Библиографическое описание:

Тиркашева М. Б., Абдувалиев Х. А., Кирйигитов Х. Б. Проявление экологических знаний и навыков на уроках физкультуры // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 558-560.

Известно, что здоровье начинает формироваться с детства. В жизни людей всех возрастов важную роль играет физическая культура — мощный фактор развития физических и духовных сил человека. Охрана здоровья детей и подростков является предметом заботы государства и также считается одной из важнейших задач-обеспечить воспитание, начиная с самого раннего возраста, физически крепкого молодого поколения с гармоническим развитием физических и духовных сил [1].

В последнее время обоснованную тревогу специалистов вызывает состояние здоровья современных школьников. Большинство врачей и учителей признает его неудовлетворительным. Это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения, предметом которой является здоровье здорового человека, а в качестве основной задачи выдвигается сохранение, укрепление здоровья учащихся.

В последнее время, наряду с этим определением, упоминается и социальное благополучие, потому что перемены, произошедшие в стране, привели к появлению негативных социальных явлений, отражающихся в первую очередь на здоровье людей. Ребенок-барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и, конечно же, ему приходится сталкиваться с проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым. Как никогда, остается актуальной проблемой, сохранения и укрепления здоровья с раннего детства [1].

На уроках физической культуры необходимо уделять особое внимание организации здоровьесберегающих факторов. Если организовать работу школы в сфере охраны здоровья только задачей-минимум — защитой ученика от вредных воздействий — то лишь небольшая часть образовательного потенциала школы окажется задействованной в интересах здоровья учащихся. Такой подход на наш взгляд, не отвечает стратегическим принципам здоровьесбережения и не приводит к достижению целей системы образования. Ведь получается, что пока ребёнок в школе, о нём заботятся, за порогом же школы образовательное учреждение снимает с себя всякую ответственность за здоровье своего воспитанника. Усилия в этой сфере не могут ограничиваться только фильтрацией воздействий, непосредственно связанных с образовательным процессом, ролью щита от них. У школы достаточно ресурсов для помощи своим воспитанникам в сохранении здоровья, как в период обучения, так и после окончания школы. Это и учебно-воспитательные программы, и внеклассная работа, и воздействие через родителей учащихся, и т. д. Содействие процессам формирования адаптационных ресурсов ребёнка, возможностей противостоять патогенному воздействию окружающей среды — как природной, так и социальной — важнейшая стратегическая задача, решаемая доступными образовательным учреждениям средствами — обучением, воспитанием, содействием развитию.

В соответствии с этим и понимание ЗОТ представляет нам как задача-оптимум, включающая решение задачи-минимум, а также формирование у учащихся физического, психического, духовно-нравственного здоровья, воспитание у них культуры здоровья, действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Тогда более правильным представляется определение здоровьесберегающих образовательных технологий как совокупности всех используемых в образовательном процессе приёмов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной сферы, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья. «Рядовой» признак ЗОТ, как и всех образовательных технологий, определяется учебно-воспитательным процессом, исполняющим роль методологического стержня, к которому адресуются все конкретные технологии, приёмы и методы. Поэтому и противопоставление условий организации образовательного процесса (устранение вредных воздействий, достижение максимальной работоспособности без ущерба для здоровья) его содержанию, в связи с вопросами здоровья, весьма условно. Очень часто учителю недостает корректного экологического материала для занятий с детьми, для грамотной постановки вопросов, для проверки знаний детей [3].

Достаточно сложные экологические понятия необходимо адаптировать к возрастным особенностям детей. Начиная с детского сада и до старших классов средней школы, удобно, например, использовать интерактивные методыобразования, предлагаемые в книге Дж. Корнелла [3]. Применяя его способы конструирования игр, насытим их экологическим содержанием. Вот пример такого подхода к обучению экологии.

Познакомим детей с действием различных проявлений температурного фактора на организмы и приспособлениями к жаре или холоду. Это удобно сделать во время экскурсий или прогулки. Процесс познания экологических закономерностей при этом будет происходить через собственные ощущения детей, оказавшихся в определенной ситуации.

Игра: «Спасаемся от холода».

Место: школьный двор, пустырь. Участники: ученики.

Время проведения: зимний день.

Во время прогулки или урока физкультуры детям предлагается придумать, как можно спастись от зимней стужи. Это могут быть прыжки на месте, догонялки, постройка снежной крепости, надевание толстой шубы, укрытие за имеющимися во дворе постройками, забором и др. Тут же свои варианты они должны применить на практике. В ходе игры дети вспоминают и имитируют движения животных, спасающихся от холода тем или иным способом. (Энергично прыгая и бегая — заяц, укутывается в толстую шубу лиса, многие прячутся в снегу и теплых норах: мыши, хомяки, медведи; используют различные защищающие от ветра укрытия — воробьи, они же еще и греют друг друга, сбиваясь в тесные компании, птицы нахохливаются, травы и кустарнички прячутся под снежным одеялом и т. п.). Человек в разных ситуациях может использовать эти варианты. Впоследствии здесь же на улице или в помещении дети один за другим описывают свой способ спасения от холода. Можно предложить другим участникам занятия назвать животных или растения с подобным вариантом защиты, нарисовать этот организм. Дети также обмениваются мнениями, чья защита от холода эффективнее.

Экологические законы и правила, использованные в занятии: закон поверхности тела, правило мехового покрова. Физиологические механизмы защиты от холода: прилив крови к поверхности открытых частей тела, мышечные сокращения с интенсивным выделением тепла.

Игра: «Против ветра».

Место: школьный двор, стадион. Участники: школьники 5–7 классов. Время проведения: весна или осень, ветреный день, можно во время урока физкультуры с последующим обсуждением результатов на уроке экологии. Условия игры-эстафеты: пробежать как можно быстрее дистанцию с различными по площади и конструкции предметами в руках.

Дети делятся на две команды. Каждый ребенок, как и в любой эстафете, должен пройти несколько этапов: а) бег против ветра с большим листом фанеры в руках, помещенным перед собой (можно с раскрытым большим зонтиком, причем его используют в двух положениях: ручкой к себе и от себя); б) бег со щитом в виде угла, расположенного вдоль тела, внутри прикреплена ручка; в) бег с палкой в вытянутых руках. Каждый этап эстафеты фиксируется во времени.

После такого спортивного мероприятия появляется предмет для обсуждения. Школьники сами приходят к выводу о наиболее подходящей форме тела животного, приспособленного к быстрому бегу на открытых пространствах, где обычны сильные ветры. Здесь осваиваются как экологические закономерности (приспособление к увеличению скорости передвижения организмов в воздушной среде), так и законы физики, на которых они основаны.

Как вы уже заметили, такие простейшие игры можно придумывать, используя в качестве основы любую адаптацию организма — повышение и понижение температуры, снежный покров, многочисленные приспособления к конкретным средам обитания — водной, наземно-воздушной, к почве. Все это является материалом для учителя из которого он в состоянии составить бесконечное число игр во время любого выхода не только в лес или на луг, но и в парк или сквер. Даже посещение клумбы с цветами может дать возможность составить игру о сложных и интересных взаимодействиях ветра и растений, или растений и насекомых-опылителей [3].

Задача школы состоит не только в том, чтобы сохранить здоровье учащихся на период обучения, но и в том, чтобы подготовить их к дальнейшей успешной и счастливой жизни, не достижимой без достаточного уровня здоровья.

Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т. п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся [2].

Литература:

1.      Матвеев. А.П, С. Б. Мельников. Методика физического воспитания с основами теории. Просвещение. Москва, 1991 г.

2.      Р. У. Арзикулов. Основы здорового образа жизни. Ташкент, 2005 г.

3.      К. Т. Алматов, Л. С. Клемешева, А. Т. Матчанов. Возрастная физиология и школьная гигиена. Учебное пособие. Ташкент, 2002 г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle