Библиографическое описание:

Бушковская Е. А. Междисциплинарное обучение как способ формирования коммуникативной компетентности (на примере уроков английского языка) // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 492-495.

В статье представлена терминология, связанная с развитием коммуникативной компетенцией в рамках междисциплинарного обучения в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ.

Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетентность, междисциплинарное обучение.

Коммуникация является важнейшей стороной жизни человека как социального субъекта. Одной из первостепенных функций системы образования является передача жизненного опыта одного поколения другому, что предусматривает формирование коммуникативных навыков в процессе обучения на протяжении всей жизни.

Федеральные государственные образовательные стандарты РФ включают следующие основные позиции в обучении:

1.                 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

2.                 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории; к культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

3.                 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

4.                 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности и др. [8].

Рассмотрим понятийный аппарат, используемый в данном исследовании. Коммуникация как сторона общения — это:

-          передача информации от лица к лицу, от одной культурной единицы к другой;

-          линия или канал, соединяющий участников обмена информации;

-          взаимодействие, с помощью которого информация передаётся и принимается; процесс передачи и приёма информации [4].

Петровская Л. А. рассматривала коммуникативную компетентность как «способность к эффективному решению коммуникативных задач, определяющую индивидуально-психологические особенности личности и обеспечивающую эффективность ее общения и взаимодействия с другими людьми» [3].

В коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что, в свою очередь, предполагает усвоение этно- и социально-психологических эталонов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нормами поведения) [2].

Коммуникативная компетенция является, с одной стороны, предметной компетенцией: иноязычная коммуникативная компетенция принадлежит предметной области «иностранный язык». С другой стороны, это ключевая межпредметная компетенция, без которой невозможно непосредственное и опосредованное общение ни в одной области, невозможно хранение, передача и приращение научного и бытового знания. Вне коммуникативной компетенции невозможно существование человеческой цивилизации и самого человека [1].

Одним из способов формирования коммуникативной компетенции нами предлагается использование междисциплинарного обучения. Междисциплинарное обучение — построение содержания обучения вокруг широких или глобальных тем основополагающего значения. Основой междисциплинарного обучения является тематическая междисциплинарная интеграция. Тематическая междисциплинарная интеграция — способ организации содержания обучения, в основе которого лежит интеграция объектов изучения, тем, проблем из разных областей знаний посредством их содержательного связывания с общими идеями междисциплинарного характера, которые раскрывают смысл глобальной темы [5].

Нами было сформулировано понятие междисциплинарного обучения, ориентированного на практику внедрения в образовательную среду массовой школы в новых условиях модернизации российского образования. Междисциплинарное обучение — один из способов развития одаренности, направленный на обогащение содержания обучения посредством системно выстроенных интегративных знаний на основе глобальных тем философского содержания, учитывающих возможность динамики интереса школьников при специально выстроенных организационно-педагогических условиях. Междисциплинарное обучение включает такие требования к программам, как обогащение, углубление, ускорение (интенсификация) и проблематизация материала учебной программы. Рабочая программа по междисциплинарному обучению разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы междисциплинарного обучения «Одаренный ребенок» Шумаковой Н. Б. Программы междисциплинарного обучения позволяют решать следующие задачи:

-          развитие широких познавательных интересов;

-          развитие целостной картины мира (понимания мира как единого, взаимосвязанного целого) и системного мышления у детей;

-          развитие всех видов мышления;

-          развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;

-          обучение коммуникативным умениям и умениям работать совместно (решать проблемы в малых группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию и т. д.) и др. [7].

Шумаковой Н. Б. были опубликованы данные, полученные в ходе лонгитюдного исследования школьников, прошедших полный курс по программам междисциплинарного обучения (1–11 класс), включавшими результаты опроса учителей, осуществлявших обучение по данной экспериментальной программе. Исследование показало, что 100 % учителей отметили развитие познавательной потребности, любознательности и познавательных интересов у обучающихся. Развитие способности к самостоятельному мышлению, анализу и обобщению, также как и развитие речи, отметили около 92 % педагогов. Такие высказывания, как «дети научились самостоятельно мыслить, не бояться высказывать свое мнение и искать выход из проблемных ситуаций», «дети стали проявлять яркое самостоятельное мышление, творческий подход к заданиям», «изменилась речь детей, они стали свободнее выражать свои мысли» — очень распространены среди ответов учителей. Стремление детей рассматривать проблему с разных точек зрения отметили около 60 % учителей и примерно столько же (65 %) — развитие коммуникативных умений и коммуникабельности [6. С.25–30].

Приведем пример трёх тем базовой программы обучения английскому языку из календарно-тематического плана реализации программ междисциплинарного обучения МБОУ Академического лицея г.Томска.

Глобальная тема 2013–2014 г. «Система. Взаимодействие систем. Синергетика»

Тема урока по базовой программе

Измененное содержание базового компонента

Междисциплинарное обобщение

Формирование витагенного опыта обучающихся как базовой основы получения «нового» знания

1.

Все о себе

Базовый компонент дополнен и обогащен проблемным содержанием понятий «Внешность и характер», «Категории привлекательности/красоты»

и др.

Философский

компонент синергетики:

·   идея самоорганизации (способности различных систем к саморазвитию за счет притока энергии, информации, использования внутренних возможностей;

·   процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от среды. (Г. Хакен)

Междисциплинарные связи с биологией, географией, историей и др.

«Внутренняя и внешняя красота», обсуждение позитивных и негативных качеств личности

2.

Дружная семья. Семья: родственники, их возраст, внешность, характер, профессии

Базовый компонент дополнен и обогащен проблемным содержанием (обсуждение современных проблем, связанных с темой)

Философский

компонент синергетики:

·  принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же безотносительно природы систем.

Междисциплинарные связи с биологией, географией, историей и др.

Проблемы обсуждения: «Семьи в западных и восточных культурах», «лучшая профессия», обсуждение позитивных и негативных качеств личности

3

Мой день.

Базовый компонент дополнен и обогащен проблемным содержанием (обсуждение современных проблем, связанных с темой)

«Разные люди — разный распорядок дня»

Философский

компонент синергетики:

·                      выявление и познание общих закономерностей, управляющих процессами самоорганизации в системах различной природы (элементов, людей, транспортных средств и пр.). Междисциплинарные связи с биологией, географией, историей и др.

Дискуссии по теме «Искусство управления временем»,

«День современного человека» и др.

Данный пример демонстрирует наличие следующих видов усовершенствования базовых учебных программ:

-          осмысление философского компонента тематики базовой учебной программы;

-          использование четырех видов изменения содержания базового компонента программ (обогащение, проблематизация, ускорение, углубление);

-          изменение содержание базовой программы;

-          использование коммуникативных заданий по темам;

-          использование витагенного опыта педагога и обучаемого;

-          реализация требований ФГОС РФ и др.

Таким образом, проанализировав эмпирический опыт использования междисциплинарного обучения на примере уроков английского языка, можно сделать вывод, что данная методика реализует требования ФГОС РФ и способствует развитию коммуникативной компетентности.

Литература:

1.         Английский язык Ч.1. Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2014 г. М.- 2014. — 90 с. С.3

2.         Кабардов М. К. Языковые и коммуникативные способности / М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская // Способности и склонности. М.: Педагогика. 1989. — С.103–104.

3.         Перовская Л. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ,1982. — 168 с.

4.         Черевач Г. Б. Психолого-педагогический практикум: учебно-методическое пособие. — Томск: ТГПУ, 2013. — 108 с.

5.         Шумакова Н. Б. Обучение и развитие одаренных детей. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО «Модэк», 2004. — 323 с.

6.         Шумакова Н. Б. Выявление и развитие детской одаренности в современных условиях обучения С.25–30 Режим доступа: http://polev18.ru/files/files/sumakova-526a7b7b888d1.pdf, свободный,- Загл. с экрана.- Яз. рус.

7.         Шумакова Н. Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». М. Просвещение, 2006.

8.         Режим доступа: http://минобрнауки.рф/, свободный,- Загл. с экрана.- Яз. рус.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle