Библиографическое описание:

Максимкин В. Н. Проблемы и перспективы внедрения ГЛОНАСС // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 289-291.

Полезный эффект внедрения технологий ГЛОНАСС заключается в повышении безопасности на дорогах, повышении качества обслуживания перевозчиков, совершенствовании контроля и организации режима труда/отдыха персонала, экономии ресурсов. Этот функционал достигается благодаря внедрению на территории России следующих инфраструктурных проектов: «ЭРА-ГЛОНАСС»; система тахографического контроля; оснащение транспортных средств бортовыми системами ГЛОНАСС; система взимания платежей за пользование дорогами; «Система-112»; отдельные элементы интеллектуальных транспортных систем (ИТС), в том числе электронные табло на остановках и т. п.

Все перечисленные проекты либо пока не внедрены, либо качество их внедрения оставляет желать лучшего, поскольку текущее функционирование инфраструктурных проектов не выполняет свои задачи.

Использование результатов космической деятельности в области спутниковых технологий — это, в частности, фрагменты интеллектуальных транспортных систем. Требуется создание инфраструктуры и взаимодействие её компонентов. Следовательно, ключевым условием успешного внедрения является системный подход. Он предусматривает создание стандартов и законодательной базы, системы сертификации, назначение ответственных за контроль внедрения технологий и выполнение требований нормативно-правовой и нормативно-технического баз, создание служб хранения, обработки и анализа собранных данных, установление мер ответственности за несоблюдение технологических норм и законодательства и т. д.

Перечисленные задачи должны решаться через нормативно-правовое и нормативно-техническое регулирование. В настоящее время эти задачи не решаются. Причины, на мой взгляд, следующие:

-          отсутствие единой взаимосвязанной законодательной базы; законы часто противоречат один другому;

-          отсутствие системы обязательной сертификации, оборудования. Также непонятно, каким образом должна проверяться фактическая работоспособность оборудования, а не формальное соответствие требующемуся комплекту;

-          изменяющиеся требования к оборудованию. Одни компании оказываются в убытке, успев приобрести оборудование, соответствующее предыдущей версии требований, но оказавшееся вне соответствия последней. Фактически обязанным оснаститься навигационным оборудованием компаниям приходится «выбрасывать деньги на ветер». Другие компании тянут с оснащением, опасаясь изменений законодательства. В итоге складывается ситуация отложенного спроса, когда потенциальный рынок есть, а реального оснащения аппаратурой мало;

-          несформированность инфраструктуры передачи данных. Ситуация такова: оборудование на транспорте установлено, данные собираются, а куда информацию передавать — неизвестно, нет единого решения для всех регионов. Основным органом, куда должны передаваться данные, является автоматизированный центр контроля и надзора (АЦКН) Ространснадзора, но большинство АЦКН (7 из 8) пока не начали работать. Получается, что инфраструктура не создана, а оснащение форсируется.

Эти проблемы порождают неразбериху на рынке, как среди производителей, поскольку стоит вопрос о необходимости производить соответствующее техническим требованиям оборудование, так и среди потребителей, поскольку необходимо закупать устройства, принять решение в текущей ситуации сложно, а ошибки влекут за собой убытки.

Существует проблема недобросовестной конкуренции и использования административного ресурса во время тендеров, которая требует контроля и решения.

Что-то особенное, влияющее именно на данную отрасль, трудно выделить. Существуют общие проблемы, связанные с неразвитой инфраструктурой некоторых регионов, низким уровнем проникновения информации, низкой деловой активностью.

Стоит отметить, что системы мониторинга транспорта на базе ГЛОНАСС работают исправно, и результат их работы многие предприятия, как крупные корпорации, так и небольшие организации, смогли ощутить на себе в виде сокращения издержек на содержание своих автопарков, экономии на топливе и т. д.

Как известно, спрос формирует предложение, и рынок спутниковых технологий не исключение. Помимо госпрограммы по обязательному оснащению транспорта ГЛОНАСС-оборудованием, многие организации сами понимают необходимость оснащения своих автопарков подобными решениями. Все стремятся экономить, а методы учёта работы автопарков «по старинке» становятся всё менее эффективными. Грамотные руководители, владельцы бизнеса, ориентированные на получение от деятельности своего предприятия максимальной прибыли, сейчас приходят к пониманию, что без современных технологических решений контролировать автопарк крайне сложно.

C выделением субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, которые входят в транспортные коридоры «Север-Юг» и «Восток-Запад», сложилась неоднозначная ситуация. Получается, что одни получают субсидии на внедрение ГЛОНАСС-решений, другие — нет. При этом очевидно, что собственных денег у регионов на комплексное создание региональных навигационно-информационных систем (РНИС) не хватит. Здесь крайне необходима помощь государства в софинансировании создания РНИС для регионов, не вошедших в транспортные коридоры.

До сих пор не решён ряд вопросов, касающихся нормативно-правового обеспечения использования технологий ГЛОНАСС. Органы исполнительной власти не имеют пока эффективных инструментов контроля — непонятно, кто и каким образом должен штрафовать компании за неисполнение требований законодательства в части оснащения аппаратурой ГЛОНАСС транспортных средств, осуществляющих перевозку пассажиров и опасных грузов. Также до сих пор не внесены изменения в Кодекс административных правонарушений, определяющие размер ответственности перевозчика за неисполнение требований российского законодательства в части оснащённости обязательным навигационным оборудованием. Непонятен и сам механизм проверки Ространснадзором наличия/отсутствия ГЛОНАСС-оборудования на борту транспортного средства. Пока эта цепочка не выстроена до конца ни нормативно, ни технически.

К чему это в итоге приводит? К тому, что фактически ГЛОНАСС-решения внедряются бессистемно и крайне медленно. Мы не достигаем заявленных целей и не можем обеспечить в должной мере ни высокую эффективность работы транспортного комплекса, ни безопасность пассажиров на транспорте. Ведь если проблема не решена в комплексе, оборудованием ГЛОНАСС не оснащено 100 % транспортных средств, невозможно создать нормальную систему диспетчеризации и информирования населения. То же самое касается вопросов безопасности.

Дисциплинированные перевозчики (преимущественно крупные автопарки) уже давно оснастили свой транспорт оборудованием ГЛОНАСС. Аварийные ситуации и проблемы с качеством транспортного обслуживания как раз создают «серые» перевозчики и небольшие компании, которые не соответствуют техническим требованиям безопасности, не контролируют состояние водителей, выходящих в рейс. В автопарки именно этой категории и нужно внедрять навигационные технологии в первую очередь, однако по собственной воле они это делать не хотят, а инструментов воздействия на них у органов власти сейчас недостаточно.

Нужны якорные региональные мероприятия. Необходимо более активно заниматься популяризацией ГЛОНАСС именно в регионах — проводить выездные мероприятия, собирать как представителей местных органов исполнительной власти, так и непосредственно самих пользователей, объяснять на цифрах и конкретных примерах, что даёт внедрение навигационных решений каждому.

Нужно, в первую очередь, донести мысль, что ГЛОНАСС-решения внедряются не для того, чтобы наказывать перевозчиков, а для того, чтобы повысить безопасность пассажиров, повысить качество предоставления транспортных услуг населению, снизить аварийность на дорогах, помочь автопаркам оптимизировать бизнес-процессы и пр. Донести максимум информации как раз бы и помогли региональные мероприятия (выставки, конференции, «круглые столы», семинары и пр.).

В сфере навигационно-информационной деятельности, скорее, нужна не реорганизация, а серьёзное увеличение количества проводимых мероприятий, преимущественно в регионах. На местах нужно привлекать к участию больше региональных и муниципальных чиновников, которые отвечают за развитие транспортного комплекса.

Литература:

1.            Власов В. М. Информационные технологии на автомобильном транспорте / В. М. Власов, А. Б. Николаев, А. В. Постолит, В. М. Приходько; под общ. ред. В. М. Приходько; МАДИ (Гос. техн. ун-т). — М.: Наука, 2006–283с.

2.            Глухов А. К. Пассажирский транспорт Москвы как объект системного исследования: исторический опыт, идеология, инструментарий. — М.: ВИСМА,2005.-194с.

3.            Кравченко П. А. Об инновационных технологиях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения // Транспорт РФ. 2010 № 5(30).

4.            Рябков H. C., Ретинская И. В. Алгоритм синхронизации баз данных при помощи хэш-функций на основе нелинейного разбиения таблиц // XIII Всероссийская научно-методическая конференция — Телематика, 2006

5.            Спирин И. В. Организация и управление пассажирскими автомобильными перевозками. М.: Академия, 2003–400с.

Основные термины: технологий ГЛОНАСС, оборудованием ГЛОНАСС, внедрения технологий ГЛОНАСС, транспортных средств, интеллектуальных транспортных систем, аппаратурой ГЛОНАСС транспортных, бортовыми системами ГЛОНАСС, транспорт оборудованием ГЛОНАСС, оснащения аппаратурой, использования технологий ГЛОНАСС, навигационным оборудованием, базе ГЛОНАСС, популяризацией ГЛОНАСС, транспортного комплекса, инфраструктурных проектов, в транспортные коридоры, а реального оснащения аппаратурой, техническим требованиям, внедрения технологий и выполнение, неисполнение требований

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle