Библиографическое описание:

Мягкова О. А. К вопросу о полномочиях органов местного самоуправления в процессе реализации жилищной политики государства // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 564-566.

Статья раскрывает содержание понятия «полномочия органов местного самоуправления», определяет значимость и роль муниципальных образований в процессе их реализации. Основное внимание акцентируется на том, что органам местного самоуправления отводится важная роль в реализации социальных прав и гарантий жилищных прав граждан для этого они наделяются широким объемом полномочий.

Ключевые слова: местное самоуправление, полномочия органов местного самоуправления, местная власть, жилищное законодательство, жилищные правоотношения.

Полномочия органов местного самоуправления в Российской Федерации, регламентируется федеральным, региональным и муниципальным законодательством, однако ни одно из них не содержит четко определенных принципов для осуществления всех специфик полномочий. Правотворческая деятельность органов местного самоуправления — это основополагающие идеи, руководящие начала для создания юридических норм. В федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ под государственной жилищной политикой понимается воздействие государства через государственные и муниципальные органы с помощью нормативно-правового регулирования, бюджетных и налоговых механизмов на всю совокупность жилищных отношений, включая финансирование и строительство жилья, его содержание, управление, владение, распоряжение и использование [1]. Государственная жилищная политика — это совокупность систематически принимаемых решений и мероприятий с целью удовлетворения потребностей населения в жилье, а реализация государственной жилищной политики является одной из главных задач муниципальных органов власти.

Роль органов местного самоуправления в реализации государственной жилищной политики огромна и значима, а для нормального ее осуществления необходимо надлежащее правовое регулирование. Формирование законодательства обусловлено реализацией приоритетных национальных проектов. Противоречие норм региональных и муниципальных правовых актов федеральному законодательству нередко приводит к торможению и невозможности реализации комплекса государственной жилищной политики на местах. Для решения накопившихся проблем требуются сложные, комплексные, системные решения, обеспечивающие кардинальное улучшение качества жизни населения и повышающие эффективность проводимой государством жилищной политики.

Статья 72 Конституции РФ, статья 5 Жилищного кодекса РФ относит жилищное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Однако п. 7 ст. 5 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с Жилищным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации [2].

Следовательно, органы местного самоуправления не вправе регулировать по собственной инициативе жилищные правоотношения, т. к. решение данных вопросов не входит в их компетенцию, они лишь наделяются отдельными государственными полномочиями федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с передачей необходимых для их реализации материальных и финансовых средств.

Между тем Жилищный кодекс РФ закрепляет следующие конкретные полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений: перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение (статья 23); переустройство и (или) перепланировка жилого помещения (статья 26); признание граждан малоимущими с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (статья 49); установление нормы предоставления жилого помещения в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов, а так же учетной нормы (статья 50); принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, снятие с учета, а так же отказ в принятии на учет (статьи 52, 54, 56,57); определение категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения муниципального жилищного фонда (ст.93, 104); содействие организации жилищных кооперативов для предоставления преимущественного права на вступление в них граждан, признанными малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий, и иным гражданам, указанным в федеральном законе, указе Президента Российской Федерации или законе субъекта Российской Федерации, признанных нуждающимися в жилых помещениях (статья 111); установление размера платы за жилое помещение (статья 156); установление размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об ее установлении (статья 158); предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующего бюджета (статья 160); проведение открытого конкурса по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, уведомление всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом, за месяц до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ими не было принято ранее (статья 161); определение порядка управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности муниципального образования (статья 163); создание условий для управления многоквартирными домами (статья 165); утверждение краткосрочных (сроком до трех лет) планов реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (статья 168); созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее (статья 170); взаимодействие с региональным оператором в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, предоставление субсидий из местного бюджета для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (статьи 180, 182); согласование акт приемки выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (статья 190); иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Статьи 1,2 Жилищного кодекса РФ устанавливают так же, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения не только органами государственной власти, но и органами местного самоуправления условий для беспрепятственного осуществления вытекающих из жилищных отношений прав граждан: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; стимулируют жилищное строительство; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль [3].

Современное российское законодательство наделяет органы местного самоуправления огромную роль в процессе реализации социальных прав и гарантирует реальное их выполнение. Для реального и надлежащего исполнения этих гарантий местные органы власти должны обладать не только возможностью их реализации, но и обладать широким объемом властных полномочий. В настоящее время ситуация в жилищной сфере характеризуется единым комплексом серьезнейших проблем, среди которых можно выделить — ненадлежащее качество жилищных и коммунальных услуг, непрозрачность тарифов; отсутствие реальных перспектив обеспечения социальным жильем нуждающихся категорий населения; недобросовестность управляющих компаний и др., что требует формирования путей совершенствования законодательства, объединения усилий органов государственной власти и местного самоуправления в решении существующих проблем, выработки механизмов контроля за соблюдением норм законодательства, усиления индивидуальной ответственности государственных и муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащие исполнение своих должностных обязанностей.

Органы местного самоуправления, выступая в качестве наиболее приближенных к проблемам населения уровня, имеют возможность реально выявлять существующие проблемы, могут эффективно помочь гражданам в реализации их жилищных прав, выработать предложения для вышестоящих уровней власти по совершенствованию жилищного законодательства и жилищной политики [4].

Для реализации задачи по контролю за соблюдением жилищного законодательства статья 20 Жилищного кодекса РФ закрепляет наряду с государственным жилищным надзором муниципальный жилищный контроль, суть которого состоит в проведении на территории муниципального образования органами муниципального жилищного контроля проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами [5].

В целях повышения эффективности деятельности органов власти в жилищной сфере, а так же оптимального выполнения гарантированных гражданам жилищных прав необходимо на уровне местного самоуправления организовать разработку эффективных механизмов выполнения региональных и муниципальных программ, планов конкретных действий с учетом национальных, финансовых, географических, климатических и других особенностей территорий.

Литература:

1.      Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 г. № 40. Ст. 3822.

2.      Жилищный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1. Ст. 14.

3.      Колоколова Е. О., Котляров С. Б. Полномочия органов местного самоуправления в реализации государственной жилищной политики Российской Федерации // Черные дыры в российском законодательстве. 2013. № 6. С. 6–9.

4.      Минеева И. Н., Панфилов М. А. Проблемы усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами // Пробелы в российском законодательстве. 20014. № 1. С. 271–274.

5.      Чичеров Е. А., Котляров С. Б. Участие населения в правотворчестве органов местного самоуправления // 20 лет Конституции РФ: юридическая наука и практика в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Саранск, 2013. С. 152–157.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle