Библиографическое описание:

Вдовина С. А., Вдовина Е. А. Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников в условиях профильной школы // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 679-681.

Образование — сложный и длительный процесс построения личностью своего образа, своеобразное становление самого себя. Образованным можно назвать не просто человека «обученного», закончившего школу или вуз, а человека, готового к самостоятельному и ответственному действию на основе своего выбора в профессиональной деятельности.

Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривается профильное обучение старшеклассников, отвечающее интересам нашего общества и учащейся молодежи. Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации обучения, когда за счет изменений в организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и профессиональными намерениями. При этом существенно расширяются возможности выстраивания индивидуальной образовательной траектории, формируется готовность к самоопределению.

Представление об общечеловеческой цели образования в педагогике второй половины ХХ века было пересмотрено под влиянием идей западной «гуманистической психологии», обогатившей педагогический словарь новыми терминами, начинающимися с корня «self» («само-»): самооценка, саморазвитие, самоопределение, самоактуализация и др. Философия «самости» раскрыта в работах Н. А. Бердяева, М. М. Бахтина, П. А. Флоренского, А. А. Ухтомского, К.Роджерса, А.Маслоу. Еще Я. А. Коменский обратил внимание на то, что природное начало в человеке обладает «самостоятельной и самодвижущей силой».

Воплощением идей гуманистической психологии стала гуманистическая педагогика, открыто провозгласившая целью образования самоактуализацию: реализацию личностью своих возможностей, способность к осознанному и ответственному выбору в разнообразных жизненных ситуациях. Среди отечественных педагогов идеи педагогического стимулирования самореализации высказывали В. И. Андреев, А. И. Кочетов, В. А. Караковский, А. И. Тубельский и др.

Современная психология и педагогика видят возможности самоопределения личности, прежде всего, в области главных жизненных ценностей: в поиске своего места в жизни (будущей профессии), определении смысла и цели своей жизни, выработке жизненных принципов и убеждений, формировании личностных идеалов.

Самоопределение — социальное, личностное, профессиональное — составляет основную задачу юношеского возраста. В основе процесса самоопределения лежит выбор будущей сферы деятельности. Однако профессиональное самоопределение сопряжено с задачами социального и личностного самоопределения, с поиском ответов на вопросы кем быть? и каким быть? с определением жизненных перспектив, с проектированием будущего. Профессиональное самоопределение, как правило, связывают с содержательной стороной направленности личности, с призванием; это важный объект формирования личности в процессе профессиональной ориентации. «Профессиональное самоопределение — процесс формирования субъектом самоопределения личностного отношения к профессиональной и трудовой деятельности» [3, с.94].

Личностное самоопределение Педагогический словарь (Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров) и Словарь-справочник по психологии (Н. И. Конюхов) трактуют почти тождественно: «Процесс и результат сознательного выбора личностью собственных позиций, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни» [6,38].

Теоретическая концепция социального самоопределения строится на достижениях педагогических концепций организации субъектной активности личности в процессе обучения, воспитания, социализации (Ковалев А. Г., Кон И. С.,Орлов Ю. М., Рожков М. И., Рувинский Л. И., Селевко Г. К., Цукерман Г. А., Фромм Э. и др.). Сторонники идеи самоопределения исходят из того, что ребенок — это всегда индивидуальность, которая стремится реализовать свою заданность. За выбор действия (или профессиональной деятельности) человек держит ответ перед самим собой, перед внутренними инстанциями своего сознания: он сам себе нечто запрещает, разрешает, побуждает к действию. Можно сказать, проявляет личностное самоопределение, ориентируясь на систему ценностей общества.

Профессионально-личностное самоопределение — это процесс и результат сознательного выбора и утверждения личностью своей позиции в конкретных профессионально-жизненных ситуациях [2, с.4]. Создание таких ситуаций возможно в условиях профильного обучения.

Введение профильного обучения на старшей ступени выдвигает перед школой и педагогической наукой проблему организации системной подготовительной работы с учащимися. В Концепции профильного обучения отмечается, что «реализация идеи профилизации обучения на старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора — предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» [7, с.18].

Для того чтобы такой выбор был осознанным и обоснованным, требуется оказать учащимся необходимую педагогическую поддержку, направленную на самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и образовательных потребностей. Выделяют несколько этапов психолого-педагогического сопровождения предпрофильного обучения: пропедевтический, основной, завершающий.

Пропедевтический этап — это информирование родителей, учеников и учителей о профилях и профильных классах, которые будут скомплектованы, о программах, требованиях к ученику, его способностях, о процедуре зачисления. Психолого-педагогическое сопровождение профильной ориентации заключается в организации диагностических процедур, позволяющих прогнозировать предрасположенность к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях профильного обучения.

Довольно часто психолого-педагогическое сопровождение в профильном обучении понимается слишком узко: как массовое диагностирование учащихся. На самом деле это деятельность всего педагогического коллектива, включающая:

1.      Организацию внешних связей (межшкольные учебные комбинаты, центр занятости населения, учебные заведения области и города);

2.      Методическое обеспечение предпрофильной подготовки и профильного обучения;

3.      Информирование и консультирование всех участников образовательного процесса;

4.      Организацию предметных олимпиад, элективных курсов;

5.      Диагностическую работу.

В ходе диагностики идет анализ, рефлексия правильности выбора ребенка, поэтому необходимо «регулярно проводить диагностику и самодиагностику в контексте самопознания: оценка степени выраженности личностных качеств, диагностика Я-концепции, изучение самооценки с помощью методики ранжирования, исследование самоотношения, изучение жизненных ценностей» [1, с.502]. Для ученика педагогическая диагностика выполняет функцию педагогического сопровождения, позволяя ему выбирать и выстраивать свой образовательный маршрут. Для учителя — направлена на выявление затруднений ученика как внутри предметной области, так и в личностном плане, с целью оказания помощи [4, с.13]. Вся диагностическая работа в рамках предпрофильной подготовки этого этапа распадается на два блока:

1.                  Блок общей диагностики — включает в себя изучение интересов, склонностей, желаний учеников, желаний родителей, экспертные оценки учителей;

2.                  Блок углубленной диагностики — используется психологом в отдельных случаях при затруднении выбора профиля, по запросу подростка.

Е. А. Климов отмечает восемь основных факторов, определяющих профессиональный выбор: позиция старших, семьи; позиция сверстников; позиция школьного педагогического коллектива; личные профессиональные и жизненные планы; способности и их проявления; притязание на общественное признание; информированность о той или иной профессиональной деятельности; склонности [5]. В ряду основных факторов выбора профессии психологи обычно называют следующие: интересы(познавательный, профессиональный, склонности); способности (как психологические механизмы, необходимые для успеха в определенном виде деятельности); темперамент; характер. Это так называемая инвариантная часть — это дар природы, генетическая основа личности. Следующая группа факторов (вариативные) включает в себя: уровень подготовки (успеваемости), информированности о мире профессий.

Задача педагогов организовать профориентационную работу таким образом, чтобы максимально учесть как вариативную часть личности, так и инвариантную и избежать ошибок в выборе профиля обучения. Трехступенчатый подход «пропедевтика предпрофильного обучения — предпрофильная подготовка — профильное обучение» уменьшит возможное число ошибок в выборе профиля обучения и области дальнейшей профессиональной деятельности.

Основной этап — (период обучения в 9-м классе) — моделирование видов образовательной деятельности, востребованной в профильной школе, и принятие решения в различных образовательных ситуациях, проектирование будущей профессиональной перспективы. На данном этапе проводится диагностика «Готовность к выбору профессии» (профиля обучения), которая позволяет выявить пробелы в профессиональной ориентации и в дальнейшем ликвидировать отсутствие, несформированность знаний о многообразии профессий и требований к их освоению. В этом случае проектированию подростком своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней будет способствовать целенаправленная работа в рамках информационно-ориентационных элективных курсов.

На завершающем этапе производится оценка индивидуальных возможностей учащихся через углубленную диагностику и профессиональные пробы в межшкольном учебном комбинате. Диагностика профессиональных намерений позволяет уточнить планы на будущее и пути их реализации. Предметно-профессиональное консультирование дает внутреннюю уверенность в правильности своего выбора. Формируется портфолио достижений учеников. Все эти мероприятия содействуют процессу профессионального самоопределения и личностного развития школьника.

Литература:

1.      Бырдина О. Г. Педагогические средства формирования профессионально-ценностного самоотношения студентов педвуза // Молодой ученый. 2013. № 10. С. 501–503.

2.      Вдовина С. А., Вдовина Е. А. Психолого-педагогическое содействие в профессионально-личностном самоопределении старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 9(20). С.2–7.

3.      Воронина Е. В. педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2013. № 9(20). С. 94–99

4.      Гутник И. Ю. Организация педагогической диагностики в профильном обучении: учебно-методическое пособие для учителей / И. Ю. Гутник.-СПб.: КАРО, 2005.

5.      Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. — М.: Академия, 2004.

6.      Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. — М.: Академия, 2001.

7.      Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Официальные документы в образовании. 2002. № 27. С.13–33.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle