Библиографическое описание:

Гордюшкин Д. А., Шварцкопф Е. Ю., Козырева О. А. Возможности и качество моделирования педагогических средств будущими педагогами по ФК как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 690-692.

Практика создания педагогических средств в широком понимании явления всегда обусловлена процессом выделения и решения субъектно-средовых противоречий, определяющих возможности и способы решения в структуре гуманистических концепций педагогически обусловленных явлений и феноменов.

Для создания и реализации условий продуктивного становления личности в ресурсах формирования культуры самостоятельной работы необходимо пройти несколько ступеней, определяющих приоритеты и возможности личности педагога в структуре ведущей деятельности и общении.

Попытаемся раскрыть модели и типологию формирования культуры самостоятельной работы педагога, включенного в условия непрерывного профессионального образования, в контексте постановки и верификации задачи оптимизации продуцирования педагогических средств [1–7].

Под педагогическими средствами будем понимать классическое понимание термина — продукт материального и идеального, определяемый в структуре детерминации, верификации и оптимизации профессионально-педагогической деятельности субъектов обучения и образования, воспитания и социализации, иными словами — субъектов педагогического взаимодействия, определяющих и верифицирующих качество формирования социальных приоритетов и возможных способов объективного изменения внешнего пространства и внутреннего мира личности, визуально отражающихся в различных позитивных формах культурно-исторического пространства.

В ресурсах формирования культуры самостоятельной работы (КСР) мы будем придерживаться модели КСР, состоящей из 4-х уровней: 1) объектный уровень формирования (сформированности) КСР — это уровень владения всевозможными способами фиксации информации, 2) индивидуальный уровень формирования (сформированности) КСР — это уровень владения всевозможными способами фиксации и визуализации информации, использования моделирования в структуре педагогической и профессионально-педагогической деятельности, 3) субъектный уровень формирования (сформированности) КСР — это уровень практического использования разработанных педагогических средств с частичной передачей социально-профессионального опыта, 4) личностный уровень формирования (сформированности) КСР — это уровень реализации идей авторской школы, определившей на предыдущем этапе направление и возможности педагогического взаимодействия в ресурсах одного или нескольких видов решаемых и оптимизируемых противоречий.

На первом уровне — на объектном уровне формирования (сформированности) КСР педагог создает идеальные педагогические средства. К самым распространенным такого рода видам относится конспект занятий и тематическое планирование дидактических курсов и учебных дисциплин. Кроме того, все способы и виды фиксации информации определяют способность грамотно систематизировать и отображать изучаемое в соответствии с нормами культуры, ФГОС, возможностями и среды, и субъектов, а также различными ситуативными факторами, накладывающих определенные рамки на поиск оптимальных способов и форм решения той или иной педагогической задачи.

На втором уровне — на индивидуальном уровне формирования (сформированности) КСР педагог создает в своей практике различные модели, позволяющие облегчить различные грани и возможности полисубъектных отношений и педагогического взаимодействия. На данном уровне создаются различные теории, концепции, программно-педагогическое обеспечение, электронные учебники и пр.

На третьем уровне — на субъектном уровне формирования (сформированности) КСР педагог оптимально решает в личной практике педагогические задачи, которые он ставит или которые ему приходится ситуативно решать. На данном уровне он может лично обмениваться опытом, создавать условия для принятия данных идей не только узким кругом лиц, включенным в процесс верификации качества оптимизируемого процесса, но и распространение опыта в структуре педагогического общения и научно-педагогических публикациях.

На четвертом уровне — на личностном уровне формирования (сформированности) КСР педагог создает и реализует идеи своей школы, распространяющей в учебниках, технологиях, педагогических средствах идеи, концепции, теории педагогического взаимодействия, фасилитирующие верификацию и оптимизацию той или иной грани педагогического взаимодействия — воспитания, обучения, образования, развития, социализации, адаптации и пр.

Рассмотрим на примере изучения курса «Основы туризма. Учебная практика по туризму» специфику и качество моделирования педагогических средств, фасилитирующих постановку и решение оптимизируемых педагогических задач.

В структуре подготовки будущего педагога по ФК имеет место быть и репродуктивная, и продуктивная составляющая современного обучения. Для верификации репродуктивной составляющей курса «Основы туризма. Учебная практика по туризму» специально разработано учебно-методическое пособие [1], в котором представлено 6 вариантов дидактического тестирования, состоящего из заданий типа А+В+С, 10+5+1.

Тип «А» — это однородные тестовые задания типа:

……………………… область социально-педагогического знания, фасилитирующая будущему педагогу по физической культуре практико ориентированный выбор форм, ресурсов, методик, технологий, средств, методов, принципов управления отдыхом и досугом подрастающего поколения через различные активные и пассивные формы путешествий и прогулок, экскурсий и марш-бросков, сплавов и походов.

А.        Основы туризма

В.        Основы спортивного ориентирования

С.        Учебная практика по туризму

D.        Основы регионоведения

Тип «В» представлен следующим видом заданий:

XI. Установите соответствие между элементами двух множеств (двух колонок).

А.

Туризм внутренний

1.

туризм лиц, постоянно проживающих в РФ, в другие страны

В.

Туризм въездной

2.

туризм в пределах территории РФ лиц, постоянно проживающих в РФ

С.

Туризм международный

3.

туризм в пределах территории РФ лиц, не проживающих постоянно в РФ

D.

Туризм выездной

4.

туризм въездной или выездной

XII. Установите соответствие числам натурального ряда (1, 2, 3, … n), т. е. установите в порядке величины (значимости) ниже приведенные термины.

Установите в порядке возрастного критерия возможность использования следующих видов и форм туризма: ………………………

А.        Сплав

В.        Поход

С.        Тропа здоровья

D.        День здоровья

XIII. Установите правильную последовательность действий, отношений, событий и пр.

Вы остановились на привале — последний день похода. Решили устроить праздничный обед. И всё уже было в котле готово, как пролетавшая птица справила нужду прямо в котел. Ваши действия.

А.        Успокоить всех, сказав, что это к богатству или к прибыли.

В.        Занять всех каким-либо интересным и полезным делом.

С.        Из неприкосновенных запасов взять часть провианта и быстро приготовить еду.

D.        Создать такую психологическую обстановку, что полученная еда — лучшее, нежели всё то, что могло бы быть в худшем варианте, — пошутить.

XIV. Выберите два и более правильных ответов.

По источникам финансирования виды туризма подразделяются на ……………………

А.        краткосрочный

В.        социальный

С.        коммерческий

D.        индивидуальный

XV. Впишите пропущенное слово.

……………………… — специальное средство для переноса вещей за плечами, применяемое туристами в походах.

Тип «С» представлен кейс-заданием, приведем пример такого рода заданий.

XVI. Предложите форму творческого отчета студента или обучающегося системы СПО, готовящих будущих педагогов по ФК, в системе подготовки и анализа сформированных знаний, умений, навыков, компетенций по изучению курса «Основы туризма». Данную форму представьте в таблитизированной, балльно-рейтинговой системе визуализации и оценки.

Тип «С» — это продуктивное задание, определяющее возможности педагогического моделирования в структуре постановки и решения педагогически детерминированных ситуаций.

Продуктивные задания могут быть представлены в различных видах. Для курса «Основы туризма. Учебная практика по туризму» это могут быть различные разработки форм и видов туристических занятий (тренировки, соревнования, слеты и пр.), разработка видеофильмов, презентаций и пр.

Единство и дополнение репродуктивной и продуктивной составляющих современного обучения обусловлено природой детерминации качества и востребованности современного образования. Продукты деятельности и качество данных продуктов определяется потребностями, ценностями, смыслами, возможностями и личности, и пространства, спецификой учета различных граней модели «хочу — могу — надо — есть», ситуативным фактором протекания полисубъектных процессов и пр.

Например, в структуре дидактического тестирования из-за отсутствия программного обеспечения возможен традиционный анализ сформированности знаний, умений, навыков, компетенций по разработанным дидактическим тестам. Для этого необходимо заготовить такие таблицы, по которым будет удобно проверять получаемый материал. Кроме того, необходимо учитывать возможность его продуцирования на современной множительной технике [7], — для этого достаточно расположить данные структуры удобно не только для проверки, но и для хранения результатов обученности, т. е. компактность является следующим условием, определяющем получение продукта — педагогического средства, обеспечивающего возможность решения поставленной проблемы.

Литература:

1.         Шварцкопф, Е. Ю. Контрольно-измерительные материалы курса «Основы туризма»: учеб.-метод. пособ. для студ. бакалавров направления подготовки «050100 — Пед. образование», профиля — «Физическая культура»/Е. Ю. Шварцкопф, А. И. Платоненко, Е. О. Меркушев; под общ.ред. О. А. Козыревой.- Новокузнецк: КузГПА,2013.- 51 с.- ISBN 978–5–85117–758–3.

2.         Козлов, В. С. Верификация педагогических условий формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК / В. С. Козлов, О. А. Козырева, Е. Ю. Шварцкопф // СОЦИОСФЕРА. — 2014. — № 1. — С. 253–255.

3.         Шварцкопф, Е. Ю. Специфика определения видов продуктивности в структуре формирования культуры самостоятельной работы / Е. Ю. Шварцкопф, А. И. Платоненко, О. А. Козырева, Т. В. Киселева // Молодой ученый. — 2013. — № 2. — С.414–418.

4.         Козырева, О. А. Формирование культуры самостоятельной работы педагога в структуре моделирования и апробации системы принципов педагогического взаимодействия / О. А. Козырева, Т. И. Кучко, Е. Ю. Шварцкопф // Вестник КузГПА. — 2012. — 11 (25). — 9 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://vestnik.kuzspa.ru/articles/111/ [дата обращения 19.04.2014]

5.         Щербакова, И. И. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре в структуре успешности профессионально-педагогической деятельности / И. И. Щербакова, Е. Л. Чеснова, О. А. Козырева, Е. Ю. Шварцкопф // Актуальные вопросы современной педагогики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. — С.160–163.

6.         Шварцкопф, Е. Ю. Определение и реализация системы принципов профессионально-педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Учебная практика по туризму» /Е. Ю. Шварцкопф, О. А. Козырева //Проблемы становления профессионала: матер. Междун. науч.-прак. конф. — Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», издательский центр «Социосфера», 2013. — С. 28–30.

7.         Шварцкопф, Е. Ю. Специфика изучения основ туризма будущими педагогами по ФК /Е. Ю. Шварцкопф, К. С. Грецкая, О. А. Козырева //Педагогическое мастерство: матер. IV Междун. науч. конф. (г. Москва, февр. 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 266–268.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle