Библиографическое описание:

Фирсова Т. А., Захарова Е. А. Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 829-831.

Вданной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников и студентов на предмет выявления различных эмоциональных состояний.

Ключевые слова: эмоциональные состояния; чувства; эмоциональная возбудимость; импульсивность; немотивированная тревожность; уровень тревожности; учебная деятельность

Проблема изучения эмоциональных состояний представляется достаточно актуальной в связи с тем, что все люди без исключения в любых ситуациях испытывают определенные эмоции и чувства, которые в свою очередь оказывают влияние на эффективность деятельности и поведения.

К классу эмоциональных состояний относятся настроения, аффекты, страсти, стрессы, фрустрация, тревожность. Они включены в сферу психических процессов и состояний человека [Леонтьев В. О., 2002: 5]. Учение об эмоциях, или чувствах, представляет собой самую неразработанную главу в психологии [Выготский Л. С., 2000: 154]. Проблемой эмоциональных состояний личности занимались такие ученые как П. К. Анохин, П. В. Симонов, А. Н. Леонтьев.

Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, а также выражают состояние нашей души. Человеческие эмоции — огромная сила, которой подвластны не только наши мысли, но и наши действия [Улыбина Ю. Н., 2008: 1]. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

В рамках изучения особенностей эмоциональных состояний наиболее интересными для нас оказались возрастные категории старшеклассников и студентов, которые, с одной стороны, объединяются единой ведущей учебно-профессиональной деятельностью, с другой стороны, различаются уровнем социальной и эмоциональной зрелости.

Целью исследования явилось изучение эмоциональных состояний старшеклассников и студентов.

Выборку исследования составили 30 старшеклассников (учащихся 10-х классов) и 25 студентов II курса ПГСГА.

Гипотеза исследования заключается в предположении о существовании различий в эмоциональных проявлениях школьников и студентов.

С целью проверки гипотезы и определения степени выраженности отдельных эмоциональных проявлений у школьников и студентов мы провели эмпирическое исследование, включающее в себя три этапа.

На первом этапе исследования с целью определения степени импульсивности испытуемых мы провели Методику выявления склонности демонстрировать неуправляемую эмоциональную возбудимость (В. В. Бойко).

Результаты исследования отражены на Рис. 1.

Старшеклассники Студенты

Рис. 1. Проявления склонности школьников и студентов демонстрировать неуправляемую эмоциональную возбудимость

Результаты исследования показали, что большинство старшеклассников в определенной степени проявляют признаки импульсивности (70 %), лишь 30 % из них не импульсивны. Это связано, на наш взгляд, в первую очередь, с физиологическими и психологическими изменениями, происходящими в подростковом возрасте. Студенты в меньшей степени подвержены импульсивности: не склонны к импульсивности 53 % испытуемых, у 47 % респондентов имеются отдельные признаки импульсивности. Полученные данные объясняются изменением социального статуса студентов, их социальной ситуации, что в большей степени «заставляет» их контролировать эмоции.

На втором этапе исследования с целью выявления уровня тревожности испытуемых мы использовали Методику выявления склонности к немотивированной тревожности (В. В. Бойко).

Результаты исследования отражены на Рис. 2.

СтаршеклассникиСтуденты

Рис. 2. Проявления склонности школьников и студентов к немотивированной тревожности

Результаты исследования выявили, что 3 % школьников проявляют ярко выраженную тревожность, а у 60 % старшеклассников присутствует некоторая склонность к тревожности, что может объясняться предстоящими экзаменами, выбором ВУЗа и будущей профессии. Студенты в меньшей степени проявляют признаки тревожности (47 %), что связано с более определенной, стабильной ситуацией, складывающейся на данном возрастном этапе. Это подтверждается еще и тем, что у студентов не наблюдаются показатели высокого уровня тревожности, а отсутствие тревожности вообще отмечается у 60 % студентов по сравнению с 37 % школьников.

На третьем этапе исследования с целью выявления основных причин выявленных эмоциональных состояний школьников и студентов мы применили метод опроса (анкетирование). Было определено, что для большинства школьников наиболее значимыми причиной проявления эмоциональных состояний (80 %) являются проблемы в отношениях со сверстниками, в частности, с противоположным полом. Для студентов же наиболее тревожными оказались проблемы, связанные с учебной деятельностью, что отметили 90 % респондентов.

Выводы исследования:

Подводя итоги и обобщая результаты проведенной работы, следует отметить, что гипотеза исследования подтверждена, и нами выявлены определенные различия между эмоциональными состояниями школьников и студентов. Вышеизложенное исследование показало, что

-       старшеклассники более импульсивны и эмоционально неустойчивы по сравнению со студентами, что связано с их возрастными, психофизиологическими особенностями и профессиональной неопределенностью;

-       студенты в отличие от старшеклассников в меньшей степени проявляют склонность к тревожному состоянию, что объясняется более стабильной социальной ситуацией и изменившимся социальным статусом;

-       эмоциональные проявления старшеклассников связаны в первую очередь с взаимоотношениями со сверстниками, для студентов же наиболее проблемными являются ситуации, связанные с учебной деятельностью.

Литература:

1.                 Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: Изд-во ЭКСМО — Пресс, 2000. — 108 с.

2.                 Леонтьев, В. О. Классификация эмоций / В. О. Леонтьев. — Одесса: Изд-во Инновационного ипотечного центра, 2002. — 150 с.

3.                 Улыбина, Ю. Н. Как контролировать свои эмоции / Ю. Н. Улыбина. — М.: Изд-во «Весь год», 2008. — 232 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle