Библиографическое описание:

Батухтина Е. В. Педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык» в формировании социально-экологических компетенций будущих бакалавров биологии // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 480-482.

В статье представлены образовательные, воспитательные и развивающие возможности дисциплины «Иностранный язык» в формировании социально-экологических компетенций будущих бакалавров биологии. Рассматриваются некоторые формы работы в ходе иноязычной подготовки будущих бакалавров биологии.

Ключевые слова: педагогический потенциал, социально-экологические компетенции, профессиональная деятельность, иноязычная подготовка.

Вследствие глобализации проблем цивилизации, вызванных силой человеческого воздействия на биосферу, важнейшим социальным приоритетом становится формирование нового типа взаимоотношений человека, общества, природы. Эффективность решения социально-экологических проблем определяется также и степенью подготовленности выпускников биологических факультетов к профессиональной деятельности. Это не только обладание прочными знаниями в области экологии, но и умениями рационального природопользования, гармоничного взаимодействия с природой, сбережения ее потенциала для будущих поколений, так как будущая профессиональная деятельность бакалавров биологии является связующим звеном в системе «общество — природа».

Существенное место в системе профессиональных компетенций будущих бакалавров биологии занимают социально-экологические компетенции, что определено общей направленностью подготовки будущих биологов на осуществление деятельности, связанной с изучением, оценкой состояния и охраной биоты, с проведением мероприятий по экологическому мониторингу и охране окружающей среды.

Компетенции имеют комплексный характер и включают кроме знаниевого компонента поведенческий аспект, то есть систему социальных, нравственных и профессиональных ориентиров, позволяющих выпускнику «правильно» (разумно, продуктивно, приемлемо для окружающих и т. П.) вести себя в различных ситуациях — профессиональных и внепрофессиональных [1, с. 11].

Формирование компетенций происходит не одной, а несколькими дисциплинами, начиная с первого семестра обучения и вплоть до защиты выпускной квалификационной работы. Изучение дисциплины «Иностранный язык» является обязательным в структуре цикла ГСЭ (гуманитарный, социальный и экономический цикл). Овладение иностранным языком в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с расширяющимися возможностями профессионального общения выпускников со своими зарубежными коллегами. В ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400 «Биология» указано, что бакалавр, овладевший общекультурными компетенциями, демонстрирует способность к коммуникации и навыки делового общения на иностранном языке (ОК-11). [2]

Иностранный язык становится таким средством, которое позволяет выпускнику постоянно совершенствовать свои знания, изучая современную иностранную литературу по специальности, и дает возможность студенту вести продуктивную деятельность по изучению и анализу зарубежного опыта в профильной и смежных областях науки. Ценность дисциплины «Иностранный язык» в формировании социально-экологических компетенций у будущих бакалавров биологии проявляется в его педагогическом потенциале, направленном на реализацию образовательных, воспитательных и развивающих целей.

Разработкой конкретных целей социально-экологического образования студентов на стратегическом, тактическом уровнях занималась В. С. Шилова [3, с. 74–76]. Ею сформулированы также оперативные цели и задачи социально-экологического образования студентов. Применительно к дисциплине «Иностранный язык» мы относим следующие цели:

1. Образовательные:

-          усвоение социально-экологических знаний (знаний о взаимодействии природы и общества) при иноязычной подготовке;

-          формирование экологического сознания на основе изучения принципов организации и функционирования экосистем, определяющих качество окружающей среды и здоровья человека;

-          усвоение опыта исследовательской деятельности в процессе изучения социально-экологических проблем, вызванных спецификой избранной профессии;

-          становление опыта эмоционально-волевого отношения к окружающей среде, проявляющегося в системе созданных и создаваемых социально-экологических ценностей;

-          формирование интеллектуальных и практических умений и навыков, способствующих установлению оптимальных взаимодействий с окружающей средой.

2. Воспитательные:

-          воспитание потребности в экологической деятельности как предпосылки устойчивого развития общества;

-          воспитание уважительного отношения ко всему живому;

-          воспитание убежденности в необходимости бережного отношения к природной среде в повседневной жизни на основе соблюдения меры, норм и правил природопользования;

-          воспитание ответственности во взаимодействии с природой, экономного расходования природных условий и ресурсов в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей;

-          становление социально-экологического мировоззрения.

3. Развивающие:

-          развитие привычки экологически целесообразного поведения в различных условиях жизни и профессиональной деятельности;

-          развитие экологической культуры личности на основе получения новой информации об окружающей среде, о характере и последствиях взаимодействия общества с природой, обусловленных различными факторами;

-          развитие самосознания студентов, выступающего основой их деятельности в окружающей среде;

-          развитие нравственных качеств личности студента в отношениях с природой, усвоение новых правил, норм и меры взаимодействия с ней, обусловленных обострившимися противоречиями в системе «общество-природа»;

-          содействие становлению социально активной личности, понимающей новые явления и процессы общественной жизни, готовой к социально ответственной деятельности для улучшения качества жизни без угрозы для будущего планеты.

Одним из педагогических условий формирования социально-экологических компетенций будущих бакалавров биологии является реализация профессионально ориентированного подхода на основе применения интерактивных методов обучения иностранному языку. Эффективное влияние профессионально ориентированного подхода на формирование профессиональных качеств в процессе обучения иностранному языку отражено в работах А. А. Вербицкого, Г. А. Китайгородской, С. С. Хромова и других.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется метод проектов, ролевые игры, мозговой штурм, учебные дискуссии, осуществляется работа с документами и различными источниками информации, как на родном, так и иностранном языках. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи.

Благодаря интерактивным методам обучения в профессиональной подготовке будущих бакалавров биологии создаются условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков, развивается опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений, что, несомненно, повышает интерес к избранной профессии.

Исходя из задачи, состоящей в формировании социально-экологических компетенций будущих бакалавров биологии, на занятиях по иностранному языку в ФГБОУ ВПО Вятская государственная сельскохозяйственная академия мы применяем следующие формы работы:

1) Работа с аутентичными текстами.

Тематика текстов должна отражать интересы студентов, содержать как гуманитарную, так и профессиональную информацию, знакомить с социальными и экологическими проблемами, с работой экологических движений и молодежных организаций в странах изучаемого языка и родной стране, активизировать знания студентов (биотоп, биоценоз, экосистема, биологическое разнообразие, рациональное природопользование, устойчивое развитие и др.).

Система упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений, должна вызывать эмоциональный отклик, стремление к анализу, оценке нравственной совокупности поступков и действий людей, учить интерпретировать свои собственные поступки.

2) Работа с географической картой.

Работа с географическими картами вызывает у студентов особый интерес, они демонстрируют не только знания о географическом положении родной страны и стран изучаемого языка, но и места расположения наиболее значимых природоохранных территорий, места обитания и миграции отдельных видов животных и птиц. Данный вид деятельности способствует развитию критического и логического мышления, пространственного воображения.

3) Работа со знаками, символами, датами.

При знакомстве с зарубежным опытом проведения природоохранных мероприятий встречается много аббревиатур, специальных символов и знаков, необходимо, чтобы студенты научились их правильно расшифровать и смогли в дальнейшем не испытывать трудностей при получении информации.

В течение учебного года мы обращаем внимание на знаменательные даты экологического календаря, на мероприятия и акции, проводимые в День Земли, День Птиц, День Эколога и т. д., в каких мероприятиях участвуют студенты и их отношение к проводимым акциям.

4) Работа над междисциплинарными проектами.

Для обучающихся работа над проектом — это познавательная деятельность, зона развития, социализации, сотрудничества и сотворчества, которая помогает студентам гармонично сочетать коллективную и индивидуальную, теоретическую и практическую деятельность. Технология проектной деятельности всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Примерами междисциплинарных проектов являются «Охрана территорий в Германии и России. Сходства и различия», «Редкие животные», «Красная книга Кировской области», «Заповедники и национальные парки Приволжского Федерального округа» и др.

5) Работа с картинками.

Описание готовых картинок, фотографий, создание плакатов по экологической тематике, рисованных фильмов с использованием своего жизненного опыта из прохождения учебных практик и участия в экологических акциях способствует развитию коммуникативных навыков, расширению словарного запаса, закреплению грамматических навыков. Данный вид деятельности способствует формированию у студентов рефлексивно-оценочных суждений своих действий, творческих способностей, студенты учатся работать самостоятельно и в команде.

В заключении подчеркнем, что государству необходимы специалисты, способные анализировать социально значимые и экологические проблемы, учитывать последствия своих решений и готовые нести за них ответственность. Социальный и государственный заказ свидетельствуют об актуальности проблемы формирования социально-экологических компетенций будущих бакалавров биологии, для решения которой необходимо использовать эффективные формы, методы и средства обучения, в том числе педагогический потенциал дисциплины «Иностранный язык».

Литература:

1.         Ходырева Е. А. Инновационные технологии профессионального образования: компетентность, самостоятельность, творчество. — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011.- 107 с.

2.         Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 020400 «Биология», приказ Министерства образования и науки РФ от 04 февраля 2010 г. № 101

3.         Шилова В. С. Социально-экологическое образование студентов: сущность, содержание, диагностика (в контексте деятельностного подхода). Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. Белгород: Издательство БГУ, 2011. — 247 с.

4.         Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции / А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. — М.: Логос, 2012. — 336 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle