Библиографическое описание:

Култаева Ф. Э. Применение интерактивных методов обучения на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 203-205.

В статье рассмотрены основные критерии интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагается упражнения, которые помогают поближе познакомить членов группы и быстро установить внутригрупповые отношения, поощряют к групповой работе. В целях развития творческих способностей будущих специалистов предусматривается широкое использование в процессе обучения возможностей коммуникации на профессиональной основе.

Ключевые слова: интерактивные методы, презентации, компьютерное обучение, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, метод мозгового штурма, метод критического мышления, викторины.

Basic criteria of interactive teaching models and methods of teaching languages which are used at the English lessons are considered in the article. The article is suggested some exercises which help to get to know members of the group closely and to establish inherent group communications for the effective learning and vocabulary activities. For the purpose of developing creative specialists’ ability are provided using communication possibilities in the teaching process on the professional basis.

Key words: Interactive methods, presentation, computer training, group discussion, business and role play, quiz, Collaborative Education, Jigsaw tasks, Group Interview, Brainstorming.

Язык является фактором духовной культуры общества. Особенно в условиях глобализации повышается статус английского языка, понятен интерес к изучению иностранного языка со стороны будущих специалистов. Сегодня английский язык является одним из проводников глобализации. Преподавание английского языка с помощью различных методов способствует результативности обучения.

Сейчас в свете новых педагогических технологий много говорят об интерактивном методе обучения — обучении, погруженном в процесс общения. Чтобы процесс обучения был эффективным, в нем должны присутствовать три стороны общения:

-        информативная (передача и сохранение информации);

-        интерактивная (организация взаимодействия в совместной деятельности);

-        персептивная (восприятие и понимание человека человеком)

Интерактивное обучение в широком понимании этого термина представляет собой явление, которое включает в себе различные аспекты методики, применяемые в учебном процессе. Обучение, погруженное, в процесс общения и интерактивное обучение составляют «интерактивный урок». Все возрастающий поток информации требует внедрения таких методов обучения, которые позволяют за достаточно короткий срок передавать довольно большой объем знаний, обеспечить высокий уровень овладения учащимися изучаемым материалом и закрепления его на практике. Интерактивные методы включают в себя: метод проблемного изложения, презентации, тренинги, программированное, компьютерное обучение, учебные групповые дискуссии, анализ конкретных практических ситуаций, деловые и ролевые игры. А также работу в группах, метод мозгового штурма, метод критического мышления, викторины, мини-исследования, метод Insert (или метод индивидуальных пометок, когда студенты пишут 7–10-минутное ассоциативное эссе), метод блиц-опроса, метод анкетирования, прием «Бинго» и др.

Для эффективного усвоения и активизации лексики предлагается следующий вид работы: Choosethecorrectanswer.

1.      An architect is а person who:

a)      Makes a building

b)      designs a building

c)      founds a building.

2.      The oldest monuments are:

a)      the tents of primitive people

b)      the Cathedral of St. Sophia in Kiev;

c)      Egyptian pyramids.

3.      The main building material for pyramids was:

a)      Timber and metal

b)      bricks

a.      e) granite.

4.      The pyramids were constructed….

a)      As monument

b)      for a dead King

c)      for military purposes.

Как показывают исследования педагогов, психологов, в коллективной познавательной деятельности, обучающиеся, глубже усваивают учебный материал, улучшается успеваемость. Сам процесс передачи информации построен на принципе взаимодействия преподавателя и студента. И хотя педагогическое общение определяется в числе многих других такими важнейшими факторами, как: индивидуальный стиль общения педагога; установка преподавателя на отдельных, в какой-то степени подготовленных студентов; учет личностных особенностей студента; уровень развития коллектива учащихся в целом; наличие умений профессионального общения, в основном вся учебная деятельность ложится на учителя. Кроме того, успех в учебной деятельности зависит и от уровня владения обучающимися познавательными умениями, от места занимаемого ими в системе межличностных отношений, от самооценки. Условием, а также результатом успешного применения интерактивных методов обучения на английском языке является способность к коллективной работе и партнерскому общению обучающихся между собой и с педагогом. Это свидетельствует, что успехов в преподавательской деятельности добиваются, прежде всего, те преподаватели, которые владеют педагогическим умением. Развивать и поддерживать познавательные интересы обучающихся, создавать на занятиях атмосферу общественного творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах однокурсников и заинтересованности овладеть английским языком, предполагает большую активность обучаемого, его творческое переосмысление полученных сведений. Основные критерии интерактивной модели обучения на английском языке: возможность неформальной дискуссии, свободного изложения материала, меньшее число лекций, но большее количество практических занятий, инициатива студента, наличие групповых заданий, которые требуют коллективных усилий, постоянный контроль во время семестра, выполнение письменных работ. Интерактивные игровые занятия, предлагаемые для коммуникативного изучения языков, предусматривающие выполнение упражнений, которые выделены в зависимости от цели в семь разделов это — упражнения для создания атмосферы для групповой работы; упражнения для выявления общих интересов; упражнения, поддерживающие целостность группы; связующие упражнения; стимулирующие упражнения; упражнения, поощряющие творчество; завершающие упражнения.

Для поддержания целостности группы можно выполнить следующее упражнение.Add the missing parts of the sentences from the text and complete the sentences below with the words:

1.      …for building purposes are divided into two groups called softwoods and hardwoods.

2.      However, timber is still employed...

3.      …ordinary, hollow or porous, lightweight, multicolor bricks for decorative purposes, etc.

4.      They use natural stones such as marble, granite, basalt, limestone and sandstone…

5.      ...while brass is frequently used for decorative purposes in facing.

a)      Aluminum is highly valued for its durability and especially for its light weight

b)      There exists variety of bricks for different purposes:    

c)      as a building material in the form of boards.

d)     Timbers used       

e)      for the construction of dams and foundations. 

Check your answers below (see example).

1

2

3

4

5

e

d

c

f

b

Эти упражнения помогают поближе познакомить членов группы, задают тон групповой работе, помогают быстро установить внутригрупповые отношения, нормы поведения, стимулируют, поощряют к групповой работе, помогают новыми глазами взглянуть на мир, применить новые, необычные методы.Указанный метод содействует принципу коллективного обучения, что сказывается на успешности обучения в частности иностранного языка (способствует формирование и проявление аудирования, говорения, чтения, письма). Обучение иностранному языку на основе интерактивного метода способствует сплочению коллектива, формирование общительности, благоприятного психологического климата в учебной группе, прочному усвоению знаний.
Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения на уроках английского языка является инициативность обучающихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог из позиции партнера помощника. Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у обучающихся способность самостоятельного решения проблемы. Применение интерактивных методов обучения с помощью английского языка развивает у студентов:
-                        Способность к анализу информации и определение проблемы;
-                        Умение находить возможности и ресурсы для решения проблемы;
-                        Умение вырабатывать стратегию достижения целей и планировать
-                        конкретные действия;
-                        Способность к дискуссии и переговорам, т. е. умение выслушивать
-                        собеседника, аргументировано убеждать и принимать коллегиальное решение.

Сегодня становится очевидным, что молодой специалист более чем когда-либо должен уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе соответствующей информации. Способность мыслить критически должна формироваться в определенной учебной среде. Основное назначение педагогического воздействия в том, чтобы инициировать потенциально заложенную в студенте способность стать субъектом. В условиях новых педагогических технологий студент перестает быть объектом обучения, он становится субъектом учебной деятельности. В целях развития творческих способностей будущих специалистов предусматривается широкое использование в процессе обучения возможностей коммуникации на профессиональной основе. Подготовка специалистов в вузе в современных условиях невозможно без активизации познавательной деятельности студентов и применения интерактивных методов обучения на английском языке.

Литература:

1.      Пассов Е. И. Основы коммуникативной методики обучения иноязычному общению. -М.,1989.

2.      Трегубова Н.Н Интерактивные методы обучения как средство организации взаимодействия в педагогическом процессе. Вестник, АГУ им. Абая. Серия «Педагогические науки».

3.      Хан Н. Н. Педагогические требования к организации коллективно-познавательной деятельности учащихся». — Алматы. — 1986.

4.      Littlewood W. T. Communicative language teaching. Audio-Visual

5.      Language Journal. Vol. 16 No. 3 pp.131–135.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle