Библиографическое описание:

Кузьминов В. В., Никитченко А. С. Диагностика агрессивного поведения подростков в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 806-808.

Время, в которое мы живем, зачастую ставит свои ограничения. Нормы поведения диктует нам не только социальная, экологическая и экономическая обстановка, но и сложившиеся стереотипы. Эти факторы сильно влияют на психологическое состояние человека. Взрослые люди могут сдержать эмоции и найти выход из сложившихся ситуаций, которые не соответствуют желаемому, подростки же, в большинстве случаев, в отсутствии жизненного опыта и адекватной оценки окружающей среды, находят другие выходы. Одним из таких вариантов является проявление агрессии. Агрессивное поведение подростков затрагивает, с одной стороны, общество в целом, с другой, — вызывает беспокойство у педагогов и родителей. Проявление враждебности и внутренний диссонанс подростка может привести к сложным последствиям: затяжным депрессиям, росту численности суицида, дискомфортной обстановки внутри коллектива, наркомании и преступности. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что проблема подростковой агрессии касается каждой семьи и является вопросом для изучения глобального масштаба.

Проблемой агрессии в подростковом возрасте занимались психологи: К.Бютнер, А. А. Реан, Л. Д. Столяренко, Р.Бэрон и другие.

Немецкий психолог К. Бютнер рассматривает агрессию как «акты поведения, оскорбляющие, ранящие партнера и даже направленные на его уничтожение» [1, c. 7].

Психолог А. А. Реан под агрессиейпонимает «любые намеренные действия, которые направлены на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» [4, c. 218].

По-своему трактует данный термин психолог Л. Д. Столяренко — «это однобокое, подпитанное отрицательными эмоциями отражение реальности, приводящее к искажению, необъективности, неверности понимания действительности, к неадекватному поведению». Часто анализ показывает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную цель для человека, но выбранный агрессивный способ поведения является неудачным, неадекватным, приводит к обострению конфликта и ухудшению ситуации [2, c. 382].

Р. Бэрон и Д. Ричардсон дают следующее толкование агрессии — «это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [3, c. 27].

Многие ученые приходят к выводу, что агрессия бывает неосознанной, которая проявляется с самого младшего возраста. Проявление враждебности ничто иное, как психологическая защита человека на ситуации (слово, действие, результат и т. д.), выходящиею за рамки «зоны комфорта» человека, из-за чего человек блокирует поступающую информацию и не готов воспринимать критику и чужое мнение, отличающееся от его собственного.

Перед нами была поставлена цель,провести диагностику определяющий уровень агрессии у подростков в общеобразовательных учреждениях.

В исследовании, проводимом на базе МБОУ Лицей № 17 г. Владимира принимало участие 30 учащихся восьмого класса.

В процессе работы были использованы две основные методики, методика диагностики самооценки психических состояний (Г. Ю. Айзенк), опросник на выявление агрессивного поведения (Л. Г. Почебут).

Результаты теста Г. Ю. Айзенка представлены на рисунке 1

Рис. 1. Результаты теста Г. Ю. Айзенка

По результатам диагностики можно сделать вывод, что 35 % испытуемых имеют высокую тревожность, присутствуют внутреннее беспокойство, озабоченность, напряженность. У 20 % обследуемых выявлен средний уровень тревожности допустимого уровня. Высокий уровень фрустрации в группе отсутствует, но 50 % имеют средний показатель. Высокий уровень агрессивности в группе свойственен 40 % подросткам, что характеризуется низким уровнем самоконтроля, невыдержанностью, вспыльчивостью, раздражительностью. У 35 % учащихся — средний уровень агрессивности. В группе преобладает средний уровень ригидности (60 %), но у 20 % учащихся все же отмечается высокий уровень, характеризующийся неизменностью поведения, убеждений, взглядов. Такие подростки испытывают выраженные трудности в изменении намеченной программы деятельности.

Для диагностики агрессивного поведения в общеобразовательном учреждении мы использовали опросник Л. Г. Почебут. Представленная методика хорошо показывает, обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности приспособления подростка в социальной среде. Результаты опроса представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Результаты опросника Л. Г. Почебут

Таким образом, высокий уровень вербальной агрессии наблюдается у 70 % учащихся, что говорит об употреблении словесных оскорблений большинством подростков в данной группе. Средний уровень вербальной агрессии свойственен 20 % исследуемых, у 10 % — низкий уровень. По шкале физической агрессии высокие результаты отмечены у 30 % учащихся, средние показатели у 45 %, низкие у 25 % подростков. Это говорит о том, что большинство ребят время от времени прибегают к применению физической силы. Предметная агрессия на высоком уровне наблюдается у 35 % исследуемых, на среднем уровне у 40 %, на низком у 35 %. Эмоциональная агрессия на высоком уровне была отмечена у 35 % подростков, средний уровень свойствен 45 % и низкий — 20 %. Высокий уровень самоагрессии в группе имеет достаточно большой показатель — 60 %, что вызвано неуверенностью в себе, связанной с недостатком тепла от близких и отсутствием понимания с окружающими. Средний уровень по данной шкале наблюдается у 35 % подростков, низкий — у 5 %.

Подводя итог по данным статистикам, можно отметить, что для испытуемых подростков наиболее сильно характерны проявления вербальной агрессии и самоагрессии. Эта статистика приводит нас к выводу, что подростковая агрессия — это проблема всеобщего масштаба.

Разумеется, многое зависит от психологической атмосферы в семье, но и не малую долю ответственности берет на себя образовательное учреждение, в котором обучается подросток. При условии, что социальные педагоги и учителя объединят усилия с родителями, то комфортная психологическая обстановка даст ребенку понять, что поводов для проявления агрессии нет и никто не собирается ущемлять его права и оспаривать его интересы. Следовательно, одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать разработка системы сотрудничества с родителями учеников и формирование у учащихся ценностей общения с людьми, уважения к человеку и его мнению и здорового образа жизни.

Литература:

1.                 Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми / К. Бютнер. — М.: Педагогика, 1991. — 142 с. — ISBN 5–7155–0410–4.

2.                 Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 541 с. — ISBN: 978–5-222–15576–9.

3.                 Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с. — ISBN 5–88782–294–5.

4.                 Реан, А. А. Психология изучения личности / А. А. Реан. — М.: Изд-во Михайлова В.А — 1999. — 288 с. — ISBN: 5–8016–0044–2.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle