Библиографическое описание:

Сухоиваненко Р. Е. К вопросу об организации внеклассной работы школьников по экологической безопасности // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 757-760.

В статье рассматриваются возможности организации различных видов внеклассной работы по экологической безопасности с позиции системного подхода.

Ключевые слова: внеклассная работа по экологической безопасности, компонент, структура.

Результат современной системы образования — это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы [2]. В связи с нарастающими экологическими проблемами в современном мире, к числу новых требований жизни относится необходимое формирование экологической культуры, которая служит одним из условий для создания человека в окружающей среде. Формированием культуры, в том числе и экологической, должна заниматься школа, так как приобретенные знания и умения в период обучения в школе, могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения и навыки. Одно из основных направлений развития общего образования на современном этапе — введение новых федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. В их структуре особое место занимает внеаудиторная занятость школьников — различного рода творческие занятия, кружки и т. д. [3]. Таким образом, вопрос об организации внеклассной работы в современной школе становится особенно актуальным. Исследователи подчеркивают, что в связи с усилением глобальных экологических, экономических и социальных проблем, важное значение в учебно-воспитательном процессе приобретает экологизация урочной и внеклассной работы по различным предметам [1, 4, 8, 9]. Для всестороннего изучения возможностей организации и проведения урочных и внеклассных занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с целью развития активности, самостоятельности, познавательного интереса учащихся необходимо использование компетентностно-ориентированного, системного, личностно-деятельного и других подходов [5,6].

Применение системного подхода для рассмотрения методики организации внеклассной работы по экологической безопасности обусловливалось тем, что понятие «внеклассная работа» включает и обобщает методические разработки и пути решения в соответствии с основными задачами учебно-воспитательного процесса. Системный подход к организации внеклассной работы по экологической безопасности выражается в рассмотрении ее как упорядоченной системы, включающей совокупность взаимосвязанных элементов, обладающих целостностью и устойчивостью. Внеклассная работа по экологической безопасности с учащимися определяется, как форма различной организации учащихся на добровольной основе под руководством учителя для проявления и развития их познавательных интересов и творческой самостоятельности связанная с изучением экологической безопасности. [7]. С позиции системного подхода мы рассматриваем внеклассную работу по экологической безопасности как сложную систему, состоящую из ряда компонентов, тесно взаимодействующих и взаимовлияющих друг на друга. При разработке и проектировании внеклассной работы по экологической безопасности определяем следующие компоненты: целевой, мотивационный, содержательный, операционный, коммуникативно-деятельностный, рефлексивный. Целевой компонент определяет цели и задачи при организации внеклассной работы по экологической безопасности. Мотивационный компонент включает осознание учащимися значения выполнения той или иной деятельности во внеклассной работе. Данный компонент включает развитие интересов и активности учащихся Мотивы могут оказывать влияние на деятельность учащихся, поэтому необходима ориентация на их склонности и интересы. Содержательный компонент отражает содержание внеклассной работы. Этот компонент зависит от поставленных целей к чему нужно прийти в процессе внеклассной работы. Коммуникативно-деятельностный компонент включает взаимосвязь деятельности преподавателя и учащихся. Данный компонент подразумевает действия преподавателя с применением различных форм методов приемов обучения и действия учащихся, необходимых для выполнения содержательного компонента и дальнейшего достижения поставленной цели. Рефлексивный компонент предполагает оценку достижения детей. Рефлексивный компонент по внеклассной работе по проблемам экологической безопасности может содержать оценку проводимых мероприятий с анализом и последующей корректировкой, если это необходимо в методах, приемах и средствах организации работы. Данный компонент играет важную роль в установлении обратной связи.

Структура организации внеклассной работы по экологической безопасности — это не только входящие в него компоненты, но и связи между ними, а также целостные свойства процесса, поэтому все компоненты внеклассной работы нужно рассматривать в закономерной взаимосвязи. Компоненты организации внеклассной работы по экологической безопасности для учащихся 8 класса выделены на примере проведения мониторинга экологической обстановки по Красносельскому району г. Санкт-Петербурга представлены в таблице 1.

Таблица 1

Компоненты организации внеклассной работы на примере проведения мониторинга экологической обстановки по Красносельскому району Санкт-Петербурга

Компонент

Содержание

Целевой

Выявление несанкционированных свалок в Красносельском районе. Определение состояния предложенных водоемов. Оценка экологического состояния вод в малых реках и водоемах парков района. Определение степени общей токсичности снега на разных территориях района.

Мотивационный

Приобщить школьников к выявлению и решению экологических проблем в районе проживания на примере оценки экологического состояния вод в водоемах и проведения мониторинга снега, путем включения в активную исследовательскую деятельность.

Содержательный

Организация и проведение экологического мониторинга снега в парке Сосновая поляна и на территории лицея № 590; организация и проведение экскурсий на водоемы Красносельского района: на реки Дудергофка и Ивановка и водоемы парка «Усадьба Ново-Знаменка»; организация и проведение экскурсии «Свалки города».

Операционный

Учитель в ходе беседы и разъяснений, демонстрации объектов экскурсионного исследования учит выделять, описывать, объяснять существенные признаки объектов и явлений, и оценивать состояние городской среды и местных экосистем; учащиеся овладевают техникой проведения наблюдений в природных условиях.

Коммуникативно-деятельностный

В ходе экскурсий, бесед, проведения совместных опытов и мониторингов формирование у школьников чувства коллективизма, умение сплоченно работать в команде.

Рефлексивный

Оценка проведенных мероприятий по результатам заключительной беседы и презентации исследовательских работ на данные темы. Оценка проведенной работы учащимися.

Поскольку отличительной чертой системного подхода является ориентация на изучения факторов, обеспечивающих целостность объекта, то нами были выделены факторы, влияющие на эффективность функционирования компонентов методики внеклассной работы по экологической безопасности, к ним относим:

-          социальные потребности в решении проблем экологической безопасности;

-          возрастные и индивидуальные психологические особенности учащихся 8 класса;

-          многообразие и специфика методов организации внеклассной работы по проблемам экологической безопасности.

Внеклассная работа по экологической безопасности разнообразна, как по содержанию, так и по формам ее организации. При определении содержания внеклассной работы учитель учитывает связь с программным материалом по предмету; соответствие содержания внеклассной работы с возрастом учащихся, особенностями их развития и интересов. Содержание внеклассной работы не ограничено рамками учебной программы, а исходит в основном из интересов учащихся. Направление внеклассной работы часто зависит от того, какие темы больше всего интересуют учителя, а так же и от природного окружения школы. Так, по форме организации внеклассной работы по экологической безопасности учащихся выделяют индивидуальные, групповые и массовые виды внеклассных занятий. Внеклассная работа по экологической безопасности дает широкий выбор форм организации. Организация внеклассной работы представлена в таблице 2.

Таблица 2

Примеры внеклассных занятий по экологической безопасности

Формы организации внеклассной работы

Примеры внеклассных занятий по экологической безопасности

Индивидуальная внеклассная работа по экологической безопасности выполняется с отдельными учащимися различного уровня подготовки

 Организация внеклассного чтения по вопросам экологической безопасности;

подбор статей и рисунков по вопросам экологической безопасности;

подготовка реферата или сообщения по вопросам экологической безопасности;

подбор материала к исследованиям (иллюстративного, статистического и др.);

выполнение опытов;

выполнение наблюдений и самонаблюдений по вопросам экологической безопасности человека;

экскурсии с использованием электронных ресурсов; подбор экспонатов для выставки по тематике экологической безопасности

Групповая внеклассная работа по экологической безопасности выполняется с отдельной группой учеников, объединенных общим мероприятием

 Обсуждение прочитанной литературы по вопросам экологической безопасности в группе;

организация кружковой работы;

организация походов в природу;

организация факультативной работы;

подготовка праздников по тематике экологической безопасности;

организация и проведение экскурсий на природу, в музеи; на предприятия;

разработка сценариев к празднику на экологическую тематику

Массовая внеклассная работа по экологической безопасности выполняется с участием одного или нескольких классов или всей параллели

Просмотр и коллективное обсуждение фильмов по вопросам экологической безопасности;

экскурсии и походы на природу;

научные вечера и конференции; организация и проведение читательских конференций по вопросам экологической безопасности;

организация и проведение игры КВН, конкурсов, викторин;

организация общешкольных кампаний: «Неделя экологической безопасности»;

издание тематических стенгазет и альбомов по вопросам экологической безопасности

Рассмотрев возможности организации различных видов внеклассной работы по экологической безопасности с позиции системного подхода можно определить следующие методические условия:

-          выявление основных видов внеклассной работы по экологической безопасности;

-          определение тематики внеклассных занятий по экологической безопасности с учетом интересов учащихся;

-          определение роли внеклассных мероприятий по экологической безопасности с целью формирования самостоятельности и активности учащихся.

Таким образом, внеклассная работа по экологической безопасности способствует расширению кругозора учащихся, развитию интереса к предмету, формированию практических знаний и умений школьников,что позволит в дальнейшем использовать полученные знания на благо сохранения природы и местных экосистем.

Литература:

1.         Абрамова В. Ю., Бахвалова С. Б., Елизарова И. С., Подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы по предмету //Мир науки, культуры, образования., 2013 — № 3 (40)., С.3–6.

2.         Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Вестник образования. М: Просвещение 2010. Вып. 4

3.         Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструкт, М: Просвещение, 2011. С.223.

4.         Киселева Э. М., Гаврилова Л. А., Возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании знаний по экологической безопасности школьников //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования, 2013- № 5 (34)., С.97–101.

5.         Костецкая Г. А., Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы, перспективы//Безопасность жизнедеятельности, 2012 -№ 10. С.37- 40.

6.         Попова Р. И., Авдеева Н. В. Возможности компетентностно-ориентированного подхода к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при изучении курса ОБЖ //Мир науки, культуры, образования 2010 — № 5. С.73–76.

7.         Попова Р. И., Елизарова И. С. Особенности методической подготовки магистров педагогического вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности // Высшее образование сегодня, 2011 — № 4., C.83–86.

8.         Попова Р. И., Силакова О. В., Методическая подготовка магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к организации внеклассной работы с учащимися //Мир науки, культуры, образования.. 2011-№ 5., С.63–66.

9.         Силакова О. В. Методика развития эколого-экономических знаний при обучении общей биологии, диссертация на соискание научной степени кандидата педагогических наук, СПб. 2006., 233 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle