Библиографическое описание:

Бухаленко Н. П. Управление самостоятельной деятельностью учащихся в ходе учебных занятий // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 676-678.

Управление самостоятельной деятельностью — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Обучение самостоятельности учащихся является составной частью обучения учащихся. Эта задача для каждого учителя является одной из главных.

Главной функцией самостоятельной деятельности является развитие самостоятельности, интеллектуальных умений (самоконтроль, умение выделять главное и так далее), наблюдательности и другое, а также формирование таких черт личности как умение преодолевать трудности, любознательности, товарищеской взаимопомощи, владение базовыми знаниями, умениями и навыками, уверенности в своих силах.

Процесс управления должен обеспечивать реализацию образовательной, развивающей, воспитательной функций самостоятельной деятельности учащихся на уроке и дома.

При организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке я использую различные формы обучения: коллективная или фронтальная, звеньевая, кооперативно — групповая, индивидуальная, а также методы обучения: работа с учебной литературой, работа с дидактическими карточками, игровая деятельность, проектная деятельность.

Существуют следующие виды самостоятельных работ, которые использую на уроках химии и биологии:

-       Самостоятельная работа с предварительным разбором. Даётся подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается подобная задача.

-       Решение задач с последующей проверкой. Учащиеся выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу.

-       Тестовые задание с готовыми ответами. Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору некорректных заданий.

-       Химические диктанты с взаимопроверкой.

-       Биологические диктанты с взаимопроверкой.

-       Дидактические игры («Путешествие по эукариотической клетки», «Своя игра по биологии», «Химическое лото», «Занимательная химия», «Кто лишний?», «Найди ошибку», «Парад химических элементов», «Химические анаграммы, логогрифы, метаграммы, шарады», «Ребусы и кроссворды по биологии» и другое).

-       Подготовка кратких сообщений, рефератов, исследовательских работ.

-       Предметные недели по химии и биологии.

-       Работа над выполнением наглядных пособий (схем, таблиц, кластеров) и другое.

С целью развития мышления, творческих способностей учащихся провожу уроки решения задач, взаимообучения, самообучения. Использую в работе нетрадиционные формы: уроки — игры и уроки — путешествия, практикумы, дидактические игры, интегрированные уроки. Они интересны по содержанию, позволяют активировать учебный процесс, помогают учащимся реализовать свои интеллектуальные возможности. Применяю на уроках различные тренажеры, карточки, опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы выполнения различных заданий, в том числе лабораторных и практических работ. Использую различные формы контроля: тестирование, зачёты, срезы по итогам контрольных и самостоятельных работ, которые развивают их умственные способности и внимание, тренируют память, вырабатывают наблюдательность, способствуют лучшему усвоению и закреплению знаний.

Управление самостоятельной деятельностью включает целеполагание, планирование, организацию, корректировку и оценку деятельности учащихся, диагностику ее результатов.

Самостоятельная деятельность учащихся помогает повышению эффективности обучениякак в отношении овладения системой знаний, умений и навыков, так и в отношении развития способностей в умственном и физическом труде. Понимая, что урок — основная форма организации учебно-воспитательного процесса, думаю над тем, как вовлечь учащихся в активную познавательную деятельность на уроке, воспитать у них потребность в знаниях по химии и биологии и тем самым получить конечный результат: глубокие знания предмета.

Важной особенностью организации мной учебного процесса является достижение всеми учащимися обязательного уровня химической и биологической подготовки, зафиксированного в инструктивно-методическом письме и учебной программе по «Химии» и «Биологии». Планирование обязательных результатов обучения включает в себя постоянный контроль за их достижением, оказание эффективной помощи неуспевающим. Но вместе с тем, стараюсь не ограничивать обучение всех учащихся минимальным уровнем обязательных требований: важно стремиться к более полному раскрытию химических и биологических способностей у учащихся.

При подготовке к уроку и на уроках стараюсь применять полученные знания при решении педагогических, учебно-воспитательных и научно-методических задач с учётом возрастных и индивидуальных различий, психологических особенностей учащихся и конкретных педагогических ситуаций.

Самостоятельная деятельность как форма развития познавательного интереса у учащихся на всех этапах урока и в домашнем задании характеризуется как активная, так как позволяет управлять процессом учения, способствует развитию мышления и стимулирует учебную деятельность. Результативность самостоятельной деятельности определяется индивидуальным и дифференцированным подходом к учащимся в процессе их обучения, так как взаимосвязь всех видов самостоятельных работ в системе обуславливает прочные знания. Все эти действия направлены на создание знаний плюс информация, которую дают на уроках — все это приводит к развитию познавательного интереса.

Для большей эффективности самостоятельной деятельности учащихся после изучения главы, например «Химический состав клетки», применяю тестовые задания с одним правильным ответом. На первый взгляд, кажется, что выбрать из предложенных ответов правильный значительно проще, чем выполнять решения по стандартной схеме, но в реальности оказывается, что, отвечая на вопросы теста, ученик проделывает более объёмную работу, так как среди вариантов могут быть термины, понятия из ранее изученных глав. Этот вид деятельности помогает ему продуктивнее заниматься на уроке.

При изучении химии и биологии учащиеся должны знать и понимать химические и биологические обозначения, термины, понятия. Для этого использую химические и биологические диктанты, позволяющие ученику самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями, терминами, понятиями.

Для успешной организации самостоятельной деятельности должны быть созданы условия, при которых обеспечивалась бы возможность активной роли учащихся, возможность систематического упражнения в самостоятельном получении знаний и в систематическом их применении. К ним относятся:

-       использование в образовательном процессе дидактических средств, оптимизирующих деятельность учащихся;

-       усиление роли контрольно — диагностических процедур для повышения эффективности самостоятельной деятельности;

-       формирование самостоятельного поиска у учащихся через использование дидактических средств образовательного процесса;

-       учет индивидуальных особенностей учащихся;

-       методически правильная организация объема самостоятельной работы;

-       обеспечение учащихся необходимым методическим материалом при выполнении самостоятельной работы;

-       контроль за ходом самостоятельной работы;

-       оценивание ученика за ее качественное выполнение.

Определяя исходные положения управления самостоятельной работой учащихся, учитываю, что учащийся, как субъект учения через цель, заданную учителем, сам планирует, организует и реализует процесс получения необходимого продукта, обогащая свой познавательный и профессиональный опыт новыми результатами — знаниями, навыками, умениями, новыми продуктами деятельности, новыми личностными качествами. При этом учащийся:

1.      Планирует свои действия, то есть выбирает свои цели, определяет программы и методы их достижения;

2.      Организует, то есть объединяет свои ресурсы для решения поставленных задач;

3.      Управляет своей деятельностью, то есть осуществляет самоконтроль с последующей коррекцией своих действий;

4.      Осуществляет связь на основе передачи информации, обеспечивающей принятие решения.

Эффективность самостоятельной деятельности достигается, если она является одним их составных элементов учебного процесса, и для нее предусматривается время на каждом уроке, если она проводится планомерно и систематически, а не случайно и эпизодически.

Организация самостоятельной деятельности — это отбор средств, форм и методов, стимулирующих познавательную активность учащихся.

В процессе управления самостоятельной деятельностью не последнее место принадлежит учителю, так как он и так принимает участие в организации педагогического процесса. В связи с этим следует перечислить следующие принципы управления:

1.      Разделение всего учебного материала изучаемой дисциплины на отдельные учебные главы и темы;

2.      Определение дидактических целей с помощью терминов, выражающих контролируемые деятельности учащихся;

3.      Управление самостоятельной работы учащихся посредством методических и дидактических средств;

4.      Систематическая обратная связь, выступающая в виде самоконтроля и со стороны преподавателя;

5.      Полное освоение соответствующих дидактических целей, перевоплощенных в познавательные задачи.

Методы и формы самостоятельной деятельности вооружают знаниями, умениями и навыками; содействуют воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся; развивают их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес; выявляют и реализуют потенциальные возможности учащихся; приобщают к поисковой и творческой деятельности.

Таким образом, для успешного обучения учащихся необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями через организацию самостоятельной деятельностью, так как руководство ею остается ответственной и сложной задачей каждого учителя.

Литература:

1.      Пидкасистый П. И. «Самостоятельная деятельность учащихся». — М., 1972. — 42с.

2.      Жарова Л. В. «Управление самостоятельной деятельностью учащихся» — Л., — 1982.

3.      Пидкасистый П. И. «Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в обучении» — М, 1980.

4.      Каплунович И. Я. Измерение и конструирование обучения в зоне ближайшего развития // Педагогика. — 2002г. — № 10 с.37–44.

5.      Нильсон О. А. «Теория и практика самостоятельной работы учащихся» — Тал., 1976.

6.      http://www.5ka.ru/62/13615/1.html

7.      http://txt.rushkolnik.ru/docs/index-130818.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle