Библиографическое описание:

Коверга А. О. Профессиональная идентичность как объект профориентационной работы менеджера по персоналу // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 799-803.

Современные психологические знания базируются на стремлении индивидуума познать самого себя, соотнести свое внутреннее состояние с внешними обстоятельствами и действовать по ситуации, сложной и постоянно меняющейся на преимущественном характере идентичности в сфере взаимодействия с обществом. В современных исследованиях понятие «идентичность» широко разработано для построения и развития будущего менеджера по персоналу. Это важно, т. к. профессиональная идентичность во многом обеспечивает маршрут профессионального становления специалиста [1].

Для того, чтобы определить роль профессиональной идентичности в профориентационной работе менеджеров по персоналу мы провели специальное исследование в котором участвовали студенты 1–3 курсов факультета управления и психологии, специальности «Управление персоналом». В целом совокупная выборка исследования составила 84 человека.

Студенты в возрасте 18–21 лет (период ранней взрослости) стали презентативной выборкой для определения статуса профессиональной идентичности и его связи с типом профессии, потому что именно в этот возрастной период происходит идентификация будущих специалистов. Чтобы увидеть динамику этой связи мы выбрали студентов 1, 2 и 3 курсов. Молодые люди пытаются идентифицировать себя с выбранной профессией, исходя из собственных представлений и теоретических знаний, полученных во время учебы.

Для изучения роли профессиональной идентичности в профориентационной работе менеджера по персоналу мы воспользовались следующими методиками:

1.                  «Тест на диагностику профессиональной идентичности» Л. Б. Шнейдер ¬ выявляет наличие определенного статуса профессиональной идентичности

2.                  «Дифференциально–диагностический опросник» Е. А. Климова ¬ по результатам составляет иерархию профессиональных предпочтений по той или иной профессии.

«Дифференциально–диагностический опросник» Е. А. Климова предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий: «человек–человек», «человек–художественный образ», «человек–знаковая система», «человек–техника».

Для специальности «Управление персоналом» явно соответствуют статусы «человек–человек» и «человек–знаковая система». Усидчивость, вдумчивость и умение рассуждать, сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки одни из особенностей личности, которые полно характеризуют менеджера по персоналу. При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем. При этом специалист должен уметь взаимодействовать с окружающими, иметь устойчивое хорошее настроение в процессе работы с сотрудниками, способность понимать намерения, помыслы, настроения людей, умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей, умение находить общий язык с разными людьми [6].

Первокурсники, в этом плане, по своим профессиональным предпочтениям не соответствуют специальности менеджера по персоналу. На первом месте, по результатам опроса, у студентов тип «человек-художественный образ», на втором месте «человек-человек», и только на пятом месте «человек-знаковая система». Мы можем утверждать, что они еще не ознакомлены со спецификой своей профессии, что важно и значимо для их профессионального будущего. Первый год своего обучения в университете воспринимается молодыми людьми, как общий курс подготовки, отличающийся от школы другим распорядком дня и углубленностью уже известных им предметов. Во много это обусловлено неактивной профориентационной работой, отсутствием многих направлений: ознакомительных тренингов, комплексных и нетрадиционных форм обучения, построения профессиональных планов, оценки готовности к избранной деятельности и т. д.

Аналогичная ситуация наблюдается и у второкурсников. Тип «человек-художественный образ» остается на первом месте, «человек-человек» и «человек-знаковая система» сохраняются на незначительных позициях. Студенты уверены в том, что специальность «менеджер по персоналу» это, прежде всего, активное общение с людьми, творческое проявление и нестандартное представление себя и своих талантов. Но, следует отметить, что не стоит ставить это на первое место в работе. Должно быть гармоничное сочетание всесторонних знаний и умений.

Таблица 1

Иерархия предпочтений сфер труда студентов

Курс 1

Курс 2

Курс 3

I

Человек–художественный образ

Человек–художественный образ

Человек–человек

II

Человек–человек

Человек–человек

Человек–художественный образ

III

Человек–техника

Человек–природа

Человек–знаковая система

IV

Человек–природа

Человек–техника

Человек–техника

V

Человек–знаковая система

Человек–знаковая система

Человек–природа

И только к 3 курсу, студенты осознают значимость профессии, не только со стороны активности в общении с людьми, творчества и креативности, но и с документооборотом, что является одной из важных частей работы специалиста по персоналу. Третьекурсники, по опыту своего первого практического выхода в профессиональную среду, пересматривают свои предпочтения. Оценивают свои способности по значимым критериям для своей профессии, что отражается в пересматривании приоритетов.

Эта динамика отражается в некотором сдвиге в профессиональной идентичности. Чем больше студенты принимают предпочтения выбранной ими профессии, тем более тормозится развитие профессиональной идентичности. На примере 3 курса — они хотят работать, они знают, что им необходимо для совершенствования, но они не идентифицируют себя с профессией. Во многом это объясняется высокой ролью типа профессии «человек–художественный образ». Многие желают выделиться за счет творчества, искусства, но не предают значение тому, что им необходимо работать в другом направлении.

По Дж. Марсиа идентичность — это структура «эго», внутренне самосозидающаяся, динамическая организация способностей, убеждений и индивидуальной истории. Проявляется структура «эго» через решение проблем, через способы выхода из кризиса [1].

Дж. Марсиа разработал статусную модель идентичности как методологический план к эриксоновским теоретическим представлениям с целью их эмпирического изучения. В настоящее время эта модель приобрела самостоятельное значение. Дж. Марсиа выделил четыре статуса идентичности (состояния идентичности) — это четыре варианта окончания кризиса идентичности в возрасте от 18 до 21 года (для американской молодежи). В качестве поведенческих индикаторов, дифференцирующих наличие или отсутствие идентичности, было выделено:

1.         Принятие или непринятие обязательств (commitment), т. е. наличие или отсутствие приверженности личностно значимым целям, ценностям и убеждениям;

2.         Прохождения или непрохождения кризиса, исследования альтернатив (crisis, explorationofalternatives), предшествующего выработке обязательств.

Соответствующим образом, были выделены следующие статусы идентичности человека (см.табл.2.):

1.                  Достигнутая идентичность;

2.                  Предрешенная идентичность;

3.                  Диффузная идентичность;

4.                  Мораторий

Л. Б. Шнейдер расширила классификацию статусов профессиональной идентичности, разработанной Дж.Марсиа, дополнив ее пятым статусом — псевдоидентичность (гиперидентичность) [2].

Таблица 2

Классификация статусов профессиональной идентичности

Определяющие факторы

Статусы профессиональной идентичности

Достигнутая позитивная

предрешенная

диффузная

мораторий

гиперидентичность

Кризис

+

++

Приятие обязательств

+

+

+

+

В результате тестирования по методике Шнейдер Л. Б., было определено, что большее количество студентов 1–3 курсов (более половины) находятся в состоянии кризиса. Диффузная профессиональная идентичность, мораторий — это те статусы студентов, согласно классификации Шнейдер Л. Б., которые наиболее выделяются и характеризуют состояние неопределенности (см. табл.2).

Таблица 3

Статусы профессиональной идентичности студентов

Статус ПИ

Курс 1 (n=36чел)

Курс 2 (n=26 чел)

Курс 3 (n=22 чел)

абс.

%

абс.

%

абс.

%

Преждевременная

3

8,3

4

15,4

0

0

Диффузная

14

38,9

6

23,1

7

31,8

Мораторий

7

19,4

5

19,2

7

31,8

Достигнутая позитивная

8

22,2

5

19,2

4

18,2

Псевдопозитивная

4

11,1

6

23,1

4

18,2

Диффузная профессиональная идентичность более всего выражена у 1 курса. Можно утверждать, что первокурсники не выбрали себе профессиональную роль, не выработали сколько-нибудь четких убеждений и взглядов. Они или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались не способны решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности молодые люди переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности.

Следует отметить, что не малое количество первокурсников отличаются статусом достигнутой позитивной идентичностью. Такие молодые люди сформировали для себя определенную совокупность личностно-значимых целей и убеждений, которые обеспечивают им чувство направленности и осмысленности профессионального пути.

Также можно отметить, что у 1 курса, есть представители со статусом псевдопозитивной профессиональной идентичности (гиперидентичности). Этот статус характерен для специалистов с внушительным стажем работы, кем первокурсники не являются. Мы можем говорить о том, что студенты при высокоположительном оценивании собственных качеств стремятся достичь цели любыми средствами.

Среди третьекурсников присутствуют студенты с уже целенаправленными убеждениями по отношению к профессии менеджера. Но их немного, что говорит о глубоком кризисе студентов. Диффузный статус и мораторий, наблюдается у более 60 % студентов. Конфликт между идеальными и реальными образами объекта, субъектно–субъектных и субъектно–объектных отношений, сформированными в результате первого опыта взаимодействия с профессиональной средой. Молодые люди не имеют прочных целей, ценностей, убеждений и попыток их сформировать. Испытуемые с данным статусом идентичности могут вступить в стадию моратория и затем перейти к зрелой идентичности, а могут навсегда остаться на уровне преждевременной идентичности, отказавшись от активного выбора и самоопределения, или пойти по пути диффузии. Они неспособны конструктивно решать возникающие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности у студентов 3 курса могут возникать такие негативные состояния, как пессимизм, апатия, отчуждение, тревога.

По сравнению со старшими, 2 курс наиболее продуктивный год обучения. Студенты, в основном, знают, чего они хотят и кем будут, и соответственно структурируют свою жизнь. Но кризисная сторона все равно присутствует (примерно 50 %). Для представителей данной группы характерно позитивное самоотношение при положительном оценивании собственных качеств и стабильной связи с социумом, а также полная координация механизмов идентификации и обособления. Таким людям свойственно чувство доверия, оптимизм в отношении будущего. Осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления.

Черты псевдопозитивной идентичности проявляются в том, что для респондентов характерно отрицание своей уникальности или, напротив, ее амбициозное подчеркивание с переходом в стереотипизацию своего поведения в соответствии с специальностью. такие противоречивые результаты мы можем объяснить возрастными особенностями второкурсников.

Корреляционный анализ обнаружил ряд устойчивых связей между статусами профессиональной идентичности — с одной стороны, и типами профессий, определяющих предпочтения для менеджера по персоналу (человек–человек, человек–знаковая система) — с другой.

Так, у первокурсников выявлены прямые высокие положительно–достоверные связи между шкалами профессионального предпочтения и такими профессиональными статусами, как гиперидентичноть, диффузная и достигнутая позитивная профессиональная идентичность. При этом только тип профессии «Человек–человек» характеризуется большей достоверностью, по сравнению с «Человек–знаковая система», который считается не менее важным (см. табл.4).

Достоверные обратные связи характеризуют неопределенность первокурсников в отношении своей профессии. С одной стороны, для них предрешен выбор профессии по семейным обстоятельствам (традиция, навязанный выбор), с другой стороны, выбор профессии был сознательный, но без какой–либо заинтересованности для себя и своего будущего.

Таблица 4

Корреляционна матрица взаимосвязей статусов субшкал профессиональной идентичности и классов профессиональных предпочтений у 1 курса.

Статусы профессиональной идентичности

Классы профессиональных предпочтений

Человек–человек

Человек–знаковая система

Гиперидентичность

0,425

–0,233

Диффузная

0,340

–0,140

Мораторий

–0,007

0,346

Достигнутая позитивная

0,499

–0,242

Преждевременная

–0,643

–0,357

Студенты строят «идеальные» жизненный и карьерный план, не учитывая реальных факторов внешней среды. Делая акцент, на своих собственных мироощущениях и советах родителей, молодые юноши и девушки обесценивают профессию. Они отрицают разносторонне саморазвитие «двигаясь по течению».

У второкурсников, взаимосвязи между статусами мораторий и диффузная профессиональная идентичность и шкалами профессиональных предпочтений характеризуются высокой достоверностью. Это позволяет говорить, что они находятся в явном состоянии выбора, в поиске смысла профессии и своего будущего в профессиональном плане, пробую различные варианты реализации своих предпочтений (см. табл. 5.).

Таблица 5

Корреляционная матрица взаимосвязей статусов субшкал профессиональной идентичности и классов профессиональных предпочтений у 2 курса.

Статусы профессиональной идентичности

Классы профессиональных предпочтений

Человек–человек

Человек–знаковая система

Гиперидентичность

0,260

–0,833

Диффузная

0,049

0,762

Мораторий

0,469

–0,956

Достигнутая позитивная

0,243

0

Преждевременная

0,217

–0,510

На втором году обучения начинается наиболее полный курс предметов, характеризующих профессию не только, как взаимодействие с людьми, но и как работу с текстами, цифрами, формулами, таблицами, схемами, диаграммами и т. п. Им сложно принять эту сторону специальности менеджера по персоналу и начинают по другому ее осмысливать.

Что касается третьекурсников, то корреляционный анализ выявил упомянутый ранее «кризис третьего курса» (см. табл. 6.). Образ себя как профессионала не может обрести устойчивые очертания в силу неспособности студента обобщить разрозненную информацию полученную из различных источников — семья, преподаватели, однокурсники, СМИ, интернет и т. п..

Таблица 6

Корреляционная матрица взаимосвязей статусов субшкал профессиональной идентичности и классов профессиональных предпочтений у 3 курса

Статусы профессиональной идентичности

Классы профессиональных предпочтений

Человек–человек

Человек–знаковая система

Гиперидентичность

0,251

–0,436

Диффузная

–0,341

–0,748

Мораторий

–0,350

0,096

Достигнутая позитивная

1

0

Студенты достигли того момента, когда понимают значимость, полученных знаний не только в теории, но и в практике, что характеризуется прямыми связями между типом «человек-человек» и статусом профессиональной идентичности «достигнутая позитивная профессиональная идентичность».

Для старшего курса характерно множество обратных связей между кризисными статусами профессиональной идентичности и классами «человек-человек» и «человек-знаковая система». Это характеризует постоянный поиск информации, необходимой для разрешения кризиса, экспериментированием со стилями жизни и социальными ролями.

В реальности они сталкиваются с серьезными явлениями и проблемами профессиональной среды, что заставляет их задумываться о правильности выбора профессии. Они не идентифицируют себя с профессией. Хотя, буквально с головой входят в работу, превращаясь в трудоголиков.

Корреляционный анализ показал, что нет прямой взаимосвязи между профессиональными предпочтениями и статусами профессиональной идентичности у всех студентов, вне зависимости от года обучения.

Отметим, что высокоположительные связи между достигнутой позитивной профессиональной идентичностью и профессиональными предпочтениями наблюдается только у третьего курса. Для первого и второго курса прямые связи характерны только с статусами мораторий и диффузная профессиональная идентичность.

Студенческая группа как совокупность социально-психологических условий является формирующей средой для развития профессиональной идентичности студентов. Представление о себе как о носителе определенной профессии ¬ неотъемлемый компонент представлений большинства взрослых людей о самих себе. И чем более любима работа, тем более слиты эти представления, со временем человек уже не мыслит себя вне связи со своей профессией. Результаты эмпирического исследования позволяют констатировать наличие профессиональной направленности уже на этапе профессионального обучения. В то же время размытый профессиональный статус сказываются на их представлениях о будущем и жизненных планах.

Литература:

1.         Татарко, С. А. Измерение идентичности в рамках статусной модели ДжМарсии, 2009г. Психологическая диагностика № 1

2.         Шнейдер, Л. Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001 г. 272 с.

3.         Шнейдер, Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики / Л. Б. Шнейдер. М.: МОСУ, 2007 г. 128 с.

4.         Шнейдер Л. Б., Вольнова Г. В., Зыкова М. Н. Психологическое консультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Серия «Серебряная сова».М.: Ижица, 2002. — 224 с.

5.         Ясько, Б. А. Введение в организационную психологию: Учебное пособие / Б. А. Ясько. Краснодар: Кубан. Гос. ун–т, 2012. 212 с.

6.         Ясько, Б. А. Организационная психология здравоохранения: персонал, лидерство, культура. Монография / Б. А. Ясько. Краснодар: Кубанский гос. ун–т, 2013. — 298 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle