных кадров из-за пределов региона. Развитость экономики делает область привлекательной для квалифицированных трудовых ресурсов, преобладающая часть приехавших — в трудоспособном возрасте.

Экономика Тюменской области является самым крупным источником доходов бюджетной системы страны в виде налогов и таможенных пошлин. Главная особенность Тюменской области состоит в том, что она была и до сих пор является ведущим производителем нефти в России в течение достаточного длительного времени. На Тюменскую область приходится добыча около двух третей от всей общероссийской нефти.

Тюменский регион специализируется на производстве энергоресурсов. Главными видами продукции регионального ТЭК являются нефть, газовый конденсат и газ, также сжиженные газы, электроэнергия. Тюменские энергоресурсы находятся пока практически вне конкуренции в стране по масштабам их производства и экономичности, т. е. сравнимые объемы углеводородного сырья не могут быть получены из каких-либо других источников из-за отсутствия соответствующих запасов и необходимой комплексной инфраструктуры на иных территориях страны.

Перспективные уровни добычи нефти и газа в Тюменском регионе, как и в других нефтегазоносных территориях Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока, определяются целевыми программами развития России на период до 2030 г., а также объективными рыночными условиями: внешним и внутренним спросом, мировым уровнем цен на газо- и нефтепродукты, развитием транспортной инфраструктуры, запасами и качеством разведанной сырьевой базы, темпами ее воспроизводства, налоговыми и лицензионными условиями, научно-техническими достижениями в разведке и разработке месторождений, соответствующими инновационным и модернизационным потенциалами регионов и региональных общностей.

Учитывая, что нефтегазовый комплекс останется базовым сектором развития ХМАО и ЯНАО на долгосрочную перспективу, предполагается, что главным фактором перспективного экономического роста для всех сценариев развития юга Тюменской области останется обслуживание нефтегазового комплекса автономных округов и развития Севера Тюменского региона. В то же время при условии наращивания новых высокотехнологичных производств, в том числе связанных с нефтегазосервисом, а также сектора социальных услуг появляются вполне реальные альтернативы традиционно сложившемуся типу развития территории юга Тюменской области. Развитие указанных новых производств и услуг призвано повысить устойчивость базовых секторов и экономики области в целом, сглаживая воздействие на хозяйство, систему расселения и бюджетную систему конъюнктурных колебаний в нефтегазовом секторе.

Литература:

1.         Региональная экономика. Основной курс: Учебник/Под ред. В. И. Видянина, М. В. Степанов.- М.: ИНФРА-М 2010.- 686 с.- Высшее образование

2.         Кистанов В. В. Региональная экономика России: учебник/ В.В Кистанов, Н. В. Копылов.- М.: Финансы и статистика, 2009.- 584 с.

3.         Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил): учебн. Пособие для бакалавров/ Э. Н. Кузьбожев, И.А. козьева, М. Г. Клевцова. — 2-е изд., перераб. И доп.- М: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011.- 566 с.- Серия: Бакалавр.

4.         Сайт федеральной службы государственной статистики «Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области» http://tumstat.gks.ru/

5.         В. А. Давыденко, Г. Ф. Ромашкина, Д. Ф. Скрипнюк, А. Н. Тарасова, Н. И. Диденко. УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИОНА: коллективная монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. 436 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle